logo search
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Заявка на перевозку грузов маршрутами

(наименование номенклатурной группы груза)

По станции

(наименование станции отправления)

Грузоотправитель

Дата

подачи

вагонов

Дорога

назначения

маршрута

Станция

назначения

(выгрузки)

Станция

распыле­

ния

Количество

мар­

шрутов

вагонов

1

2

3

4

5

6

Всего

Подпись грузоотправителя или уполномоченного представителя гру­зоотправителя

М.П.

Один экземпляр принятой заявки на перевозку грузов маршрутами направляется грузоотправителю, второй — начальнику станции отправления, а третий экземпляр ос­тается в управлении железной дороги.

Порядок подачи вагонов под погрузку (выгрузку) мар­шрутов, их формирования до установленных веса или дли­ны, возврата после погрузки (выгрузки) и технологические нормы на погрузку (выгрузку) таких маршрутов устанав­ливаются в договорах на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов.

Заполнение перевозочных документов на вагоны, сле­дующие в составе маршрута, производится в порядке, ус­тановленном правилами перевозок грузов на железнодо­рожном транспорте группами вагонов по одной накладной.

Товары могут перевозиться грузовой и большой скоро­стью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также железнодорожные направления, по которым осуще­ствляются перевозки грузов большой скоростью, устанавли­ваются федеральным органом исполнительной власти в об­ласти железнодорожного транспорта. Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправи­тель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоростью, грузоотправитель должен указать дан­ную скорость. Для организации грузовых перевозок на стан­циях железных дорог имеются специальные службы (то­варные кассы, грузовые дворы, товарные конторы).

В соответствии с Правилами приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подго­товлен к транспортированию. Тара и упаковка должны со­ответствовать требованиям стандартов для данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусмат­ривать наименование грузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковые номера грузовых мест, массу груза.

На грузы, требующие особого обращения, наносят спе­циальные надписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности. Перевозчики имеют право не прини­мать к перевозке грузы, упаковка которых не отвечает ус­тановленным требованиям.

Все грузы, которые могут быть сформированы в транс­портные пакеты, должны предъявляться к перевозке в паке­тированном виде. Транспортный пакет — это ук­рупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест груза в таре или без нее.

Пакетирование грузов осуществляется силами и средст­вами грузоотправителей до предъявления их к перевозке и в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на конкретные перевозимые грузы. Пакетирован­ные грузы перевозятся без переформирования пакета в пути следования.

Некоторые грузы перевозят насыпью или навалом.

Насыпью перевозят грузы, имеющие однородную массу и обладающие взаимной подвижностью (сыпучестью). Для насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков и распыления, используют специализированные ва­гоны (муковозы) и вагоны-хопперы (зерновозы, цементово­зы, минераловозы и др.). Если грузы не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (уголь, песок, торф и др.), они перевозятся насыпью в открытом железнодорож­ном подвижном составе и в специализированных вагонах. Перечень грузов, допускаемых к перевозке в открытом под­вижном составе, устанавливается Министерством путей со­общения Российской Федерации.

Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным грузам (бахчевые культуры, овощи, черные металлы и др.). Грузы, требуюшце защиты от атмосферных осадков (бахчевые культуры, овощи) перевозятся в крытых вагонах.

Перевозка скоропортящихся грузов на железнодорож­ном транспорте осуществляется в соответствии со специ­альными правилами, утвержденными Министерством пу­тей сообщения Российской Федерации.

Под погрузку должны подаваться только технически ис­правные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, и годные для перевозки данного груза транспортные средства, в противном случае отправитель вправе отказаться от них и потребовать замены.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителем, работники железно­дорожных станций должны уведомить его не позднее чем за 2 ч до их подачи.

На каждую отправку грузоотправителем заполняется транспортная железнодорожная накладная, которая является основным перевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителе и получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленная отправителем ценность груза и другие сведения. Масса груза определяется взвешиванием, подсчетом массы, указанной на тарных местах или по стандартной массе грузо­вых мест. Масса некоторых грузов может определяться рас­четным путем по обмеру или условно. В накладной указыва­ется время приемки груза к перевозке.

В соответствии с Уставом железнодорожного транспор­та Российской Федерации погрузка грузов и грузрбагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необ­щего пользования обеспечивается грузоотправителями (от­правителями), грузополучателями (получателями). Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего поль­зования обеспечивается перевозчиками за счет грузополу­чателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юриди­ческие лица и индивидуальные предприниматели при на­личии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями, грузополучателями выполнение по­грузочно-разгрузочных работ.

Расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных пас­портов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возник­шие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов госу­дарственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Перечень опасных грузов, погрузка и выгрузка которых в местах общего и необщего пользования не допускаются, устанавливается правилами перевозок грузов железнодо­рожным транспортом.

Погрузку грузов в контейнеры и выгрузку их из контей­неров производят соответственно грузоотправители или грузополучатели.

Вагоны, погруженные средствами перевозчика, отправ­ляются за его пломбами. Если груз отправлен за массой от­правителя, то он и пломбирует вагоны.

Правила пломбирования вагонов и контейнеров утвер­ждены приказом Министерства путей сообщения Россий­ской Федерации.

Грузы должны доставляться в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила их исчисления утвер­ждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Однако грузоотправители и перевозчики в до­говорах об организации перевозок могут предусмотреть иной срок доставки грузов.

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 ч дня приема груза для перевозки.

Дату приема груза к перевозке и дату истечения срока доставки груза указывает железнодорожная станция от­правления в выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

За просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени.

Порядок расчета за перевозку груза между перевозчи­ком и грузоотправителем устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорож­ного транспорта в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации и нормативными актами Центрально­го банка Российской Федерации.

Согласно правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте станция назначения обязана сообщить грузо­получателю о прибытии груза в день поступления, но не позднее 12 ч следующего дня.

Представитель грузополучателя должен иметь доверен­ность на право получения груза.

После оформления выдачи груза и его выгрузки получа­тель обязан сдать перевозчику транспортные средства.

Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплатно в течение 24 ч. За хранение груза сверх указан­ного срока взимается сбор, указанный в тарифном руко­водстве.

Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспече­на ли его сохранность при перевозке. При этом он прове­ряет целостность пломб, оттиски на них, исправность ва­гона или другого перевозочного средства, соответствие наименования груза и количества мест данным, указан­ным в железнодорожной накладной.

Перевозчик должен проверить на станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:

Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их мас­сы, если у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения отсутствуют вагонные весы.

В случае обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополу­чатель должен потребовать от него составления ком - мерческого акта.

Коммерческий акт составляется для удостоверения сле­дующих обстоятельств:

Коммерческий акт составляется:

При невозможности составить коммерческий акт в ука­занные сроки он должен быть составлен в течение сле­дующих суток.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неис­правность средства перевозки, причины порчи или по­вреждения груза, соблюдение правил погрузки.

При составлении коммерческого акта на порчу скоро­портящегося груза к его первому экземпляру обязательно должны быть приложены контрольные сведения о льдо- снабжении или выписка из журнала температур.

Акт должен быть подписан начальником станции или другим компетентным представителем перевозчика и гру­зополучателем.

По требованию получателя перевозчик обязан в трех­дневный срок выдать ему коммерческий акт1.

В случае необоснованной задержки составления ком­мерческого акта свыше предусмотренного Уставом желез­нодорожного транспорта срока или отказа от его составле­ния перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До предъявления к перевозчику иска, связанного с осу­ществлением перевозок груза, к нему обязательно предъ­является претензия. Порядок предъявления и рассмотре­ния такой претензии изложен в статьях 120-124 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Кроме того, Министерством путей сообщения утверждены Правила предъявления и рассмотрения претензий, связан­ных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте.

Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществле­нием перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения установленного срока (в течение тридцати дней со дня получения претензии) или если получен ответ перевозчика на претензию до истече­ния этого срока.

На железнодорожной накладной при помощи специаль­ного штемпеля делается отметка о дате фактической вы­дачи груза.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщениипо­средством взаимодействия железнодорожного транспорта с морским, речным, воздушным, автомобильным транс­портом осуществляются на основании единого транспорт­ного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования груза.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сооб­щении разрабатываются и утверждаются совместно феде­ральным органом исполнительной власти в области желез­нодорожного транспорта и соответствующим федераль­ным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе ис­полнительной власти в области юстиции.

В соответствии с договором транспортной экспедиции грузоотправителям и грузополучателям экспедиторами на железнодорожном транспорте могут быть предоставлены следующие виды услуг:

К услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относят:

Услуги по завозу-вывозу грузов представляют собой ус­луги по доставке грузов от склада грузоотправителя до же­лезнодорожной станции и от железнодорожной станции до склада грузополучателя автомобильным транспортом же­лезной дороги или других организаций, выполняющих ука­занные услуги на основе договора.

