Методология определения цены под воздействием традиционных рыночных регуляторов.
Цена, спрос и предложение.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласиться купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов). И наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.
Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на оси абсцисс обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на оси ординат – движение цены P, то получится следующий результат.
Р
P2
P1 Д
Q2 Q1 Q
Рис.1. Зависимость между спросом и ценой товара.
Кривую Д в экономической литературе называют кривой спроса. Проектируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене P2 величина спроса составляет Q2, то при снижении цены до Р1 величина спроса увеличивается до Q1 и т.д.
Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет падать. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступило большее количество какого-либо товара, то он может быть реализован по более низкой цене.
Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода показывает, как изменится реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цен на яблоки в 2 раза (с 10 руб. за кг до 5 труб. за кг) вы на свой постоянный доход 200 руб. сможете купить не 20 кг, а 40 кг яблок. Если сохранить потребление яблок на прежнем уровне, т.е. 20 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит не 20 кг, а 25 или 30 кг.
Эффекты дохода и замещения действуют не изолировано, а во взаимодействии, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя (нормальные товары), эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая большой объем спроса при снижении цены на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные, товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты и т.п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.
С одной стороны, снижающиеся цены, например, на низкокачественные папиросы способствуют увеличению спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода, потребитель хоть и не намного, но становится богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов действует сильнее? Как правило, если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большое количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон. Но в экономической теории существует описание такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличении цены – повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, занимающий значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р.Гиффена (1837-1910).
Закон постепенного убывания спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Причины этого связаны прежде всего с ограниченностью доходов покупателей. Если при высокой цене на товар его могут купить лишь богатые люди, то понижение цены, во-первых, привлекает новых покупателей. Во-вторых, каждое понижение цены данного товара может побудить любого потребителя данного товара совершить дополнительные покупки, пока потребность в нем не будет полностью удовлетворена. Даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода могут удовлетворять свои потребности. (Исключением являются престижные товары).
Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее будут пытаться продать большое количество товара, т.е. увеличить предложения. Иными словами, у каждого продавца объем предложения меняется в зависимости от цены: чем выше цена, тем (при прочих равных условиях) выше размер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимость изображена на рис.2.
P S
P2
P1
0
Q1 Q2 Q
Рис.2. Зависимость между предложением и ценой товара.
Кривую S называют кривой предложения.
Тенденция к увеличению производства при повышении цены объясняется тем, что, с одной стороны, это повышение привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство. Речь здесь идет об изъятии ресурсов из других сфер использования, что делает эти ресурсы более дорогими, поскольку только предложение большего количества денег заставит владельцев ресурсов перейти в эту сферу деятельности.
Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связи важно различать величины спроса и предложения и сам спрос и предложение.
Величина спроса увеличивается при снижении цены, а сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (низкой или высокой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. Так, в жаркие летние месяцы возрастет спрос на прохладительные напитки и мороженое. В этом случае будем двигаться не по кривой Д, а произойдет сдвиг кривой вправо. Основными факторами, влияющими на спрос, являются цены других товаров, изменения доходов потребителей, ожиданий, вкусов потребителей и т.д.
Величина предложения падает при снижении цены, а само предложение как выражение возможностей в производстве данного товара остается неизменным. Однако если такие возможности растут, то кривая S смещается вправо и при одной и той же цене растет количество предложений данного товара. Основными факторами, влияющими на предложение, являются изменения технологии производства, цен ресурсов, цен других товаров, ожиданий и др.
Если наложить друг на друга два графика, обозначающих совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.
P A В S
P2
Е
Pe
P1 С D Д
Qe Q
Рис.3. Процесс установление цены товара на основе баланса спроса и предложения
В точке Е спрос количественно равен предложению Qe и цена Pe выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия. При более высокой цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей Р1 спрос превышает предложение (отрезок СЕ). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут «толкать» цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраниться.
