Интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
Фирменный стиль и интерьер магазина
Успешное функционирование предприятия розничной торговли во многом зависит от использования для оформления магазина элементов фирменности, с помощью которых может быть создан его фирменный стиль.
Фирменный стиль создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.
Основными составляющими фирменного стиля являются:
товарный знак;
фирменные цвета;
логотип;
рекламный слоган;
рекламный персонаж.
Различают словесный и графический товарные знаки. Словесный товсрный знак представляет собой название фирмы или предприятия, выполненное в определенной графической манере, оригинальным, запоминающимся шрифтом. Графический товарный знак — условное обозначение, принадлежащее данной фирме или предприятию и подлежащее регистрации.
Для оформления словесного и графического товарных знаков выбираются определенные фирменные цвета, а для особого начертания названия магазина — логотип.
Рекламный слоган представляет собой краткую фразу или девиз фирмы (предприятия).
В качестве рекламного персонажа (символа) фирмы может быть использован определенный персонаж, выступающий от имени фирмы при рекламных и других мероприятиях. Он способствует лучшему запоминанию рекламы.
Основными носителями фирменного стиля могут выступать:
вывеска над входом или у входа в магазин;
элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки);
различные виды витрин;
торговое оборудование;
указатели и вывески в помещении магазина;
ценники, наклейки и этикетки;
пакеты;
коробки и различные упаковочные материалы;
одежда персонала.
Использование тех или иных фирменных элементов зависит от типа и размера торговой площади магазина, места его расположения и других факторов. Путем рационального сочетания фирменных элементов магазину может быть придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.
Рациональное планировочное решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной организации совершаемых здесь торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать как оформление торгового зала, так и организацию внутреннего пространства помещения и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.
Поэтому художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решенных задач:
создания оптимальных пропорций помещений, расстановки оборудования с учетом положения колонн, лестниц, пандусов, эскалаторов, основных проходов и т. д.;
расположения витрин и различных средств рекламы;
отделки полов, потолков, стен и колонн;
цветовой характеристики помещений;
расположения светильников и местных подсветов;
устройства подвесных потолков, коробов, стояков с учетом архитектуры пространства торгового зала.
При решении интерьера торгового зала следует иметь в виду необходимость создания оптимальных условий для показа товаров и обеспечения максимальных удобств покупателям для совершения покупки.
Основным средством художественной выразительности интерьера магазина являются отделочные материалы, подбор которых следует осуществлять в соответствии со спецификой, функциональным назначением, размером и архитектурно-пространственной композицией розничного торгового предприятия на основании их эксплуатационных и эстетических качеств.
Определяющими факторами при подборе отделочных материалов являются основные физические характеристики. Материалы, используемые для отделки помещений торговых залов, должны быть красивыми, прочными, износоустойчивыми, звукопоглощающими, водоотталкивающими, гигиеничными, удобными для эксплуатации. Они должны отвечать требованиям эстетики и быть дешевыми.
При отделке различных типов магазинов некоторые требования становятся решающими для выбора материала. Так, для отделки стен, перегородок и колонн в продовольственных магазинах должна применяться гладкая влагостойкая отделка, которая не должна менять свою поверхность при влажной уборке, при дезинфекции. Здесь не допускается применять отделочные материалы, собирающие пыль, перфорированные материалы и т. д. Для таких магазинов больше подходят такие материалы, как керамические глазурованные плитки, слоистые пластики, поливинилхлоридные пленки и т. д.
Отделка поверхностей в непродовольственных магазинах может создавать любую фактуру (гладкую, шероховатую и т. д.).
Не следует предусматривать в торговом зале мозаичные панно, витражи и сложные архитектурные детали, поскольку они будут отвлекать внимание покупателей от реализуемого в магазине товара. Подобные художественные средства уместны только в отдельных местах торгового зала для указания направления движения, обозначения лестничных клеток и т. п.
Для покрытия полов должны использоваться материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью истиранию. Поверхность полов должна быть ровной, нескользкой, влагоустойчивой. Чем меньшей скользкостью и теплоусвоением и, вместе с тем, большей упругостью и звукопоглощающей способностью обладает пол, тем лучшими будут условия для покупателей и торговых работников. Желательно, чтобы в конструкциях пола предусматривалась возможность периодического ремонта отдельных износившихся или поврежденных участков без полной смены покрытия.
Облицовка нижнего яруса стен торгового зала может быть заменена пристенным оборудованием. Применение перфорированных щитов и набора навесных приспособлений для выкладки и показа товаров позволяет использовать стены и колонны для их экспозиции. Облицовка колонн производится твердыми и высокопрочными материалами, что особенно касается колонн, находящихся в транзитных зонах и в наибольшей степени подвергающихся механическим воздействиям.
