logo search
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине

  1. Организация управления торгово-технологическим процессом в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность. В то же время торгово-технологический процесс может происходить с различной динамичностью и интенсивностью (в течение дня изменяется интенсивность покупательских и товарные потоков, расчетнык и других операций). Кроме того, отдельные его операции могут про­текать с отклонениями от заданных величин, что придает всему торгово-технологическому процессу в магазине ве­роятностный характер. Все это происходит под влиянием различных факторов.

Для того чтобы обеспечить рациональное осуществление торгово-технологического процесса в магазине, необходима хорошо продуманная система управления всеми его опера­циями. Это позволит более эффективно использовать поме­щения магазина, торгово-технологическое оборудование, ра­бочую силу и в конечном итоге создать условия для обеспе­чения высокого качества обслуживания покупателей.

Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания поку­пателей.

Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи то­варов. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено прежде всего на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Не­обходимые размеры товарных запасов для магазинов уста­навливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факто­ров. Работники магазинов следят за соответствием факти­ческих запасов товаров установленным необходимым раз­мерам и принимают меры по их регулированию.

В случае снижения объема запасов выявляют его при­чины и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы товаров в магазине превыси­ли необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего пре­вышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

После вышвления причин завышения фактических за­пасов товаров следует принять меры по ускорению реали­зации этих товаров, а также ограничить их завоз в мага­зин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок- распродаж в других населенны1х пунктах. Излишки заве­зенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на розничных торговых предприятиях скон­центрирована основная часть товаров, то от уровня управ­ления ими в магазине в значительной степени зависит то- вароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблю­дение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Управление ассортиментом товаров. Оно предусматри­вает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевре­менное внесение предложений по его изменению. В его за­дачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимен­та в пределах товарных групп, его устойчивости и комп­лексности предложения. Управление ассортиментом това­ров тесно связано с управлением товарными запасами.

Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы:

Управление товарнъми потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работ­ников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Оно должно основываться на соблюдении следующих принципов:

достижение максимальной прямоточности внутримага­зинного перемещения товаров;

обеспечение минимального объема грузооборота; недопущение пересечения товарных и покупательских потоков;

применение средств механизации на основе пакетирова­ния грузов и широкое использование тары-оборудования.

Управление товарными потоками осуществляется на ос­нове специальных технологических карт. При их разработ­ке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупа­тельских потоков.

Управление покупательскими потоками занимает цен­тральное место в общей системе управления торгово­технологическим процессом в магазине. От него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупате­лей в магазине, скорость обслуживания покупателей и пропускная способность магазина. Оно предусматривает равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров.

Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, рас­становку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерно­го распределения покупательских потоков и т. д. В регули­ровании потоков покупателей существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечи­

вается рациональным выбором типа контрольно-кассовы1х машин, правильным определением потребности в них, ква­лификацией контролеров-кассиров и т. д.

Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, орга­низации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупа­телей об используемых в магазине методах продажи това­ров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказышаемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.

  1. Организация труда работников магазина

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать бла­гоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество торгового обслуживания населения.

Различают индивидуальную и бригадную формы орга­низации труда.

При индивидуальной форме организации труда работ­ник магазина используется на определенном участке торго­во-технологического процесса, на него возлагается личная ответственность за сохранность товарно-материальных цен­ностей, обслуживание покупателей и т. д.

Бригадная форм.а организации труда предполагает объ­единение работников в бригады в пределах отдела, секции 644 и т. д. Они несут общую ответственность за результаты ра­боты.

Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой пло­щади, объема, условий и режима работы, методов прода­жи товаров, количества рабочих мест и других показате­лей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.

В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно пре­дусматривает наиболее целесообразную расстановку ра­ботников для выполнения торгово-технологических опера­ций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника.

Основными формами разделения труда в магазине яв­ляются: функциональное, товарно-отраслевое и квалифи­кационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их вы­полнения. С учетом этого признака весь персонал рознич­ного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной, или торгово­оперативный, и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из ра­ботников, обеспечивающих управление торгово-технологи­ческим и трудовым процессами. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие — директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), адми­нистратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т. д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повы­шение их квалификации, обеспечивает охрану труда, тех­нику безопасности, пожарную безопасность и соблюдение санитарных правил. Ему же подчинены службы, зани­мающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгал­терского учета и финансов.