Для целей практического применения используется часто аналитическая зависимость спроса, цены и предложения, которая устанавливается для конкретных точек равновесия и с определенной долей условности может адекватно отражать реальное положение дел вида:
Qd= ad -bd∙P
Qs= as -bs∙P
Где Qd, Qs- спрос и предложение;
Р - цена;
ad, as - коэффициенты, отражающие влияние на величину спроса (предложения) неценовых факторов;
bd , bs- коэффициенты, отражающие зависимость спроса (предложения) от цены.
При фиксированной цене объем спроса (предложения) рассчитывается подстановкой этой цены в функцию спроса (предложения).
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменения цены. То, в какой мере объем спроса на рынке возрастет при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса по цене. Коэффициент эластичности спроса по цене (Edp) представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:
Edp=
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, общая выручка остается неизменной, и мы говорим о единичной эластичности спроса (Ed=1). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса, то выручка падает, и мы имеем в виду то, что спрос неэластичен (Ed<1). Когда снижение цены вызывает большой рост спроса, то выручка растет, и мы говорим об эластичном спросе. Аналогичные рассуждения можно провести и по эластичности предложения. Очевидна практическая значимость показателя эластичности для работы фирмы на конкретном рынке.
Говоря об эластичности спроса и предложения, т.е. о том, насколько при изменении цены изменится спрос и предложение, не следует забывать, что эти изменения происходят во времени, и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени. Исходя из этого, рыночное равновесие должно обязательно увязываться со временем.
Предположим, спрос на какой-либо товар возрос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены. Кривая предложения S1 представляет собой вертикальную линию (рис.4) с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение Д2 увеличивает цену равновесия до Р2.
В условиях краткосрочного равновесия число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается и кривая S2 становится слегка наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастет до Q3, а цена равновесия Р3, становится ниже.
Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие, предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия Р4 еще больше снизилась. Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен.
P S1
P2 S2
P3 S3
P4 Д2
P1 Д1
0
Q1 Q3 Q4 Q
Рис.4. Процесс установления цены товара при изменении спроса.
Когда говорится о спросе, то подразумевается, конечно, платежеспособный спрос. Поэтому одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В этой связи можно утверждать об эластичности спроса по доходу. В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше. В практике находят применение и иные показатели эластичности (например, перекрестная эластичность).
Важно выделить, что при цене равновесия устанавливается равенство покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать такому количеству продукции, которое производители намерены поставлять на рынок. Только при данной цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.
Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия рынка. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменения предложения и спроса на товары. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, они взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменению цены других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.
Равновесный метод анализа в микроэкономическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состоянии экономического равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения. Поэтому хозяйствующий субъект – будь то отдельный производитель, фирма или покупатель – не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия - уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей и потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения – это теоретическая абстракция, так как в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.
Спрос и полезность.
В основе рациональных действий экономического субъекта лежат его потребности. Потребности связаны со спросом не напрямую, а через его субъективные оценки, которые дают субъекты полезностям различных благ. Субъективные оценки полезности товаров зависят как от потребностей, так и от запаса товаров.
Связь потребностей и спроса вырисовывается довольно ясно: чем выше интенсивность потребности, тем больше субъективные оценки, а значит, и размеры спроса. Также понятна связь субъективных оценок с запасами. При увеличении запаса определенного блага оценка полезности начинает снижаться, а при уменьшении, напротив, возрастать. Ограниченность запаса товара приводит к необходимости, повинуясь рефлексу рационального поведения, искать оптимальное соотношение между приобретаемыми товарами, т.е. устанавливается баланс (равенство) оценок полезности разных товаров.
Рассмотрим более детально некоторые закономерности самого процесса потребления.
Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо.
Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребностей к полному их удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени.
Но если интенсивность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды имеет наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды имеет все меньшую полезность.
Для более точного процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие «предельная полезность», т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, можно сформулировать закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. По мере увеличения количества потребленного товара Q общая суммарная полезность возрастает, но прирост полезности с каждой новой порцией товара сокращается, пока не дойдет до нуля. Если предположим, что благо можно разделить на бесконечно малые порции, то замедляющийся рост общей полезности может быть изображен не в виде ступенчатой диаграммы, а как непрерывная выпуклая линия (рис.5.)
Таким образом, можно сделать вывод, что величина предельной полезности зависит от количества данного товара и степени потребности в нем.