Услуги погрузочно-разгрузочные и складские включают:

К информационным услугам относят:

К услугам по подготовке к дополнительному оборудова­нию подвижного состава относятся:

К услугам по страхованию грузов относят:

Платежно-финансовые услуги включают:

К слугам по таможенному оформлению грузов и транс­портных средств относят:

Прочие услуги включают:

В зависимости от особенностей перевозимых грузов, при­менения новых типов подвижного состава, формирования и отправления поездов, обеспечивающих транспортное об­служивание повышенного качества, перечень экспедитор­ских услуг может быть расширен.

  1. Организация перевозок грузов автомобильным транспортом

Для перевозки грузов торговые организации и предпри­ятия используют как собственный автомобильный транс­порт, так и транспорт общего пользования либо принадле­жащий другим организациям и предприятиям.

Торговые организации и предприятия заключают с ав­тохозяйствами договоры на перевозку грузов, в которых устанавливаются объем и сроки перевозок, порядок со­ставления, представления и выполнения заявок на пере­возку грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузоч­ных работ и экспедирования товаров, материальная ответ­ственность, определяются рациональные формы, маршру­ты и схемы грузоперевозок.

Транспортные организации общего пользования при осу­ществлении перевозок не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения дого­вора перевозок и его условий (провозной платы, очередно­сти отправки и т. д.), кроме случаев, предусмотренных за­конодательными актами.

В зависимости от срока действия различают разовые и долгосрочные договоры.

Разовые договоры заключаются при единовременных пе­ревозках. Долгосрочные договоры заключаются при осуще­ствлении между сторонами постоянных отношений, вы­ражающихся в необходимости систематических перевозок. Чаще всего это могут быть годовые договоры.

Кроме транспортных договоров торговые организации и предприятия могут заключать договоры транспортной экс­педиции. По договору транспортной экспедиции одна сто­рона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя или грузополучателя) вы­полнить или организовать выполнение определенных дого­вором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть преду­смотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедито­ром или клиентом; обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) пе­ревозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг может быть оговорено осуществление таких операций, как выполнение таможен­ных формальностей, погрузка и выгрузка груза, уплата пошлин и других операций, предусмотренных договором.

При заключении транспортного договора клиент (грузо­отправитель или грузополучатель) должен убедиться, что перевозчик имеет лицензию на проведение тех или иных работ по перевозке груза.

Лицензированию подлежит деятельность автотранспорт­ных организаций независимо от их организационно-право­вых форм.

Транспортный договор может иметь следующую структуру:

Перед началом каждого месяца утверждаются декадные задания на перевозку грузов. В соответствии с ними гру­зоотправители должны заблаговременно представлять авто­хозяйствам заявки на требуемое количество автомобилей.

С учетом объема и характера предстоящих перевозок авто­хозяйства выделяют транспортные средства соответствующих типов в необходимом количестве. Они должны быть исправ­ными и чистыми в санитарном отношении. Подача их под погрузку должна осуществляться в указанное в заявке время.

Товары, представленные к перевозке, должны быть соот­ветствующим образом подготовлены к транспортированию. Они должны быть заранее упакованы в инвентарную тару, взвешены, сгруппированы по получателям. Заблаговременно должны быть также подготовлены товарно-транспортные до­кументы и счета-фактуры.

Перед выдачей груза, предназначенного для доставки, у водителя проверяют наличие путевого листа и документа, удостоверяющего личность.

Прием груза к перевозке с ответственностью автохозяйст­ва за его сохранность осуществляется путем взвешивания на весах при погрузке, обмера в кузове автомобиля или счета мест. Товары, опломбированные отправителем, водитель принимает по количеству мест согласно счету-фактуре. При­ем товаров к перевозке удостоверяется подписью водителя на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Водитель или экспедитор, сопровождавший груз, сдает его получателю на основании товарно-транспортной на­кладной по массе, количеству или объему. Грузы, прибыв­шие в исправных крытых автомобилях, прицепах, контей­нерах, многооборотной таре, цистернах с исправными пломбами грузоотправителя, выдают грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества мест. При этом проверяется соблюдение условий перевозки грузов.

Получение товара удостоверяется подписью и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной и сче­те-фактуре.

Размер платы за перевозку грузов, а также размер сбо­ров за выполнение автотранспортным предприятием свя­занных с перевозкой операций и услуг определяются по согласованию сторон.

Причитающиеся автотранспортному предприятию сум­мы за перевозку грузов и связанные с ней транспортно­экспедиционные операции и другие услуги оплачиваются клиентом при приеме заявок на перевозку чеками или платежными поручениями.

Сторонами могут предусматриваться в установленном порядке расчеты плановыми платежами.