Заместитель директора (заведующего) магазином руко­водит коммерческой деятельностью, в его ведении нахо­дятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально от­ветственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям по­купателей и т. д.

Товароведы выполняют основные функции в области ком­мерческой работы и организации торговли. В них входят изу­чение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием то­варных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и каче­ству, обеспечивают сохранность товарно-материальных цен­ностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал — это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, то есть работни­ки, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, про­верка работоспособности торгового оборудования и инвен­таря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подго­товка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно­кассовой машины, записывает показания счетчиков, полу­чает разменную монету и т. д.), выполняет расчетные опе­рации с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Контролер проверяет сортность, комплектность, разме­ры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществ­ляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспор­та на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоя­нии. В эту категорию входят рабочие, младший обслужи­вающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонте­ры, техники и т. д.

Товарно-отра.слевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубо­кому изучению ассортимента товаров, более квалифициро­ванному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку осно­вывается на распределении обязанностей работников мага­зина в соответствии с их квалификацией. Рациональное ис­пользование квалифицированных кадров благотворно ска­зывается на повышении качества обслуживания покупате­лей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории. При этом продавец пер­вой категории выполняет более сложные работы, на его долю приходятся более ответственные функции, связанные с об­служиванием покупателей. Соответствующие различия име­ются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функ­циях между продавцами второй и третьей категорий.

Соотношение количества продавцов различной квали­фикации на розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую до­лю в товарообороте занимают сложные по характеру от­пуска товары, тем большее число продавцов высокой ква­лификации должно быть в штате магазина.

Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выфажается в совмещении ра­ботниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслу­живания покупателей. В результате кооперации труда по­вышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания.

Уровень кооперации труда в каждом конкретном мага­зине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выяв­ления свободного времени в течение рабочего дня.

Например, должность заведующего товарным отделом может быть совмещена с должностью администратора, то­вароведа, продавца, контролера, контролера-кассира; про­давца — с должностью заведующего отделом, администра­тора, контролера, контролера-кассира, уборщика; контро- лера-кассира — с должностью контролера, продавца, убор­щика и т. д. Такое совмещение должностей (профессий) может быть обеспечено за счет овладения работниками магазина второй профессией. Кроме того, для улучшения обслуживания покупателей большое значение имеет овла­дение продавцами дополнительными специальностями, что должно происходить на базе уже полученнык ими на­выков и приемов. Так, продавцу швейных изделий проще освоить специальность продавца верхнего и нижнего три­котажа, продавцу радиотоваров и телевизоров — специ­альность продавца кино- и фототоваров и т. д.

Помимо полного совмещения должностей, работники магазина параллельно с основными своими должностными обязанностями могут выполнять отдельные функции, от­носящиеся к другим профессиям (должностям). Например, заведующие отделами должны участвовать в обслужива­нии покупателей, продавцы должны выполнять вспомога­тельные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе и т. д.

Разделение и кооперация труда в магазине должны осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, размера и структуры товарооборота, используемых мето­дов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина. Однако мероприятия по разде­лению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и усло­вий труда работников магазина.

Одно из основных направлений совершенствования ор­ганизации труда в магазине — улучшение организации и обслуживания рабочих мест.

Организация и обслуживание рабочих мест должны обес­печивать персоналу магазина благоприятные условия для эф­фективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда. Этому способствует:

Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных ме­жду собой элементов технологии, оборудования, организа­ционной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необхо­димых для осуществления торгово-технологического про­цесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реали­зуемых товаров, от интенсивности покупательских пото­ков и частоты покупок.

Обслуживание рабочих мест связано с выполнением подготовительно-заключительных, транспортных и хозяй­ственно-бытовых функций.