Рис.5. Закон убывающей предельной полезности.
Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы, приобретая различные товары, человек максимизировал получаемую полезность? При удовлетворении потребностей человек начинает с самой неотложной потребности, а затем постепенно переходит к менее неотложным, действуя таким образом, что, в конце концов, предельные полезности употребляемых благ станут одинаковыми.
Но человек, приобретая блага на рынке, тратит разные суммы денег, поскольку у каждого товара своя рыночная цена. Если разделить предельную полезность благ на его цену, то получится взвешенная предельная полезность. Учитывая это, каждый потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам, или пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности. Проще говоря, последний рубль, затраченный, например, на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на хлеб или апельсин.
Это условие потребительского равновесия может быть выражено следующим образом:
Где MU – предельная полезность отдельных товаров:
Р – их цена.
Максимизация получаемой полезности – задача экономического анализа и по сути является предельным анализом. Многие экономисты даже использовали слово «маржинализм» для обоснования того, что мы называем экономическим мышлением. Предельный означает дополнительный. На предельном анализе основывается экономическая теория, так как предполагается, что решения всегда принимаются на основе сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод. Никакие другие факторы не играют роли при принятии решений – только предельные затраты и выгоды
Ценой, которую мы уже заплатили, экономисты не интересуются, называя ее необратимыми затратами. Необратимые затраты не влияют на экономические решения. Эти затраты уже принадлежат истории (если они действительно необратимы).
Неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора, широко используются так называемые кривые безразличия, разработанные еще в середине XIX столетия немецким экономистом Г.Госсеном (1810-1858). Эти кривые позволяют наглядно (графически) показать равновесие потребителя.
Предположим, что потребитель, располагающий фиксированным денежным доходом, целиком тратит его на потребление. Для простоты предположим, что он покупает только два вида товаров: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя (например, два товара А и три товара В имеют такую же общую полезность, как и три товара А и два товара В и т.д.). отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товара A и В потребитель, следовательно, в равной мере безразличен (безразличен не означает равнодушен). Если эти комбинации показать графически, то получается плавная кривая безразличия U2 (рис.6.). Эта кривая проведена таким образом, что если бы потребитель мог выбрать любые точки на ней, они были бы для него одинаково желательны, и ему было бы совершенно все равно, какую комбинацию он получит.
Кривая U2 — это лишь одна из возможных кривых из множества (U1, U2, U3 .... Un). При более высоком уровне удовлетворения потребностей кривая примет иное положение. На рис.6 пунктирной линией показаны лишь некоторые из возможных вариантов кривых безразличия для данных товаров А и В.
Допустим, что фиксированный денежный доход потребителя позволяет ему потратить 6 руб. в день на товары А и В, причем товар А стоит 1,5 руб., а товар 5-1 руб. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 единицы, если все деньги потратить на товар В, то можно купить 6 единиц. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 руб. Графически все эти комбинации укладываются в прямую KL, которая получила название бюджетной линии.
Потребитель при данном уровне дохода перемещается по прямой KL к точке, где он получит наибольшую полезность, т.е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2- это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь. В положении равновесия цена товара пропорциональна его предельной полезности.
Рис.6. Процедура выбора объема потребности в товарах.
Предложение и издержки производства
Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует прежде всего его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, именно уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие на размер прибыли, и на возможности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.
Таким образом, совокупное предложение - как сумма рыночного предложения отдельных фирм - зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек.
Но прежде чем рассмотреть подробнее основные принципы взаимосвязи издержек производства и объема предложения, необходимо выяснить, что именно мы понимаем под издержками, и как их измерять.
В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен делать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использованы альтернативным образом и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, т.е. жертвует ценностью альтернативных возможностей.
С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, - это всегда альтернативные издержки, т.е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения.
Воспользуемся примером американского экономиста П. Самуэльсона. Допустим, необходимо произвести два товара - пушки и масло. Эти товары, как правило, используют для иллюстрации альтернативности гражданского и военного производства. Например, абсолютно все ресурсы общества направляются на производство масла. Будем считать его объем в 5 млн кг - это максимум, который возможно произвести при данном уровне ресурсно-технологического ограничения. Альтернатива «масляному раю» - пушечное производство при том же ресурсно-технологическом ограничении, которое может составить максимально 15,тыс. шт.
