Устройство и основы технологических планировок магазинов
Требования к устройству магазинов
Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:
капитальности сооружения;
размещению;
особенностям объемно-планировочного решения;
материалу стен и конструктивных элементов.
По капитальноститорговые здания и сооружения подразделяют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения представляют собой строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. Они служат для размещения магазинов, облегченные — для устройства мелкорозничных торговых предприятий.
В зависимости от размещенияздания подразделяют на отдельно стояшце, встроенно-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие здания специально предназначены для магазинов. Встроенно-пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоках. Торговые комплексы — 414 совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, объединенных единством хозяйственного обслуживания торговой деятельности. В торговый комплекс наряду с магазинами входят предприятия общественного питания и т. д.
В зависимости от особенностей объемно-планировочного решенияразличают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания. Магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей.
По материалу стен и конструктивнъх элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные. Последние по степени огнестойкости относят к группе сгораемых зданий. В современных условиях широкое внедрение получило строительство торговых зданий из сборных железобетонных конструкций индустриальным методом.
Для размещения магазинов и предприятий общественного питания могут быть использованы модульные торговые павильоны. Их можно устанавливать в виде конструкции «свод». Особенностью этих конструкций является прозрачный или полупрозрачный свод в центре основного зала для магазина высотой до 3,5 м. С двух сторон от центрального свода расположены торговые модули.
Модули могут соединяться между собой и образовывать единые помещения значительной площади. Каждый модуль имеет мощный металлический каркас, оцинкованную двухскатную крышу со сливами. Боковые стены отделаны рифленым оцинкованным листом, окрашенным краской. Для внутренней отделки используется пластик или рифленый крашеный металлический лист. В качестве утеплителя используется экологически чистый негорючий и сверхтеп- лый материал «пеноизол».
Окна и двери модулей могут быть с зеркальными тонированными стеклами.
Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурностроительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.
Технологические требованияпредполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.
Архитектурно-строительные требованияпредполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.
Экономические требованияпредусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.
Санитарно- гигиенические требованияопределяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться в определенное время.
Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.
Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.
Зона для посетителейпредусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров. Постоянное расширение парка автотранспортных средств покупателей требует устройства у магазинов специальных стояночных площадок. Площадь стоянки транспорта покупателей отводится с учетом действующих строительных норм и правил.
Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.Как правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не рекомендуется устройство дворов и надворных построек. В хозяйственной зоне могут размещаться и технические сооружения (пожарные резервуары и т. п.).
Состав и взаимосвязь помещений магазина
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:
торговые;
для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
подсобные;
административно-бытовые;
технические.
Торговые помещениязанимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продажеотносят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещениявключают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.
К административно-бытовым помещениям,относят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.
Технические помещения— вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:
торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;
помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;
помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;
пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;
административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
Основным торговым помещением является торговый зал,который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продав- цов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь как можно больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
Торговый зал можно разделить на следующиезоны или площади:установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольнокассового узла.
Установочная, площадь магазина— это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала.
Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:
где Ку — коэффициент установочной площади;
5 у — установочная площадь, м2;
5 тз— площадь торгового зала, м2.
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.
Площадь выкладки (экспозиционная)исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
Для островных и пристенных универсальных горок экспозиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту;
подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других това- роносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади.Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади выкладки товаров) к площади торгового зала:
где Кэ— коэффициент экспозиционной площади (площади выкладки);
§ э— экспозиционная площадь, м2;
§ тз— площадь торгового зала, м2.
Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение коэффициента экспозиционной площади зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров.
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей.Ширина проходов устанавливается в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» (табл. 5).
- Коммерция и технология торговли
- Оглавление
- Глава 15. Управление торгово-технологическим процессом и
- Глава 20. Устройство и основы технологических планировок
- Введение
- Основы коммерции и технологии торговли
- Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле
- 2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности
- Договоры в торговле
- Договоры, применяемые в торговле
- Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 4.1. Значение и содержание закупочной работы
- Система сертификациигост р госстандарта россии
- Коммерческая работа по продаже товаров
- 5.4. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
- Организация биржевой торговли
- Организация торговли на аукционах
- Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятиях торговли
- Реклама в коммерческой деятельности
- Лизинговые операции. Франчайзинг
- Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и виды
- Классификация, устройство и планировка товарных складов
- Технологическое оборудование складов
- Организация и технология складских операций
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда на складах
- 15.1. Организация управления торгово-технологическим процессом на складе
- 15.3. Организация труда складских работников
- Тара и тарные операции в торговле
- Организация перевозок грузов
- Заявка на перевозку грузов маршрутами
- Организация и технология товароснабжения розничных торговых предприятий
- Классификация, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли
- 19.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий
- Основные признаки, характеризующие типыуниверсальных магазинов
- Основные признаки, характеризующие типынеспециализированных непродовольственных магазинов
- Устройство и основы технологических планировок магазинов
- Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
- Торгово-технологическое оборудование магазинов
- 3 Рис. 22. Прилавки холодильные4
- Интерьер и рекламно-информационное оформление магазина
- 22.2. Рекламно-информационное оформление магазина
- Организация торгово-технологического процесса в магазине и обслуживания покупателей
- Защита прав потребителей и государственный контроль торговли
- 24.2. Организация государственного контроля торговли
- Основные правила розничной торговли и эксплуатации контрольно-кассовых машин
- Правила особых видов торговли
- Управление торгово-технологическим процессом и организация труда в магазине
- В магазине
- Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности
- Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности
- V. Возмещение ущерба
- Проектирование предприятий торговли
- Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли
- Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих торговую деятельность1
- Коммерция и технология торговли
- I. Предмет Договора