Подготовительно - заключительные функ­ции включают: подготовку товаров к продаже; проверку полноты ассортимента товаров и его пополнение на обору­довании; подготовку инвентаря и размещение его в рабочей зоне; выкладку товаров; подготовку кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и сдачу ее в уста­новленном порядке; уборку рабочего места.

Транспортные функции предусматривают внутримагазинное перемещение товаров и освободивших­ся упаковки и тары.

Выполнение хозяйственно - бытовых функ - ций должно обеспечивать рабочие места необходимым обо­рудованием, инвентарем, упаковочными материалами и фор­менной одеждой.

Повышению производительности труда работников ма­газина во многом способствует совершенствование прие­мов и методов труда. Под приемами труда сле­дует понимать совокупность трудовых действий, направ­ленных на выполнение повторяющихся в определенной по­следовательности операций, связанных единым целевым назначением. Метод труда — способ осуществления процесса труда.

Используемые приемы и методы труда зависят от ассор­тимента реализуемых товаров, степени подготовки и мето­дов продажи товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасно­сти труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать сокращению затрат времени на обслуживание покупателей и снижению утом­ляемости работников.

К важным факторам повышения эффективности труда работников розничных торговых предприятий относится его нормирование, которое позволяет установить рацио­нальную численность и структуру штата работников, эф­фективно использовать оборудование и рабочее время, по­высить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

Рациональная организация труда работников магазина невозможна без нормирования затрат времени на выпол­нение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомога­тельных операций.

При нормировании труда работников используют нор­мы времени, выработки и обслуживания.

Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы од­ним или несколькими работниками в рациональных орга­низационно-технических условиях.

Норма выработки — объем работы (в стоимост­ных или натуральных показателях), который необходимо вы­полнить одному или группе работников в единицу времени.

Норма обслуживания выражается в количе­стве единиц оборудования или в размере торговой площа­ди магазина, которые должны обслуживаться одним ра­ботником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

При технико-экономическом нормировании труда используют фотографию рабочего дня и хронометраж.

С помощью фотографии рабочего дня определя­ют фактические затраты времени на различные виды ра­бот и на перерывы в работе, выявляют долю этих затрат в общем рабочем времени. Фотография рабочего времени может быть индивидуальной и групповой. Для регистра­ции наблюдений заполняют специальную карту, в которой указывают дату проведения фотографии, наименование предприятия и структурного подразделения, фамилию ра­ботника, его специальность, стаж работы и возраст, про­должительность наблюдения, а также затраты времени на выполнение отдельных операций, на перерывы.

Путем хронометража устанавливают затраты времени на выполнение отдельных многократно повто­ряющихся операций. С его помощью можно выделить ра­ботников, владеющих наиболее совершенными приемами выполнения операций или отдельных их элементов, уста­новить оптимальные затраты времени на осуществление этих операций или элементов.

Материалы фотографии, хронометража и других мето­дов изучения рабочего времени используют для вышвления недостатков в организации труда работников магазина и определения резервов повышения его эффективности.

На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразова­тельный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в ма­газине является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразова­тельного уровня работников розничных торговых пред­приятий растет производительность их труда и качество обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат

труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, ус­певает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

  1. Режим работы и условия труда в магазине

Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распреде­ление товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам.

При этом следует также учитывать необходимость соз­дания оптимального режима труда и отдыха торговых ра­ботников, предоставления им пятидневной рабочей неде­ли, составления удобного графика выхода на работу.

Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработ­ки рациональных графиков выхода на работу.

Они должны основываться на соблюдении предусмот­ренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции.

Графики должны соответствовать изменению покупа­тельских потоков в различные часы дня и дни недели.

Графики выхода на работу работников магазина разра­батывают исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц.

Согласованные с профсоюзным комитетом и утвер­жденные администрацией графики выхода на работу до­водят до сведения работников магазина за две недели до

653

их введения. В последующем их доводят до сведения ра­ботников не позднее чем за три дня до начала следующего месяца. В них указывают время начала и окончания рабо­ты, время перерыва на обед и отдых, выходные дни.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федера­ции норма рабочего времени для каждой из категорий рабо­тающих определяется путем установления продолжительности рабочей недели, на основе которой определяется продолжи­тельность ежедневной работы, время начала и окончания ра­боты, режимы использования рабочего времени.