Однако, если общество снизит объем производства масла, то сможет иметь и пушки. Причем объемы производства масла и пушек не только альтернативны, но и взаимодополняемы при учете ограниченности ресурсов как единого целого. Альтернативные возможности представим для наглядности графиком, где значения альтернатив, соединенные в одну кривую, получили название кривой производственных возможностей общества, или кривой трансформации (рис. 7).
Рис.7. Построение кривой трансформации.
Экономический смысл трансформации состоит в том, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. она всегда должна выбирать в данном случае между гражданским и военным производством путем перераспределения ресурсов. Кривая производственных возможностей показывает, что общество может производить 1 млн кг масла и 12 тыс. пушек, или 2 млн кг масла и 10 тыс. пушек, или 4 млн кг масла и 5 тыс. пушек и т.д. Т.е. кривая показывает своеобразную «цену» одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве благ другой товарной группы. Здесь мы впервые сталкиваемся с категорией цены. Обыденное понимание этой категории сводит цену к определенной сумме денег, которую следует заплатить за приобретение товара. Однако цена чего-либо не обязательно выражается в деньгах. Научное понимание феномена цены связано с понятием альтернативной стоимости (альтернативных издержек). В данном примере цена масла выражается количеством пушек, от производства которых необходимо отказаться. Увеличивая производство масла, общество несет «издержки упущенных возможностей», т.е. возможностей наращивания военного производства.
В рыночных хозяйствах цена всегда отражает альтернативную стоимость (издержки упущенных возможностей). Цена может выражаться как в товарах (от производства и потребления которых пришлось отказаться), так и в деньгах, а также в величине времени.
На графике (рис.7) цена пушек выражается в килограммах масла, а килограммы масла - в пушках. Например, если экономика производит 4 млн кг масла и 5 тыс. пушек, и мы хотим увеличить производство пушек до 9 тыс. шт., т.е. произвести дополнительно 4 тыс. пушек, нам придется отказаться от производства 1 млн кг масла. Это означает, что «цена» одной пушки составляет V* тыс. кг масла, и наоборот, цена 1 тыс. кг масла, если мы собираемся увеличить его производство с 3 млн кг до 4 млн кг, составляет 4 пушки.
Определим теперь основные виды издержек фирмы. Издержки подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Постоянные издержки - это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного аппарата и т.п. Если на оси абсцисс откладывать объем продукции Q, а на оси ординат - издержки С, то постоянные издержки FC представляют собой прямую линию, параллельную оси абсцисс (рис .8).
Рис.8. Вид зависимостей издержек от объема производства.
Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издержек (VC) неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; затем по мере увеличения дальнейшего объема производства начинает складываться фактор экономики при массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки вновь начинают обгонять рост производства. Такая динамика переменных издержек является выражением того факта, что каждое предприятие имеет свой оптимальный размер, за пределом которого издержки растут более чем пропорционально.
Валовые (общие) издержки (TC) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства.
Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки. Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество продукции (АС = TCIQ). Кривая средних издержек обычно имеет U -образную форму (рис.9).
Рис.9. Процедура формирования средних издержек.
Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке М. В то же время, по мере роста объема производства основное влияние на величину средних издержек начинают оказывать не постоянные, а переменные издержки. Поэтому вследствие закона убывающей доходности кривая начинает идти вверх. Следует обратить внимание, что кривая средних издержек непосредственно зависит от кривых средних постоянных издержек (AFС) и средних переменных издержек (A VС).
Кривая средних издержек имеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными. Однако не они определяют равновесие фирмы. Минимальные средние издержки соответствуют лишь тому, что в данной точке фирма получает максимальную прибыль на единицу продукции. Производителя же интересует не прибыль на единицу продукции, а максимум общей массы получаемой прибыли. Линия средних издержек не показывает, где достигается этот максимум. В связи с этим необходимо рассмотреть так называемые предельные издержки, т.е. дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом.
Предельные издержки (MС) получаются как разность между издержками производства n единиц и издержками производства n -1 единиц:
MC=TCn-TC„_1
На рис.10 показана динамика предельных издержек.