Окончательный расчет по платежам за перевозку гру­зов, а также за транспортно-экспедиционные операции и другие услуги производится клиентом на основании счета автотранспортного предприятия. Основанием для выпис­ки счета за осуществленную перевозку служат товарно­транспортные накладные либо акты замера или акты взве­шивания груза, а за пользование автомобилями, оплачи­ваемыми по повременному тарифу, — данные путевых листов, заверенные клиентом.

Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобиль­ным транспортом, в том числе принадлежащим торговым ор­ганизациям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интен­сивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспорт­ных средств;

повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности работы автомобильного транс­порта используются технико-экономические показатели.

Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готов­ности и выпуска.

Коэффициент технической готовности подвижного со­става к работе г) определяется по формуле

К г =АДл,

гАДс

где АД г— автомобиле-дни в готовом для эксплуатации со­стоянии;

АД с— списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

Коэффициент выпуска подвижного состава (К в) можно определить по формуле

АДэ

Кв =

АДс

где АД э— число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повы­шения уровня технической готовности автомобилей, по­стоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

Для определения степени использования грузоподъем­ности транспортных средств можно применить статиче­ский и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент с) определяется отношением

кс= °ф

где Оф— количество фактически перевезенного груза;

Он— номинальная грузоподъемность автомобиля. Динамический коэффициент (Кд определяется отношением

Р

Кд = ,

д р.

н

где Р т.ф — фактическая транспортная работа, ткм;

Р н— количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузо­подъемности автомобиля.

Улучшению использования грузоподъемности автотран­спортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка мар­шрутов их доставки.

Важное условие роста эффективности использования авто­транспорта — повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров на торговые предприятия.

  1. Перевозка грузов морским транспортом

Морской транспорт играет важную роль в эффективном функционировании единой транспортной системы стра­ны. Он обладает большой универсальность, высокой про­пускной способностью и низкой себестоимостью.

Организация перевозки грузов морским транспортом рег­ламентируется Кодексом торгового мореплавания Россий­ской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Под торговым м.ореплаванием понимается деятель­ность, связанная с использованием судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для иных целей (промысла водных биологических ресурсов, защиты и со­хранения морской среды и т. д.).

Правила, установленные Кодексом торгового морепла­вания, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международ­ным договором Российской Федерации или законом, а так­же суда внутреннего плавания и суда смешанного (река­море) плавания во время их плавания по морским путям.

Под судном следует понимать самоходное или несамо­ходное плавучее сооружение, используемое в целях торго­вого мореплавания.

Перевозчикомгрузов на морском транспорте является лицо, которое заключило договор морской перевозки с от­правителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

Фрахтователемсчитается лицо, которое заключило до­говор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки груза всего судна, его части или определен­ных судовых помещений (чартер).

Отправителемявляется лицо, которое заключило дого­вор морской перевозки груза не на чартерных условиях, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от сво­его имени.

По договору морской перевозки груза перевозчик обязу­ется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его получателю. Отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за пе­ревозку груза установленную плату (фрахт). Договор дол­жен быть заключен в письменной форме.

Наличие и содержание морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными документами.

Чартердолжен содержать наименование сторон, на­звание судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименования места погрузки груза и места назначения или направления судна. Стороны могут договориться о включении в чартер иных условий и оговорок. Чартер под­писывается перевозчиком и фрахтователем или их пред­ставителями. Фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступить свои права по договору морской перевозки груза третьим лицам. В этом случае фрахтователь, а также третье лицо, которому он уступил свои права, несет перед перевоз­чиком солидарную ответственность за неисполнение до­говора морской перевозки груза.

При осуществлении систематических морских перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долго­срочные договоры об организации морских перевозок гру­зов. Перевозка же конкретной партии груза должна осу­ществляться в соответствии с договором морской перевоз­ки груза, заключенным на основе долгосрочного договора.

До начала рейса, заблаговременно перевозчик обязан привести судно в мореходное состояние: обеспечить техни­ческую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помеще­ния, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечи­вающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.

Перевозчик обязан при перевозке груза по чартеру по­дать судно в указанное фрахтователем место погрузки гру­за. Такое место должно быть безопасным и пригодным для погрузки. Таким считается место, которого судно может достичь без опасностей, в котором может находиться, ос­таваясь на плаву, и из которого может выйти с грузом.

При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан по­дать судно в обусловленный чартером срок. В случае непо­дачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе от­казаться от договора морской перевозки груза и потребо­вать возмещения убытков.

Перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрах­тователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. День и час подачи уведомления определяется соглашением сторон.

Срок, в течение которого перевозчик предоставляет суд­но для погрузки и держит его под погрузкой без дополни­тельных к фрахту платежей, называется сталийным вре­менем. Оно определяется соглашением сторон, а при от­сутствии такого соглашения — сроками, обычно приняты­ми в порту погрузки.

Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах, начиная со следующего дня после подачи уве­домления о готовности судна к погрузке груза. В него не включают время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, ли­бо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологи­ческих условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке.

Соглашением сторон может быть установлено контрста­лийное время,которое наступает по окончании сталийного времени. Это дополнительное время ожидания. Продолжи­тельность такого времени при отсутствии соглашения опре­деляется сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон или по ставкам, обычно принятым в соответствующем порту, или расходами на содержание судна и его экипажа, если такие ставки отсут­ствуют.

Соглашением сторон может быть установлено возна­граждение фрахтователю за окончание погрузки до исте­чения сталийного времени (диспач).

По истечении контрсталийного времени перевозчик име­ет право отправить судно в плавание, даже если весь ус­ловленный груз не погружен на судно по причинам, не за­висящим от перевозчика, сохраняя при этом право на получение полного фрахта.

За задержку судна сверх контрсталийного времени фрах­тователь обязан возместить перевозчику причиненные убыт­ки, если задержка судна произошла по причинам, не зави­сящим от перевозчика.

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозке, должны предъяв­ляться для перевозок в исправной таре и упаковке, отве­чающим требованиям, установленным соответствующими стандартами или техническими условиями. Таким же тре­бованиям должны отвечать и контейнеры, предъявляемые отправителем. Груз должен иметь соответствующую марки­ровку, отправитель обязан предоставить перевозчику необ­ходимые сведения о нем (о свойствах груза и т. д.).

Отправитель должен своевременно передать перевозчи­ку все требуемые в соответствии с портовыми, таможен­ными, санитарными или иными административными пра­вилами касающиеся груза документы и несет ответст­венность перед ним за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или полноты таких документов.

Приняв груз к перевозке, перевозчик обязан по требо­ванию отправителя выдать ему коносамент— доку­мент, подтверждающий прием груза для перевозки. В него должны быть включены следующие данные:

  1. наименование перевозчика и место его нахождения;

  2. наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза пере­возчиком в порту погрузки;

  3. наименование отправителя и место его нахождения;

  4. наименование порта выгрузки согласно договору мор­ской перевозки груза;

  5. наименование получателя, если он указан отправи­телем;

  6. наименование груза, необходимые для идентифика­ции груза основные марки, указание в соответст­вующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количест­во. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

  7. внешнее состояние груза и его упаковки;

  8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачи­ваться им;

  9. время и место выдачи коносамента;

  10. число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

  11. подпись перевозчика или действующего от его име­ни лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть вклю­чены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Отправитель имеет право потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного документа, подтверждающего прием груза для перевозки.

После погрузки груза на борт судна, перевозчик по тре­бованию отправителя должен выдать ему бортовой коносамент,в котором в дополнение к уже перечис­ленным данным, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должна быть указана дата (даты) погрузки груза.

Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент (морскую накладную и т. д.), от­правитель должен по просьбе перевозчика возвратить его в обмен на бортовой коносамент.

По желанию отправителя ему может быть выдано не­сколько экземпляров (оригиналов) коносамента.

Перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон. Если соглаше­ние отсутствует, то в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоя­тельств, и обычным маршрутом.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федера­ции предусмотрены случаи отказа перевозчика, отправи­теля или фрахтователя от исполнения договора морской перевозки груза.

Груз, перевозка которого осуществлялась на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента.

При получении груза получатель обязан возместить рас­ходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также упла­тить фрахт и внести плату за простой судна в порту по­грузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которого осуществлялась пере­возка груза.

При фактической или предполагаемой утрате либо по­вреждении груза получатель и перевозчик обязаны пре­доставлять друг другу возможность проводить осмотр гру­за или проверку его состояния до выдачи груза получа­телю. Расходы на осмотр груза или проверку его состояния несет тот, кто потребовал осмотра или проверки.

Все платежи, причитающиеся перевозчику, уплачива­ются отправителем или фрахтователем. Размер фрахта ус­танавливается соглашением сторон.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федера­ции установлена ответственность перевозчика, отправите­ля и фрахтователя в связи с перевозкой грузов, а также порядок исчисления размера ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза.

В случае возникновения обстоятельств, которые могут служить основанием для ответственности одной из сторон, составляется коммерческийактили акт общей формы. С помощью коммерческого акта удостоверяется: несоответствие между наименованием, массой или ко­личеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными; повреждение груза или багажа;

обнаружение груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;

возвращение перевозчику похищенного груза или ба­гажа.

Формы актов и порядок их составления устанавливают­ся правилами, издаваемыми федеральным органом испол­нительной власти в области транспорта.

До предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже (между портами одной страны) обязатель­ным является предъявление ему претензии в письменной форме. К ней должны быть приложены перевозочные доку­менты, а также документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза. Претензия может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение тридцати дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее.

  1. Перевозка грузов внутренним водным транспортом

В отдельных районах страны для перевозки грузов, в том числе и товаров народного потребления, довольно ши­роко применяется внутренний водный транспорт, пред­ставляющий собой производственно-технологический ком­плекс с входящими в него организациями, осуществляю­щими судоходство и иную, связанную с ним, деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.

К внутренним водным путям относятся естественные или искусственно созданные федеральные пути сообще­ния, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства (перевозки грузов, пассажиров и т. д.).

Порядок перевозки грузов внутренним водным транспор­том определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Он регулирует отношения между ор­ганизациями внутреннего водного транспорта, грузоотпра­вителями, грузополучателями и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и опре­деляет их права, обязанности и ответственность.

Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми ак­тами Президента, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными пра­вовыми актами федеральных органов власти.

Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта непосредст­венно либо через его территориальные органы или нахо­дящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта утверждает в установленном порядке в преде­лах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов отношения и обязатель­ные для исполнения организациями всех организационно­правовых форм и физическими лицами.

Порядок установления тарифов на перевозку грузов, их погрузку и выгрузку и другие услуги, а также правила применения этих тарифов устанавливаются Правительст­вом Российской Федерации. Провозная плата устанавлива­ется перевозчиком.

Перевозки грузов осуществляются на основании догово­ров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоот­правителей и договоров об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок.

Заключение договора перевозки грузаподтверждают со­ставленная в соответствии с требованиями правил перево­зок грузовтранспортная накладнаяи офор­мленные на ее основании дорожная ведомость и квитан­ция о приеме груза для перевозки.

Договор перевозки груза может быть заключен с услови­ем предоставления для перевозки груза всего судна или его части (договор фрахтования).

При необходимости осуществления систематических пе­ревозок грузов могут заключаться договоры об организации перевозок грузов,которыми устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также другие, не предусмотренные Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов.

При наличии такого договора перевозки грузов в опре­деленном рейсе осуществляются в соответствии с догово­ром перевозки груза, заключенным на его основании.

До предъявления груза для перевозки грузоотправитель обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контей­неров. Транспортная тара и упаковка, качество грузов долж­ны соответствовать требованиям государственных стандартов или других нормативных документов.

Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель дол­жен представить перевозчику транспортную накладную и другие документы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами.

О приеме груза для перевозки перевозчик должен сде­лать в транспортной накладной отметку с помощью кален­дарного штемпеля и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

На предъявляемые для перевозки тарные и штучные грузы, а также транспортные пакеты грузоотправитель обязан нанести соответствующую установленным требова­ниям маркировку.

В транспортной накладной указывается масса груза, определяемая грузоотправителем согласно трафарету, в соответствии со стандартами или путем взвешивания, а также количество грузовых мест. Масса груза путем взве­шивания определяется грузоотправителем за его счет со­вместно с перевозчиком на весовых приборах грузоотпра­вителя, перевозчика или организации, осуществляющей погрузку грузов в порту отправления. Грузы в контейнерах принимаются для перевозок в соответствии с массой, ука­занной грузоотправителем.

Подаваемые под погрузку суда и контейнеры должны быть в состоянии, пригодном для перевозок предъявляемого груза.

О времени прибытия судна в порт погрузки или выгруз­ки груза перевозчик должен известить соответственно гру­зоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под по­грузку или выгрузку груза не позднее чем за 6 часов до его подачи, если погрузка или выгрузка груза осуществляется грузоотправителем или грузополучателем.

Получившие извещение о прибытии судна грузоотпра­витель или грузополучатель, обязаны не позднее чем через 2 часа с момента его получения указать место, к которому должно быть подано судно под погрузку или выгрузку.

Подача под погрузку судна в состоянии, непригодном для перевозки определенного груза, приравнивается к не­подаче судна.

Сроки погрузки и выгрузки судна исчисляются с момен­та его подачи к причалу.

Нормативное время загрузки и разгрузки судна опреде­ляется в соответствии с судо-часовыми нормами и прави­лами применения таких норм, установленными федераль­ным органом исполнительной власти в области транс­порта. Сокращенное время может быть установлено согла­шением сторон.

Если погрузка груза осуществлялась грузоотправителем, то загруженные трюмы судов, контейнеры должны быть им опломбированы.

