logo
Лекции по ОУН

4. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве

Основными заинтересованными сторонами во внедрении энергосберегающих проектов и мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве должны стать управляющие компании (исполнители коммунальных услуг). Основной доход управляющие компании будут получать от предоставления жителям коммунальных услуг, для качественного оказания которых они приобретают соответствующие энергетические ресурсы. И чем больше разница между стоимостью приобретенных энергоресурсов и стоимостью оказанных коммунальных услуг, тем более эффективен бизнес управляющей компании. Внедрение энергосберегающих мероприятий позволит снизить потребление энергоресурсов при сохранении качества оказываемых коммунальных услуг.

Основными препятствиями к внедрению энергосберегающих мероприятий управляющими компаниями являются:

1) Отсутствие базовых знаний о возможностях энергосбережения.

2) Отсутствие необходимой технической компетенции для реализации конкретных мероприятий.

3) Отсутствие необходимых финансовых ресурсов для реализации энергосберегающих мероприятий.

Первая проблема (отсутствие необходимых знаний) решается путем разработки и распространения (при необходимости с обучением) методических материалов, описывающих типовые технические и организационные решения по энергосбережению, доступно объясняющие выгоду и экономический эффект от внедрения мероприятий. Эту роль должны возложить на себя уполномоченные в области энергосбережения органы государственной власти.

Вторая проблема отсутствия необходимой технической компетенции для реализации мероприятий решается через привлечение специализированных энергосервисных компаний, которых на сегодняшний день на рынке имеется достаточное количество.

Проблему отсутствия необходимых финансовых средств у управляющих компаний, возможно решить посредством:

1) Формирования целевых адресных программ поддержки внедрения энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве за счет средств бюджетов соответствующих уровней.

2) Привлечения внебюджетных источников на базе реализации схем энергосервисных контрактов, когда инвестиции в энергосберегающие мероприятия возвращаются через снижение платежей за потребляемые энергоресурсы. Для этого необходима разработка типовых форм таких контрактов.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) сегодня является крупнейшим потребителем энергии в стране, одной из самых затратных отраслей российской экономики, в которой энергоресурсы используются крайне нерационально.          По официальным данным Правительства РФ, содержание ЖКХ для государственного бюджета обходится в 100-120 млрд. руб. ежегодно, причём имеется тенденция к постоянному росту этих расходов.          Ежегодная потребность в расходах на жилищно-коммунальный сектор (ЖКС) составляет от 35 % до 50 % муниципальных бюджетов.          Удельный расход воды на одного жителя России превышает среднеевропейские показатели в 2-3 раза, на отопление 1 м2 площади тратится в 5 раз больше условного топлива, чем в Европе.          Огромное количество энергоресурсов теряется по причине износа основных фондов, несовершенства строительных конструкций и материалов, отсутствия приборов коммерческого учёта воды, тепла, газа.          По оценке специалистов Минэнерго РФ, потенциал энергосбережения в ЖКХ составляет 25 % всего потенциала энергосбережения в РФ, который составляет 360 – 430 млн. т. условного топлива. Если в ЖКХ эффективно проводить программу энергосбережения, то можно получить снижения затрат на услуги от 15 % до 40 %.          По прогнозу Института энергетических исследований РАН цены на энергоносители в ближайшие десятилетия будут неуклонно расти (Диаграмма 1). Это неизбежно отразиться на динамике роста тарифов на тепло, воду и электроэнергию в сторону возрастания. На промышленных и других предприятиях энергетическая составляющая в себестоимости конечного продукта доходит до 70 % и в конечном итоге становится «тормозом» для развития производства.          Особенно остро эта проблема встанет более чем перед 90 % населения России, так как предполагается и практически уже вводится 100 % оплата за коммунальные услуги, поэтому внедрение энергосберегающих технологий в ЖКХ, является важнейшей государственной задачей:

Диаграмма1. Прогноз ценовой динамики в области топливно-энергетических ресурсов. Диаграмма2. Структура оплаты населения жилищно-коммунальных услуг в расчёте на 1 м² жилой площади в месяц. Всего население оплачивает ~16 рублей за 1 м² жилой площади. Диаграмма 3. Структура затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства в расчёте на 1м² жилой площади.         Из диаграммы видно, что более 58% от суммы, необходимой для покрытия затрат дотируется из бюджета муниципального образования и следовательно, что при переходе на 100 % оплату ЖКУ среднестатистический россиянин будет платить за 1 м2 жилой площади ~ 37 рублей (при действующих тарифах и среднестатистическом уровне дохода на душу населения ~ 3000 – 4000 тыс. руб.).          Как известно, Правительство РФ уже на протяжении 10 лет пытается реформировать жилищно-коммунальный сектор, но кроме повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, добиться качественного изменения в этом секторе не удалось.          Создание чётких механизмов социальных гарантий, формирование объективных тарифов на ЖКУ, повышения качества услуг, адресной защиты малообеспеченных слоёв населения – важнейшая задача реформирования ЖКХ. Эту задачу можно выполнить при условии проведения комплексной программы энергосбережения в ЖКХ. Основные предпосылки, обеспечивающие реализацию программы энергосбережения в ЖКХ.

1. Наличие глубокого кризиса в ЖКХ. 2. ЖКХ – сфера, затрагивающая интересы всех граждан России. 3. ЖКХ – наиболее благоприятная сфера для развития малого бизнеса.     Вложение инвестиций в ЖКХ во всех промышленно развитых странах считаются     наиболее приоритетными и дают наибольший социальный и соответственно,     экономический эффект. 4. Наличие на российском рынке передовых технологий, оборудования, обеспечивающих     высокую эффективность их применения. 5. Разрешение экологических проблем регионов. Внедрение энергосбережения в ЖКХ позволит: •   Снизить нагрузку на региональный бюджет, ТЭК региона. •   Уменьшить потребление ТЭР. •   Повысить качество услуг, предоставляемых населению, в соответствии с принятыми     стандартами. •   Повысить безопасность проживания всех жителей России. •   Смягчить социальную напряжённость в регионе. •   Полученную экономию от внедрения энергосберегающих технологий, возможно     рассматривать как ресурс для возвращения инвестиций.

Перечень некоторых мероприятий повышения энергоэффективности в ЖКХ:

Экономия топлива при производстве тепловой и электрической энергии.