logo search
Лекции по ОУН

Б. Функция имущества управляет ценой

Экономистом Рикардо было замечено что цена на землю зависит от продуктивности этой земли. Таким образом, продажа земли для размещения объектов розничной торговли требует более высокой цены, чем прода­жа земли под жилье.

Цена на землю меняется в зависимости от ее назначения. Если рынок будет предоставлен самому себе, то этот экономический закон при­ведет к концентрации изобилия в одном районе и бедности в другом. В большинстве евро­пейских стран регулирующая функция в народном хозяйстве остается в руках прави­тельства. Оно воздействует через генпланы и планы зонирования на расположение офи­сов, объектов розничной торговли, жилых и социальных объектов. Это позволяет создавать благоприятный климат для экономики и жизни в городе и тем са­мым конкурировать с другими городами.

Как показывают исследования, цена на землю меняется не только в зависимо­сти от функции, но и от близости к городскому центру. Наиболее известная модель - модель "кон­центрических зон Бургесса", основанная на примере города Чикаго: главный деловой рай­он в центре города, далее - переходная зона, затем зона с меньшим доходом, и последней -следует зона проживания семей со средними и высокими доходами. Для большин­ства городов характерны также процессы урбанизации, субурбанизации, дизурбанизации и реурбанизации, протекающие одновременно. Всё это оказывает сильное влияние на раз­витие различных секторов недвижимости, подстраивающихся, соответственно, под эти процессы.

В. Структурные фонды

На уровне Европейского Союза (ЕС) можно пронаблюдать, что финансовая поддержка для стимулирования экономического развития предоставляется ре­гионам и городам с более низкими темпами роста, чем средние по странам ЕС. Эти фонды составляют примерно 30% полного бюджета ЕС. Структурные фонды в течение последних 50 лет использовались особенно эффективно для развития таких стран, как Греция, Португалия, Испания, Ирландия. Эффективность процесса экономического оздоровления была различ­ной. Ирландия и Испания более успешно использовали эти фонды, чем Греция и Португа­лия.

Это пример того, что правительственное регулирование сконцентри­ровано на вопросах усиленного развития отстающих регионов. Очевидно, что силы рынка и силы государственного регулирования часто действуют в противоположных направлениях.

Другая особенность, которую интересно наблюдать на уровне ЕС в том, что некоторые регионы специализируются в определённых областях: Кембридж (Великобри­тания) и София Антиполис (Франция) представляют собой уменьшенные варианты амери­канской "Силиконовой долины". Таким образом, мы можем наблюдать специализацию регионов в отноше­нии их экономической деятельности.