Плата за перевозку груза и иные причитающиеся пере­возчику платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта, если иное не установлено со­глашением сторон.

Сроки доставки грузов и правила их исчисления опре­деляются правилами перевозки грузов.

Грузополучатель должен быть уведомлен перевозчиком о прибытии груза не позднее чем в 12 часов дня, следующе­го за днем прибытия груза, если его выгрузка является обязанностью перевозчика.

Груз выдается грузополучателю, указанному в транс­портной накладной, или иному грузополучателю, оформ­ленному в установленном порядке.

Порядок выдачи груза определяется правилами перево­зок груза. Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза.

Перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего в неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устрой­ствами, а также в случае прибытия груза с признаками час­тичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза проверя­ется тем же способом, что и в порту отправления.

При исправности транспортной тары или пакетов груз выдается в соответствии с количеством грузовых мест или пакетов, без проверки его массы, если иное не предусмот­рено договором перевозки груза.

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов.

Если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, то перевозчик обязан определить раз­мер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость. Расхо­ды, связанные с определением фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, в том числе расходы на проведе­ние независимой экспертизы, несет перевозчик.

В соответствии с правилами перевозок грузов грузоот­правители могут предъявлять для перевозок грузы с объяв­ленной ценностью, за что взимается плата по установлен­ному тарифу.

Перевозки грузов могут осуществляться в прямом сме­шанном сообщении посредством взаимодействия внутрен­него водного транспорта с другими видами транспорта (железнодорожным, морским, воздушным, автомобиль­ным).

Они осуществляются по единому транспортному доку­менту (транспортной накладной), составленному на весь путь следования грузов.

Порядок организации перевозок грузов в прямом сме­шанном сообщении определяется Кодексом внутреннего вод­ного транспорта, а также заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сооб­щении разрабатываются и утверждаются совместно феде­ральными органами в области транспорта соответствую­щих видов и регистрируются в федеральном органе испол­нительной власти в области юстиции.

Грузы, перевозимые в прямом смешанном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки грузов по требованию стороны, принимающей грузы, при передаче их с одного вида транспорта на другой — на вагонных весах железны­ми дорогами, на товарных весах — организациями, осуще­ствляющими перевалку грузов в портах.

Тарные и штучные грузы, доставленные в пункт пере­валки в исправных таре или пакетах, передаются с одного вида транспорта на другой без взвешивания по количеству грузовых мест.

При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, долж­но быть проверено не только состояние контейнеров, но и исправность запорно-пломбировочных устройств.

Общий срок доставки груза в прямом смешанном сооб­щении определяется исходя из совокупности сроков их доставки внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил ис­числения сроков доставки грузов, действующих на соот­ветствующем виде транспорта.

За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что несоблюдение срока доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не смог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный перевозчиком при перевозке гру­за, возмещается перевозчиком в следующих случаях:

утраты либо недостачи груза — в размере стоимости ут­раченного или недостающего груза;

повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на ко­торую снизилась стоимость груза;

утраты груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

За неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние его перевозки независимо от воз­мещения вызванных данным обстоятельством убытков пе­ревозчика.

За сверхнормативный простой судов и задержку воз­врата контейнеров с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они допущены, взыскивается штраф в следующих размерах:

0,5 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности самоходного грузового судна в час;

0,07 размера минимального размера оплаты труда за 100 тонн грузоподъемности несамоходного грузового судна в час;

одного минимального размера оплаты труда за 100 ки­ловатт мощности буксирного судна в час.

Грузоподъемность судна менее чем 50 тонн и мощность двигателя судна менее чем 50 киловатт не учитываются, грузоподъемность судна, равная 50 тоннам и более, и мощность двигателя судна, равная 50 киловатт и более, принимаются за целую сотню.

За несвоевременную оплату перевозки груза или букси­ровки буксируемого объекта с грузоотправителя или от­правителя буксируемого объекта взыскиваются пени в пользу перевозчика или буксировщика в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае образования задолженности по оплате за пере­возку груза, доставленного в порт назначения, выдача его может быть задержана, если это не приведет к порче гру­за, до уплаты всех платежей, в том числе пеней за про­срочку платежей, или до предоставления гарантий в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

За неочистку судов или контейнеров после выгрузки грузов грузовладелец обязан уплатить перевозчику стои­мость работ по их очистке в двукратном размере. Перевоз­чик имеет право отказаться от уборки от причала неочи­щенных судна или контейнера впредь до выполнения грузовладельцем работ по их очистке.

За повреждение судна, контейнера или средств пакети­рования с виновной стороны взыскивается стоимость не­обходимого ремонта.

