logo
Лекции по ОУН

5. Энергосбережение в бюджетной сфере

При реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере необходимо учитывать:

1) Отсутствие целевых показателей по энергосбережению.

2) Отсутствие мотивации уполномоченного персонала к энергосбережению.

3) Отсутствие выделенных целевых средств на внедрение энергосберегающих мероприятий.

4) Жесткая регламентация статей затрат бюджетного учреждения, в том числе на оплату коммунальных услуг.

Наиболее подходящей схемой реализации энергосбережения в бюджетных учреждениях является схема энергосервисных контрактов. С учетом понятного и прогнозируемого объема средств, выделяемых в бюджете на оплату коммунальных услуг учреждения (защищенная строка бюджета), существенно упрощается проектирование финансовой модели внедрения энергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего мероприятия, понимая эффект и экономические параметры, становится возможным спланировать график возмещения понесенных затрат на реализацию мероприятия в счет возникающей в результате экономии на оплату коммунальных услуг. Такой график будет удовлетворять и интересы энергосервисных компаний, реализующих мероприятие и зарабатывающих на этом, и бюджетное учреждение, получающее экономию по оплате счетов. При этом возникающая экономия может делиться пропорционально: часть на оплату услуг энергосервисной компании, часть на материальное стимулирование персонала бюджетного учреждения.

Для реализации данной схемы необходимо:

1) Разработать и внедрить порядок использования механизма государственных бюджетных заданий (ст. 69.2 Бюджетного кодекса) в части установления целевых ориентиров по энергопотреблению для бюджетных учреждений.

2) Разработать порядок финансирования энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях, определяющий механизм перенаправления средств, предназначенных на оплату коммунальных услуг на услуги по энергосбережению.

3) Разработать типовую форму энергосервисного контракта и порядок его заключения.

При выполнении вышеперечисленных условий, энергосбережение в бюджетных учреждениях будет рассматриваться энергосервисными компаниями как устойчивый бизнес с понятной и прогнозируемой доходностью, что создаст предпосылки для максимального развития рыночных механизмов и стимулов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере.

Отдельным блоком в разделе экономическое регулирование стоит создание специализированных товаров и услуг в сфере энергосбережения и создания соответствующих условий и инфраструктуры для оборота новых товаров. К числу таких «новых товаров» в первую очередь относится «высвобожденная» энергетическая мощность. До недавнего времени оплата «возможности» получить энергию, то есть возможности присоединения к энергоинфраструктуре не имела четкого денежного эквивалента и выражалась в основном обременениями, которые накладывала энергоснабжающая организация на потребителя при присоединении. С учетом изменений в законодательстве, произошедших в последние годы, появились такие понятия как «плата за технологическое присоединение», «плата за подключение к системе коммунальной инфраструктуры». Таким образом, сформировался и легально действует рынок доступа к системам энергетической инфраструктуры с достаточно высокой стоимостью «входного билета». В этих условиях, с учетом факта, что затраты на снижение потребляемой мощности меньше, чем создание новых энергообъектов, возникли объективные предпосылки для реализации мощнейших экономических стимулов внедрения энергосберегающих проектов и мероприятий по высвобождению присоединенной мощности и потребляемой нагрузки (снижения мощности присоединенных и потребляющих энергоресурсы энергоустановок), с последующей переуступкой заинтересованным лицам для подключения к существующей инфраструктуре. Высвобожденная энергетическая мощность, ранее закрепленная за конкретными потребителями и использовавшаяся ими, стала товаром, на который имеется спрос, и де-факто сложились правила оборота особого товара «присоединенная мощность (потребляемая нагрузка)».

Создание рынка высвобожденной мощности предполагает выполнение условий, при которых потребители энергии, проведя энергосберегающие мероприятия самостоятельно или посредством специализированных фирм, могут переуступить на рыночной основе высвобожденную мощность новым потребителям (застройщикам или инвесторам) заинтересованным в технологическом присоединении. Таким образом, в данной модели «рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки» становится возможным реализовать систему отношений между заинтересованными лицами по высвобождению и перераспределению присоединенной мощности в условиях наличия альтернативы в виде фиксированного тарифа на присоединение (для электроэнергетики) и стоимости обременений (для других видов энергоресурсов). При этом, если тариф на присоединение формируется только исходя из необходимости развития сетевой инфраструктуры (без учета генерации и т.д.), то высвобождение и перераспределение мощности позволяет удовлетворять спрос на мощность в пределах сложившегося энергобаланса. Основные выгоды распределяются в этой модели рынка в зависимости от исполняемых функций.

Механизм «рынок присоединенной мощности и потребляемой нагрузки» содержит в себе три основных процесса, каждый из которых имеет свои особенности ценообразования.

1) «Высвобождение мощности» - свободное ценообразование, стоимость формируется на договорной основе на базе издержек, необходимых для проведения энергосберегающих мероприятий, инвестиционных затрат в изменение потребляющих характеристик энергоустановок потребителя.

2) «Перераспределение мощности» - основными являются затраты на разработку и согласование проекта по перераспределению мощности (разработка схемных решений), а также затраты на выполнение строительно-монтажных работ. Стоимость в основном формируется на базе соответствующих расценок.

3) Непосредственно «Технологическое присоединение в счет высвобожденной мощности» - данные работы всегда будет выполнять энергосетевая компания (владелец энергоинфраструктуры). Эта деятельность будет регламентироваться в силу ее естественно-монопольного характера. Например, для электросетевой компании эта деятельность попадает под требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, предусматривающих обязательность установления платы за технологическое присоединение на покрытие затрат электросетевой компании. С учетом отсутствия необходимости серьезных инвестиций в энергообъекты такой «тариф на технологическое присоединение в счет высвобождаемой мощности» может устанавливаться на достаточно низком уровне.

Таким образом, затраты на присоединение нового потребителя в счет высвобожденной в результате энергосбережения мощности для застройщика или инвестора будет складываться из суммы «договорной цены на высвобождение мощности (стоимость проведения энергосберегающих мероприятий)», «стоимости проектных и строительно-монтажных работ по перераспределению мощности» и «платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства к электрическим сетям в счет высвобожденной в результате энергосберегающих мероприятий мощности».