logo search
Vse_otvety_na_ekzamen_po_marketingu - копия

77. Стратегическое планирование маркетинга

Стратегическое планирование с точки зрения временного фактора (значительная продолжительность – 10-20 лет) очень похоже на долговременное планирование. Но, в отличие от последнего, связано с инновационной деятельностью, нередко с переформированием миссии фирмы, экспансией на новые рынки, т.е. диверсификации производства и сбыта товаров.

Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания соответствия между усилиями фирмы и ее возможностями в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования – определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. Стратегическое планирование опирается на четко сформулированную программу фирмы и включает следующие этапы: программа фирмы; задачи и цели; планы развития хозяйственного портфеля; стратегия роста.

1)Программа фирмы содержит конкретную цель. На этом этапе надо ответить на вопросы: что представляет собой наше предприятие; кто являются нашими клиентами; что ценно для этих клиентов; каким должно быть предприятие и т.д. Hа вопросы нужно отвечать с точки зрения удовлетворения нужд и запросов клиентов. Программа должна быть не слишком широкой и не слишком узкой.

2) Программа фирмы, изложенная на предыдущем этапе, развертывается в подробный перечень вспомогательных усилий и задач для каждого уровня руководства.

3) План развития хозяйственного портфеля разрабатывается на основе оценки привлекательности каждого товара, производимого фирмой на конкретном рынке. Для этого учитываются следующие показатели: размеры и емкость рынка; темпы роста рынка; размеры получаемой на нем прибыли; интенсивность конкуренции; цикличность и сезонность деловой активности; возможность снижения себестоимости.

Главный планируемый показатель на этом этапе - это объем продаж каждого вида товара. (Хозяйственный портфель - сумма этих товаров).

4) Стратегия роста фирмы разрабатывается на основе анализа, проведенного на 3-х уровнях.

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

Интенсивный рост

Интеграционный рост

Диверсификационный рост

Глубокое внедрение на рынок

Регрессивная интеграция

Концентрическая д.

Расширение границ рынка

Прогрессивная интеграция

Горизонтальная д.

Совершенствование товара

Горизонтальная интегр.

Конгломератная д.

Интенсивный рост оправдан, когда предприятие не до конца использовало возможности, присущие ее товарам и рынкам. Поэтому планируются конкретные мероприятия по увеличению сбыта на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга (стимулирование потребителей, установление более низких цен, использование рекламы...). Расширение границ рынка осуществляется за счет внедрения товаров на новые рынки. Совершенствование товара заключается в попытках предприятия увеличить сбыт за счет разработки нового или усовершенствованного товара на существующих рынках.

Интеграционный рост оправдан, когда предприятие может получить долю выгоды за счет перемещения в рамках своей отрасли вперед, назад или по горизонтали. Регрессивная интеграция заключается в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль поставщиков (перемещение в отрасли назад); например, фирма покупает предприятие поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль систему распределения (перемещение вперед), например, можно купить предприятие по оптовой торговле товарами своей фирмы (продвижение вперед).Горизонтальная интеграция - попытки фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий конкурентов (перемещение по горизонтали).

Диверсификационный рост оправдан, когда отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста, или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее и фирма может использовать свой накопленный опыт.

Существует 3 разновидности диверсификации: - концентрическая - расширение номенклатуры товарами, похожими на существующие; - горизонтальная - пополнение ассортимента товарами, не связанными с уже существующими, но могущими вызвать интерес у существующей клиентуры; - конгломератная - пополнение ассортимента товарами, не имеющими отношения ни к применяемой технологии, ни к существующим рынкам.

79. Бизнес-план (БП). БП - системный документ, позволяющий четко обозначить цели развития фирмы, методы, средства и способы их достижения на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом возможных рыночных перемен. БП должен отражать эффективность и реальность маркетингового проекта, его стратегические возможности на базе маркетинговых исследований с учетом факторов внутренней и внешней социально-рыночной среды. Цель БП – установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности хозяйственной единицы на период до 5 лет. В настоящее время для участия в конкурсе проектов БП является обязательным документом.

Как и стратегический план, БП касается вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоение новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей.

При разработке БП необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. БП должен иметь конкретные реальные цели, отражающие маркетинговую стратегию и адресные источники покрытия совокупности потребности;

2. разделы БП должны быть сформулированы кратко, ясно с включением четко обозначенных сроков и ответственных исполнителей;

3. в основе разработки БП должны быть маркетинговые исследования, выполненные с учетом геоэкономических и геополитических факторов маркетинговой среды;

4. БП должен быть гибким документом с конкретными рекомендациями в области адаптации к различным рыночным переменам, а также отражать возможности корпорации по реструктуризации и диверсификации маркетинговой деятельности в зависимости от состояния рыночного спроса;

5. ключевым содержанием БП должна быть маркетинговая программа хозяйственной деятельности предприятия.

Разработка БП предполагает решение комплекса задач. Функции БП:

Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намеченных действий, проектов и сделок.

Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов.

Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общественный результат.

Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия мер.

Упорядочение – создание единого общественного порядка для успешной работы.

Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки.

Документирование – представление действительности в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров.

Формирование БП проходит следующие этапы: определение миссии – формулирование целей и задач – установление общей структуры БП – сбор информации, разработка норм – составление БП (миссия фирмы – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сфер деятельности).

БП может включать разделы: реквизиты организации; описание бизнеса, включая характеристику форм собственности; текущее состояние бизнеса и перспективы его развития; управление организацией, включая краткие автобиографические справки на руководителя; характеристика выпускаемой продукции; цели и стратегии развития; исследования рынка (рыночные сегменты и их емкость, характеристика потребителей, конкуренты, рыночная доля, манеры проникновения на рынок); стратегии маркетинга; прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет с погодовой разбивкой; фонды, их исполнение, подробное обоснование требуемых валютных средств, обоснование сроков возврата кредита.