Для облицовки стен, находящихся вне пределов зоны контакта с покупателями и не подвергающихся воздействиям, связанным с технологическим процессом, применяются декоративные штукатурки, окраска с фактурными отделками. Подбор отделочных материалов для стен определяется в основном с учетом их художественно-декоративных свойств.
При проектировании интерьера торгового зала можно акцентировать внимание на одной или нескольких стенах. Этого можно добиться с помощью цвета и фактуры отделки, используя, в зависимости от архитектурного решения интерьера, профилированные деревянные рейки, литые гипсовые рельефные плиты, природный камень, лицевой кирпич, металлические штампованные элементы и т. д.
Одним из самых важных и самых выразительных архитектурных элементов торгового зала является потолок, для отделки которого можно использовать лакокрасочные составы, гипсовые или рельефные плитки и другие материалы.
Очень удобны подвесные потолки, с помощью которых можно скрыть системы инженерного оборудования и совместить функции отделки, искусственного освещения и акустики. Они могут быть разных конструктивных систем, светящимися, полусветящимися, акустическими. Для их отделки можно использовать звукопоглощающие и перфорированные древесноволокнистые и гипсовые плиты, перфорированный алюминий, молочное стекло и другие материалы.
Решение отдельных элементов интерьера должно находиться в полном соответствии с общим архитектурнопространственным решением торгового зала. Сочетание материалов, используемых в интерьере, должно быть гармоничным по фактуре, цвету, массе. При этом очень важным является расположение материалов с учетом конструктивной логики.
При строительстве магазинов из материалов с высокой степенью теплоизоляции стены имеют небольшую (до 20 см) толщину, а стекла оконных проемов составляют с ними единую поверхность, что создает ощущение легкости в интерьере торгового зала.
В зависимости от климатических условий применяется различная ориентация оконных проемов. В районах с жарким климатом в оконных проемах устанавливаются специальные солнцезащитные элементы, в условиях холодного климата — двойное остекление.
Особые требования предъявляются к освещению торгового зала. Для определения степени естественного освещения рассчитывается световой коэффициент (Кс) по следующей формуле:
п. т. з
где § з.п — площадь застекленной поверхности;
^ п.т.з — площадь пола торгового зала.
Этот показатель должен составлять не менее 0,125. Естественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, неудачного расположения магазина и т. д. Поэтому для освещения торговых залов магазинов широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь благоприятный спектральный состав. Искусственная освещенность торговых залов, как и других помещений магазинов, нормируется в зависимости от характера применяемых электрических ламп (накаливания или люминесцентные).
При решении интерьера торгового зала магазина необходимо учитывать местные особенности и национальные традиции.
Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетическим и эргономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональных зон, при расстановке и конструировании основных элементов интерьера торгового зала, выборе размеров оборудования.
В интерьерах торговых залов должна широко использоваться реклама, информирующая о наличии товаров, о ближайшем их поступлении, о расположении торговых отделов, мест отдыха, стола находок и т. п.
- Коммерция и технология торговли
- Оглавление
- Глава 15. Управление торгово-технологическим процессом и
- Глава 20. Устройство и основы технологических планировок
- Введение
- Основы коммерции и технологии торговли
- Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле
- 2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности
- Договоры в торговле
- Договоры, применяемые в торговле
- Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 4.1. Значение и содержание закупочной работы
- Система сертификациигост р госстандарта россии
- Коммерческая работа по продаже товаров
- 5.4. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
- Организация биржевой торговли
- Организация торговли на аукционах
- Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Реклама в коммерческой деятельности
- Лизинговые операции. Франчайзинг
- Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и виды
- Классификация, устройство и планировка товарных складов
- Технологическое оборудование складов
- Организация и технология складских операций
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда на складах
- 15.1. Организация управления торгово-технологическим процессом на складе
- 15.3. Организация труда складских работников
- Тара и тарные операции в торговле
- Организация перевозок грузов
- Заявка на перевозку грузов маршрутами
- Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий
- Классификация, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли
- 19.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий
- Основные признаки, характеризующие типыуниверсальных магазинов
- Основные признаки, характеризующие типынеспециализированных непродовольственных магазинов
- Устройство и основы технологических планировок магазинов
- Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
- Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 3 Рис. 22. Прилавки холодильные4
- Интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
- 22.2. Рекламно-информационное оформление магазина
- Организация торгово-технологического процесса в магазине и обслуживания покупателей
- Защита прав потребителей и государственный контроль торговли
- 24.2. Организация государственного контроля торговли
- Основные правила розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин
- Правила особых видов торговли
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине
- В магазине
- Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности
- Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности
- V. Возмещение ущерба
- Проектирование предприятий торговли
- Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли
- Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих торговую деятельность1
- Коммерция и технология торговли
- I. Предмет Договора