Рис.10. Построение кривой предельных издержек.
Кривая предельных издержек не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Сначала предельные издержки сокращаются, оставаясь ниже средних издержек. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции убывают, следовательно, каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т.е. средние издержки выше предельных.
Последующий рост средних издержек означает, что предельные издержки становятся выше предшествующих средних издержек. Таким образом, линия предельных издержек пересекает линию средних издержек в ее минимальной точке М. Вместе с тем производство дополнительной единицы продукции, порождая дополнительные издержки,, приносит и дополнительный доход, выручку от ее продажи. Величина этого дополнительного, или предельного, дохода представляет собой разность между выручкой от продажи n и n-1 единиц продукции.
В условиях свободной конкуренции, как известно, производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и, следовательно, продает любое количество своей продукции по одной и той же цене. Это значит, что в условиях свободной конкуренции дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции при любом объеме одинаков, т.е. предельный доход будет равен цене.
Введя понятия «предельные издержки» и «предельный доход», можно гораздо более точно определить точку равновесия фирмы, или точку, где она прекращает наращивать производство, добившись максимально возможной при данной цене массы прибыли. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.
На рис. 11 показано, что с увеличением производства кривая предельных издержек (МС) идет вверх и пересекает горизонтальную линию предельного дохода, равного рыночной цене Р1 в точке М, соответствующей объему производства Q1.
Рис.11. соотношение предельных издержек и предельного дохода.
Любое отклонение от этой точки приводит к потерям для фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.
Таким образом, условие равновесия фирмы можно сформулировать следующим образом: МС = MR = Р. Любой конкурент, добивающийся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдается это условие равновесия.
Соотношение предельных издержек и предельных доходов - это своего рода сигнальная система, информирующая предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли. Однако нельзя точно определить полученную фирмой массу прибыли на основании динамики предельных издержек, поскольку, как уже отмечалось, они не учитывают постоянных издержек.
Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR = Q∙ P), а валовые издержки - произведением количества продукции на средние издержки (ТС = Q∙ АС). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можно точно определить объем получаемой прибыли.
- 1. Управление недвижимостью
- 1.1. Определение управления недвижимостью
- 1.2. Руководство управлением недвижимостью
- 1.3. Управляющие недвижимостью
- 1.4. Главные цели управления недвижимостью
- 1.5. Подходы к управлению недвижимостью
- 2. Задачи в управлении недвижимостью
- 2.1. Цель управления
- 2.2. Задачи пользователя
- 2.3.Задачи владельца
- 2.4.Задачи владения
- 2.5.Задачи по содержанию недвижимости
- 2.6.Задачи профилактики и текущего ремонта
- 2.7.Услуги, предлагаемые пользователем
- 2.8.Задачи застройщика
- 2.9. Задачи органов власти и управления
- 3. Заключительные положения и выводы
- .1 Юридическое понятие недвижимости
- 1.2. Экономическое понятие недвижимости
- Методология определения цены под воздействием традиционных рыночных регуляторов.
- Шесть составляющих недвижимости
- Политическая составляющая недвижимости
- Экономическая составляющая недвижимости
- Г. Сегменты рынка недвижимости и экономика.
- Финансовая составляющая недвижимости
- Правовая составляющая недвижимости
- Географическая составляющая недвижимости а. Регионы и секторы
- Б. Функция имущества управляет ценой
- Временная составляющая недвижимости
- Г. Экономическая, физическая и эмоциональная (моральная) жизнь недвижимости
- Д. Эксплуатация и реконструкция
- Эксплуатация и модернизация недвижимости
- Резюме: влияние шести составляющих недвижимости
- Введение в управление портфелем недвижимости портфель недвижимости
- Диверсификация как основная составляющая портфеля недвижимости
- Принципы управления портфелем недвижимости
- Основы управления
- Уровни управления
- Стратегический менеджмент модель управления
- Модель разработки стратегии управления портфелем недвижимости
- Анализ текущего финансового состояния портфеля
- Исследование рынка
- Анализ портфеля
- Стратегии и сценарии развития
- Оптимизация портфеля
- 3) Этапа "зрелости": дойная корова - б,
- 4) Этапа "старости", "упадка": старая собака - в.