Обстоятельства, являющиеся основанием для имущест­венной ответственности сторон по перевозкам грузов, удо­стоверяются коммерческим актом,составляе­мым перевозчиками по заявлениям грузоотправителей и грузополучателей. Его форма и правила составления уста­навливаются правилами перевозок грузов. Коммерческий акт служит для удостоверения:

несоответствия фактического наименования груза, его массы или количества грузовых мест указанным в перево­зочном документе данным; повреждения (порчи) груза;

обнаружения груза без перевозочного документа, а так­же перевозочного документа без груза;

недостачи древесины и такелажа в поврежденных пло­тах;

возвращения перевозчику похищенного груза.

Для удостоверения других обстоятельств составляются акты общей формы.

До предъявления иска в связи с перевозкой груза к пере­возчику обязательным является предъявление к нему пре­тензии. Претензия предъявляется по месту нахождения пе­ревозчика. К ней должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные их копии, под­тверждающие право заявителя на предъявление претензии.

Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в те­чение срока исковой давности.

Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного его отказа удовлетворить претен­зию либо в случае неполучения ответа перевозчика на по­лученную претензию в тридцатидневный срок.

Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, возникшим в связи с осуществлением перевозок грузов, составляет 1 год. Иски перевозчиков к грузоотправителям или грузополучателям, возникшие в связи с осуществлени­ем перевозок грузов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для их предъявления.

  1. Особенности перевозки грузов воздушным транспортом

На воздушном транспорте основным документом, рег­ламентирующим перевозки, является Воздушный кодекс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны правила перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Перевозка грузов осуществляется на основе договоров. По договору воздушной перевозки грузаперевозчик обязу­ется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузо­получатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

При чартерных воздушных перевозках заключается до­говор фрахтования воздушного судна, по которому фрах­товщик предоставляет фрахтователю за плату для выпол­нения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для пере­возки груза.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной,форма которой устанавли­вается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза в следующих случаях: нарушения грузовладельцем или грузоотправителем та­моженных, санитарных и иных, установленных законода­тельством Российской Федерации, требований в части, ка­сающихся воздушной перевозки, при междугородных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами полета государства вылета, назначения или транзита;

отказа грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиаци­онными правилами;

наличия в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

В случае прекращения по инициативе перевозчика дей­ствия договора воздушной перевозки груза грузовладель­цу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку.

Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в установленный срок.

Срок доставки груза определяется федеральными авиа­ционными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмот­рено договором перевозки груза.

Грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотрен­ном федеральными авиационными правилами или установ­ленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к перевозке груз до его отправ­ления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному на его получение лицу, рас­порядиться грузом в случае непринятия его грузополучате­лем или невозможности выдачи его грузополучателю.

В случае изменения условий воздушной перевозки, пре­дусмотренных договором, перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя или грузополучателя и получить от них распоряжения относительно этого груза.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибы­тии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиа­ционными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмот­рено договором воздушной перевозки груза.

Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Он имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество изменилось настолько, что исключается возможность пол­ного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в установленный срок, либо отказался от его приема, пере­возчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оста­вив груз у себя на хранение за счет средств грузоотправи­теля и на его риск.

Не полученный в установленный срок груз считается невостребованным и реализуется в порядке, определенном федеральными авиационными правилами.

Перевозчик несет ответственность перед грузовладель­цем в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации, международными договорами Россий­ской Федерации, а также договором воздушной перевозки груза.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза пе­ревозчик несет ответственность в следующих размерах: за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценно­сти, — в размере объявленной ценности;

за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявления ценно­сти, — в размере его стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза.

За просрочку доставки груза в пункт назначения пере­возчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты тру­да за каждый час просрочки, но не более чем 50% провоз­ной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправно­сти воздушного судна либо иных обстоятельств, не зави­сящих от перевозчика.

По требованию грузоотправителя или грузополучателя при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. С его помощью удостоверяются следующие обстоятельства:

несоответствие фактического наименования, веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозоч­ном документе;

повреждение (порча) груза;

обнаружение груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без груза.

До предъявления к перевозчику иска в случае наруше­ния договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пунк­та отправления или в аэропорту пункта назначения по ус­мотрению заявителя. При этом отсутствие коммерческого акте не лишает заявителя права на предъявление претен­зии или иска.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести ме­сяцев. Перевозчик обязан рассмотреть ее в течение 30 дней с даты поступления претензии и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удов­летворении или отклонении претензии.

Срок исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа — через 45 дней после получения претензии перевозчиком. Договором воздушной перевозки груза может быть установлен другой порядок ис­числения начала течения срока исковой давности.

Гл а в а 18