logo search
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Основные признаки, характеризующие типынеспециализированных непродовольственных магазинов

Тип

Т орговая площадь, м2, не менее

Ассортимент

товаров

Формы

торгового

обслуживания

1

2

3

4

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галанте­рея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индиви­дуальное обслужи­вание через прила­вок и др.

Все для дома, Товары для де­тей, Товары для женщин и дру­гие магазины с комбинирован­ным ассорти­ментом товаров

650

Товарные комплексы

соответствующей

специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индиви­дуальное обслужи­вание через прила­вок и др.

1

2

3

4

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изде­лия, обувь, галанте­рея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Комиссионный

магазин

18

Узкий ассортимент

непродовольственных

товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированные продовольственные магазины типа «Продукты» (Минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18м2. Они торгуют узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изде­лия, пиво, безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание через прилавок.

Магазины со смешанным ассортиментом товаров могут иметь торговую площадь не менее 18 м2и узкий ассорти­мент продовольственных товаров, не связанных общно­стью спроса. Они применяют индивидуальное обслужива­ние покупателей через прилавок.

Типы магазинов для проектирования и нового строи­тельства также делятся на типоразмерыК группе в е -дущих типовздесь следует отнести магазин с универ­сальным ассортиментом непродовольственных товаров — «Универмаг» и магазин с универсальным ассортиментом про­довольственных товаров и отделом непродовольственных то­варов повседневного спроса — «Универсам». Наиболее мас­совый тип предприятия этой группы — магазин по продаже товаров повседневного спроса. В эту же группу включены магазины «Продукты», «Промтовары», торгующие соответст­

венно продовольственными и непродовольственными това­рами различных групп, а также специализированные мага­зины по торговле продовольственными или непродовольст­венными товарами, комиссионные магазины и магазины- заготпункты различной торговой площади.

При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магази­нов. Она включает основные и дополнительные типы мага­зинов.

Основные типы магазиновпредставляют собой пред­приятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет ново­го строительства и реконструкции действующих предпри­ятий с изменением в случае необходимости их ассорти­ментного профиля.

Дополнительные типы магазиновпредназначены для применения при реконструкции и использовании дейст­вующих торговых помещений.

Сеть магазинов потребительской кооперации представле­на номенклатурой, включающей основные типы магазинов для проектирования и нового строительства и типы магази­нов для переспециализации действующих предприятий.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связан­ных с переходом к рыночной экономике, а также научно­технического прогресса и других факторов. Так, в послед­ние годы в городах появились гипермаркеты — крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Ма­газины оснащены современной торговой мебелью и торго­во-технологическим оборудованием. В них применяется прогрессивная технология.

Главное отличие гипермаркетов от других магазинов — очень большие (не менее 5000 м2) торговые площади и ог­ромные объемы продаж. Кроме того, в них применяется по­литика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в едином контрольно-кассовом узле магазина при выходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоян­ки для автомашин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов на длительное время.

  1. Торговые сети и основные принципы размещения магазинов

В последние годы в России стали получать развитие розничные торговые сети,представляющие собой сово­купность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Различают транснациональные и общенациональные се­ти. Они могут образовываться в основном за счет:

поглощения (покупки) существующей розничной торго­вой сети;

занятия свободной ниши;

агрессивного проникновения — покупки существующих субъектов, их модернизации и строительства новых мага­зинов;

ассортиментного проникновения — создания специали­зированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.

Так, «инвестиционная» модель основана на создании ин­вестирующего и объединяющего финансового центра с са­мостоятельными объектами хозяйствования. При такой мо­дели задачи управления в центре упрощены, а предприя­тия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности. Однако отсутствие кон­солидации закупочной деятельности, зависимость от каче­ства работы коммерческих служб участников сети не позво­ляет полностью использовать преимущества сетевой органи­зации розничной торговли.

В определенной степени этих недостатков лишена «хол­динговая» модель, при которой центр определяет закупоч­ную политику, но объекты торговли самостоятельны в опе­ративном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост ап­парата управления и, как следствие, высокие издержки.

Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления деле­гирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентариза­цией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно исполь­зовать аппарат управления при его концентрации в еди­ном центре, но при этом должна быть обеспечена надеж­ная связь с магазинами, входящими в сеть.

Наибольшая экономия технических и трудовых ресур­сов обеспечивается при использовании так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной кон­центрации управления в центре и практически полном от­сутствии функций управления в магазинах. Информаци­онная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в ма­газины.

На практике также может быть использована «гибрид­ная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «ло­точному» или «холдинговому» принципу.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рацио­нального размещения предприятий торговли.Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.

Решая вопросы размещения магазинов в городах, сле­дует учитывать влияние градостроительных, транспорт­ных, социальных и экономических факторов.

В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, разме­щение мест приложения труда, а также административ­ных, культурных и спортивных центров.

Транспортные факторывключают направ­ление и интенсивность основных потоков движения обще­ственного и индивидуального транспорта.

К социальным факторамотносят необхо­димость снижения совокупных затрат времени на посеще­ние предприятий розничной торговли, достижение высо­кого качества торгового обслуживания.

Экономические факторы— обеспечение необ­ходимой эффективности капитальных вложений на разви­тие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения роз­ничных торговых предприятий относятся равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.

Равномерность размещенияпредполагает расположе­ние магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, тор­гующим товарами повседневного спроса и обслуживаю­щим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещениеозначает необходимость терри­ториального сближения магазинов разного товарного про­филя с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается разме­щения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продоволь­ственных товаров.

Ступенчатость размещения(ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключается в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.

Магазины местного значения,занимаю­щиеся обеспечением населения основными продовольст­венными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещают в жилой зоне города (микро­районах, жилых комплексах). Они обслуживают население в пределах пешеходной доступности. Основным типом мага­зина местного значения является универсам. Радиус обслу­живания магазинов этой группы составляет 500 м.

Магазины общегородского значения должны предоставлять населению возможность макси­мального выбора товаров и услуг. К этой группе магазинов относят универмаги, продовольственные магазины типа «Гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города.

Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров,пред­ставляющих собой комплексы взаимосвязанных предпри­ятий торговли, общественного питания, а также предпри­ятий бытового и коммунального обслуживания, размещае­мых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле.

Переход к рыночным отношениям привел к необходи­мости новых подходов к развитию сети розничных торго­вых предприятий. Одной из тенденций в формировании розничной торговой сети в городах становится образова­ние «торговых цепей», включающих в свой состав:

Иные принципы положены в основу размещения роз­ничной торговой сети потребительской кооперации. Ее размещение должно обеспечить создание на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания, позволяющей населению приоб­ретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в города. Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обяза­тельно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:

районные центры — города, поселки, крупные населен­ные пункты, являющиеся административными, экономи­ческими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;

межхозяйственные центры — малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;

внутрихозяйственные центры — центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а так­же центры производственных подразделений (отделений, бригад и т. д.);

рядовые населенные пункты, представленные в основ­ном мелкими поселениями.

Функциональная значимость каждого населенного пунк­та в общей системе расселения на территории сельского ад­министративного района, намечаемые изменения в разви­тии поселений должны в первую очередь учитываться при решении вопросов перспективного развития и размещения розничной торговой сети потребительской кооперации.

Они должны решаться с учетом происходящих измене­ний в экономике обслуживаемых ею районов, финансовых возможностей кооперативных организаций и других фак­торов на основе обоснованных перспективных схем разви­тия и размещения предприятий розничной торговли, разра­батываемых для каждого административного района.

Гл а в а 20