logo search
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

19.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредст­венных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имуществен­ный комплекс, используемый организацией для купли-про­дажи товаров и оказания услуг торговли. В основу клас­сификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки1:

По особенностям устройствапредприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, палатки, автомагазины.

Магазин— специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи това­ров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торго­выми, подсобными, административно-бытовыми помеще­ниями, а также помещениями для приема, хранения и под­готовки товаров к продаже.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торго­вой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслу­живании покупателей.

Павильон— оборудованное строение, имеющее тор­говый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

Киоск— оснащенное торговым оборудованием строе­ние, не имеющее торгового зала и помещений для хране­ния товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвиж­ные средства развозной и разносной торговли (автомагази­ны, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазиныи другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей неболь­ших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными пред­приятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка— легко возводимая сборно-разборная кон­струкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на пло­щади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматыустанавливают в магази­нах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).

Под видом предприятия розничной торговлиследует по­нимать предприятие, классифицированное по ассортимен­ту реализуемых товаров. С учетом этого различают универ­сальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

Тип предприятия розничной торговли— предприятие определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Например, типом предприятий розничной торговли явля­ются: универмаг, универсам, магазин «Продукты» и т. д.

По формам обслуживанияразличают салонное обслу­живание покупателей, индивидуальное обслуживание че­рез прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслуживания — ор­ганизационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно­планировочного решенияпредприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, мно­гоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностямрозничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Кроме того, розничные торговые предприятия могут быть представлены в виде торговых комплексов и торговых центров.

Торговый комплекспредставляет собой сово­купность торговых предприятий, реализующих универсаль­ный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного об­служивания торговой деятельности (инженерное обеспече­ние, ремонт зданий, охрана торговых объектов и т. д.).

Торговый центр— совокупность торговых пред­приятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих уни­версальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в грани­цах своей территории стоянку для автомашин.

Завершая комплексный торгово-технологический про­цесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговыефункции магазинов следующие:

К технологическимотносят функции, связанные с выполнением следующих технологических операций:

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предвари­тельный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельно­сти, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйст­венной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовы­ми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнитель­ных услуг.

  1. Специализация и типизация магазинов

Одно из направлений совершенствования розничной торговой сети — ее специализация.Она способст­вует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает поло­жительное влияние на качество обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по:

Ведушцм направлением специализации является спе­циализация магазинов по товарному признаку,предусмат­ривающая ограничение их деятельности торговлей отдель­ными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.

Необходимость специализации розничных торговых предприятий — следствие постоянного изменения ассор­тимента товаров, который нуждается в глубоком расчле­нении всей товарной массы на группы. В специализиро­ванных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется боль­ше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.

В то же время чрезмерно узкая специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки.

С учетом товарной специализациимагазины делят на следующие виды:

универсальные— реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);

специализированные,в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные);

комбинированные— реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетво­ряющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-га­лантерея), а также специализирующихся на продаже по­требительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).

смешанные,ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

Специализация магазинов по товарному признаку на­шла более широкое распространение в городах, где до­вольно высокий уровень концентрации предприятий роз­ничной торговли.

В потребительской кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использова­ния или реконструкции действующих торговых предпри­ятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредото­чения магазинов по небольшим населенным пунктам.

Для определения уровня специализации розничной тор­говой сети рассчитывают коэффициент специализации Ксп) по формуле

К = О

11сп

О о

где <3 сп— количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);

<3 0— общее количество магазинов в населенном пункте.

т. сп

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных мага­зинов к общей торговой площади магазинов

Ксп =

т. о

или отношения розничного товарооборота специализиро­ванных магазинов к товарообороту всех магазинов

К = ^т. сп К сп _

к

Рассчитав этот показатель приведенными тремя спосо­бами, можно составить более четкое представление об уров­не специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизацияпредприятий розничной торговли.

Под типизацией понимают систему мероприятий, на- правленньх на отбор технически совершенньх и экономиче­ски эффективньх типов магазинов.

Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким на­правлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся:

Так, в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» к универсальным магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризую­щихся основными признаками, приведенными в табл. 3.

Таблица 3