- Финансирование инвестиций
- 1. Финансирование собственными средствами.
- 2. Финансирование заемными средствами.
- Инвестиционные решения в международном контексте
- Жизненный цикл недвижимости
- 1.3.1 Общие определения жизненного цикла
- 1.3.2 Основные фазы жизненного цикла строения
- 1.3.3. Влияние на недвижимость «жилищной карьеры»
- 1.3.4. Жизненные циклы
- 1.3.5. Культурное наследие
- 1.4. Экономика жизненного цикла недвижимости
- 1.4.1. Частные экономические факторы
- 1.4.2. Доходы, выгоды и ценности недвижимости в период ее жизненного цикла.
- 1.4.3. Затраты в течение жизненного цикла
- Операционный бюджет Бюджет продаж
- Бюджет производства ( производственная программа)
- Бюджет прямых материальных затрат
- Бюджет прямых затрат на оплату труда
- Бюджет производственных накладных расходов
- Бюджет производственных запасов
- Бюджет сбытовых и административных расходов
- Отчет о прибылях и убытках
- Операционные бюджеты (пояснение)
- Алгоритмы создания агентства недвижимости
- 1.1 Иллюзии и мифы риэлторского бизнеса.
- 1.2 Психология учредителя агентства недвижимости.
- 1.3 Технология прибыли агентства недвижимости.
- 1.4 Риэлторская компания-это борьба за власть.
- 1.5 Финансовые «глюки» риэлторской компании.
- 1.6 Человеческий капитал агентства недвижимости.
- 2.Технология создания агентства недвижимости.
- 3. Структура и организация работы агентства недвижимости.
- 3.1 Введение
- 3.2 Характеристика отрасли
- 3.3 Характеристика фирмы.
- 3.4 Выбор товара
- 3.5 Производственная программа фирмы
- 3.6 Организационная структура фирмы
- 3.7 План маркетинга
- 3.8 Оценка рисков
- 3.9 Финансовый план предприятия
- 4. Договора
- Г. Магнитогорск «____»_________ 2009г.
- Предмет договора.
- Критерии сделки по отчуждению Объекта.
- Права и обязанности сторон.
- Агент обязан:
- Принципал обязан:
- Вознаграждение Агента и порядок расчетов Принципала с Агентом.
- Ответственность сторон.
- Агентский договор от 2010
- Предмет договора.
- Критерии сделки по приобретению Объекта:
- Права и обязанности сторон.
- Агент обязан:
- Принципал обязан:
- Вознаграждение Агента и порядок расчетов Принципала с Агентом.
- Ответственность сторон.
- Предмет договора.
- Критерии сделки по отчуждению Объекта-1.
- Критерии сделки по приобретению Объекта-2.
- Права и обязанности сторон.
- 4.2. Агент обязан:
- Принципал обязан:
- Вознаграждение Агента и порядок расчетов Принципала с Агентом.
- Ответственность сторон.
- Договор задатка
- Ответственность сторон
- Срок исполнения договора
- Предварительный договор купли – продажи
- 2. Экономическое регулирование
- 3. Энергосбережение в быту (квартиры, частные дома)
- 4. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
- Повышение энергоэффективности тепловых сетей
- Повышение энергоэффективности электрических сетей и системы освещения
- Повышение энергоэффективности систем водоснабжения
- "Нетрадиционные" способы энергосбережения в жкх
- 5. Энергосбережение в бюджетной сфере
- 6. Энергосберегающие технологии
- 6. Классификация зданий по энергетической эффективности
- Пути дальнейшего повышения энергоэффективности зданий
- 7. Конструктивные и технологические решения устройства теплозащиты стен
- 8. Системы теплоснабжения, водопровода, канализации.
- Классификация систем теплоснабжения
- Классификация
- Внутренняя канализация
- Наружная канализация
- Материалы
- Прокладка трубопровода
- Элементы водопровода
- Внутренний водопровод
- Наружный водопровод
- Управленческая экспертиза объектов недвижимости.
- Технология управленческой экспертизы объектов недвижимости.