logo search
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и виды

  1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсив­ность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, — оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхрони­зации производства и потребления товаров.

Являясь неотъемлемым звеном единой системы товаро­движения, оптовая торговля требует коренной перестрой­ки. Поэтому одна из важных долговременных задач госу­дарственной политики в области развития оптовой торговли — ее структурная перестройка, предусматри­вающая распространение таких форм ее организации, ко­торые должны быть максимально сориентированы на ма­лое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.

За последние годы произошло резкое сокращение объе­мов оптовых операций. Существенно снизилась роль опто­вых предприятий в снабжении розничных торговых пред­приятий товарами. В связи с этим второй важной задачей государственной политики в области развития оптовой торговли является прекращение спада и стабилизация объемов оптовых операций.

Сложившийся потенциал оптового звена должен быть активно использован для стимулирования и всемерного поддержания межрегиональных интеграционных процес­сов на потребительском рынке.

Существующая материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно про­исходить не только за счет строительства новых современ­ных складов, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, но и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов, рационализации имею­щейся материально-технической базы.

Среди других задач государственной политики в облас­ти развития оптовой торговли необходимо отметить раз­витие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стиму­лирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынок отечественных товаров.

В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей но­выми задачами целями ее развития должны стать:

В рыночно-ориентированной системе хозяйственных отношений изменяются и функции оптовой торговли. Так, по отношению к оптовым покупателям ее функции долж­ны сводиться к:

оценке потребностей и спроса;

преобразованию промышленного ассортимента в торго­вый;

накоплению и хранению товарных запасов;

доставке товаров;

кредитованию;

информационному и консалтинговому обслуживанию. Функции оптовой торговли по отношению к поставщи­кам товаров должны состоять в следующем: концентрация коммерческой деятельности; поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

инвестиционное обеспечение процесса товародвижения; минимизация коммерческого риска; маркетинговое обслуживание.

Переориентация оптовой торговли в целевом и функ­циональном отношении позволит не только создать усло­вия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.

  1. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения

Оптовая торговля располагает обширной сетью пред­приятий, осуществляющих куплю-продажу товаров с це­лью их последующей перепродажи, а также оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров. В на­стоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собствен­ности и ведомственной принадлежности.

Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспе­чение рыночного разнообразия структур, осуществляю­щих оптовую торговую деятельность, что позволит напол­нить потребительский рынок товарами, создаст условия для беспрепятственного их продвижения по каналам рас­пределения, активизации отечественных товаропроизво­дителей.

Существенно расширяются права оптовых предпри­ятий. Они самостоятельно определяют свою специализа­цию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на лю­бые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типово­го и видового разнообразия оптовых структур на потреби­тельском рынке.

В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следу­ет выделять крупные оптовые предприятия общенацио­нального (федерального) уровня и оптовые предприятия регионального уровня.

Оптовые предприятия общенационального (федераль­ного) уровня призваны стать стержнем всей внутриот­раслевой структуры оптовой торговли. Они должны га­рантировать ее устойчивость и стратегическую стабиль­ность. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предна­значенной для обслуживания крупных отечественных то­варопроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Оптовые предприятия общенационального уровня реа­лизуют товары по всей территории страны. Сюда включа­ются предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Вос­тока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, кера­мики, мебели и других товаров. С учетом этого и должен раз­виваться товарный ассортимент оптовых предприятий обще­национального масштаба и межрегионального характера.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акцио­нерные общества открытого типа с заметной долей уча­стия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны.

Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования тор­гово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.

Процесс оптовой реализации товаров завершают опто­вые предприятия регионального уровня. Они закупают то­вары непосредственно у товаропроизводителей и у опто­вых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Главной задачей их функционирования является обес­печение товарами региональных товарных рынков.

В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

На региональном уровне должны получить распростра­нение различного рода объединения. Они могут формиро­ваться как в виде цепных оптовых торговых компаний, так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.

Каждый тип оптовых предприятий может существо­вать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:

Специализирующиеся на оптовой торговле предпри­ятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их главной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводите­лей и розничных торговцев. Это могут быть как специали­зированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (ди­стрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимущественно за его счет. В качестве основного пред­мета их деятельности выступает информационное обеспе­чение.

Организаторы оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Они — важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для ор­ганизации оптовой торговли. Но они не выступают в каче­стве субъектов оптовой торговой деятельности.

Гл а в а 12