Границы рабочего времени определяются действующим законодательством и закрепляются правилами внутренне­го трудового распорядка организации, трудовым догово­ром, графиками сменности и т. п.

В рабочее время включаются периоды выполнения ос­новных и подготовительно-заключительных работ, преду­смотренных технологией и организацией труда. Не вклю­чается в рабочее время то время, которое затрачивается на переодевание перед началом и по окончании рабочего дня, а также обеденный перерыв.

Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве исходной установлена норма продолжительности рабочего времени в течение календарной недели (в часах). Продол­жительность рабочего времени за день, месяц, квартал, год является производной и исчисляется расчетным путем ис­ходя из продолжительности рабочей недели, рабочего дня и количества рабочих дней в определенном календарном периоде.

В зависимости от продолжительности, трудовое законо­дательство различает следующие виды рабочего времени:

Нормальная продолжительность рабочего времени ра­ботников предприятий, организаций независимо от их формы собственности не может превышать 40 часов в не­делю.

Сокращенное рабочее время устанавливается: для работников в возрасте до 16 лет — 24 часа в неделю; для работников, являющихся инвалидами I или II груп­пы — 35 часов в неделю;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет — 36 часов в неделю;

для работников в возрасте до 18 лет, являющихся уча­щимися общеобразовательные учреждений, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, — не более 12 часов в неделю для лиц в возрасте до 16 лет, не более 18 часов в неделю для лиц в возрасте от 16 до 18 лет.

Неполное рабочее время может устанавливаться по соглашению между работником и работодателем при приеме на работу или в течение действия трудового договора. В обязательном порядке такой режим должен быть предоставлен по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским показмиивмграцией магазина совместно с соответствую­щим выборным профсоюзным органом с учетом специфи­ки работы, мнения трудового коллектива может устанав­ливаться пяти- или шестидневная рабочая неделя с за­креплением данного положения в правилах внутреннего трудового распорядка или графика сменности с соблюде­нием установленной продолжительности рабочей недели.

Время начала и окончания ежедневной работы (смены) предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с за­конодательством. Правилами внутреннего трудового рас­порядка в магазине также может предусматриваться применение многосменного режима работы.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации на тех работах, где это необходимо вследствие особого харак­тера труда, а также при производстве работ, интенсив­ность которых неодинакова в течение рабочего дня (сме­ны), рабочий день может быть разделен на части, но с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Разделение рабочего дня с определением его частей про­изводится работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации.

Совершенствование организации труда в магазине не­разрывно связано с улучшением условий труда работ­ников, которые в значительной мере определяют их рабо­тоспособность и утомляемость. Добиться улучшения усло­вий труда можно внедрением средств механизации тяже­лых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиени­ческих, бытовых и эстетических условий труда, обеспече­нием охраны труда и строгим соблюдением техники безо­пасности.

Улучшению условий труда работников магазина во многом способствует широкое применение тары-обору­дования для доставки товаров в розничную торговую сеть, внедрение средств механизации погрузочно-разгру­зочных работ и внутримагазинного перемещения това­ров, механизация операций, связанных с подготовкой товаров к продаже и их отпуском, а также учетно-вычи­слительных операций.

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других по­мещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в хо­лодный период года должна быть в пределах 17-2 2 °С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитар­ным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не более 0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных забо­леваний работников магазина. Система вентиляции и ото­пления должна предусматривать равномерное распределе­ние воздуха в помещениях магазина. Относительная влаж­ность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).

Особые требования предъявляются к освещению мага­зинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интен­сивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фа­совщиков, продавцов гастрономических товаров, контро- леров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интен­сивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10 мг/м3. Снизить концен­трацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие на организм человека ока­зывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает от­рицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повы­шению качества обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических усло­вий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми по­мещениями.

На производительность труда работников магазина, ка­чество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе.

Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом за­висит от характера и стиля руководства коллективом ма­газина.

  1. Организация материальной ответственности