logo search
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)

Расположение проходов

Ширина, м, не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1,7

Между параллельно расположенными островными горками*

1,4

Между островными горками и пристенным охла­ждаемым оборудованием*

1,6

Между кассовыми кабинами или прилавками об­служивания и установленными параллельно им гор­ками*

2,0

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2,0

Между прилавком и оборудованием за прилавком

0,9

Между прилавками

2,8

Между прилавками и стеной

1,2

* При доставке товаров в торговый зал с использованием подъ­емно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.

При определении ширины проходов в каждом конкрет­ном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, то есть число покупателей, приходящихся на еди­ницу площади. Для создания комфортных условий пере­мещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2торговой площади на покупателя.

Проходы для покупателей подразделяют на магистраль­ные (основные) и боковые. Магистральные проходы связы­вают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их шири­на должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок об­служивания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов.Ее размер определяется умножением дли­ны фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ши­рину прохода между прилавком и торговым оборудовани­ем для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-касси­ров, площадь проходов между кабинами и площадь, необ­ходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу

К = Пв

п•3600•и

где К — количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П — площадь торгового зала, м2; в — среднее время расчета с одним покупателем; п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;

3600 — количество секунд в 1 ч;

и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.

Различают следующие основные варианты тех - нологических планировокторгового зала:

Выбор соответствующего варианта технологической пла­нировки осуществляется с учетом размеров и конфигура­ции торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового залаявляется наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслужи­вания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендику­лярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчи­тываться за все отобранные товары в одном месте.

При линейной планировке создаются благоприятные усло­вия и для рациональной технологии работы магазина: наибо­лее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответст­венных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная (рис. 12).

При боксовой планировкевсю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.

Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной по­купке покупатель вынужден обращаться в различные от­делы и производить оплату за отобранные товары в не­скольких узлах расчета.

1 II 1

1 1

Г 1

1 1 1 1

Г 1

1 1 1 1

1 . —1 1 1

1

1 1

□□□

▼ А

Р=11=11=1 1=^ Р=1 1=]

тюп ГП ГП ГП ІЇ1П"

Рис. 12. Варианты линейной планировки:

1 — продольная; 2 — поперечная; 3 — смешанная

Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специально­го выбора (ювелирных изделий и т. п.).

Смешанная планировкапредусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбина­ций линейной и боксовой планировок.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания по­купателей (через прилавок обслуживания), зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственны­ми товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, — не менее 3 м. Ме­жду пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Раз­мещают рабочие места продавцов ближе к помещени­ям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка контрольно-кассового узла должна обеспе­чивать беспрепятственное направление движения покупа­тельских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы по­ток покупателей проходил слева от рабочих мест контроле- ров-кассиров. При организации единого контрольно-кассо­вого узла необходимо предусматривать применение совме­щенной системы «вход — выход». Помимо кассовых кабин, для устройства контрольно-кассовых узлов используют так­же столы для упаковки товаров покупателями, оборудова­ние для хранения личных вещей покупателей.

При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д.

Технологическая схема должна отвечать следующим ос­новным требованиям:

Важную роль в организации бесперебойного торгово­технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологиче­ских операций.

Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. В крупных магазинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.

Помещение (зона) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магази­не может быть также выделена специальная зона для то­варов, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности крат­чайшую связь с торговым залом для доставки товаров, по­ступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих по­мещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по строительным нормам и правилам. Ох­лаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого

блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подваль­ных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над тор­говым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хра­нения оснащаются соответствующим технологическим обору­дованием — стеллажами, подтоварниками и т. д.

Размеры помещений для подготовки товаров к продаже также устанавливаются в соответствии со строительными нормами и правилами. Эти помещения должны иметь хоро­шую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к прода­же должны оснащаться приспособлениями для фасовки, на­резки, этикетирования товаров, а также другими устройства­ми в зависимости от характера подготовительных операций.

  1. Санитарно-технические устройства магазина

В качестве источников теплоснабжения зданий магази­нов могут быть использованы городские теплофикацион­ные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар низкого или среднего давления, местные котельные или квартальные сети. Теплофикационная вода обычно принимается с па­раметрами 150-70°С, горячая вода для систем горячего водоснабжения — с температурой 65°С.

В зданиях магазинов могут применяться различные сис­темы отопления:водяное; воздушное, совмещенное с при­точной вентиляцией; электрическое; комбинированное — водяное и воздушное; паровое низкого давления.

Не допускается применение систем с инфракрасными и высокотемпературными газовыми или электрическими из­лучателями.

По действующим строительным нормам и правилам принимаются расчетные внутренние температуры и крат­ность обмена воздуха в помещениях магазина.

430

В магазинах, размещаемых в жилых или общественных зданиях, системы отопления рекомендуется присоединять в виде отдельных ветвей. Для того чтобы обеспечить от­ключение системы отопления торговых залов в период максимальных тепловыделений, их также рекомендуется выделять на отдельные ветви.

Для магазинов с общей площадью от 40 до 250 м2могут применяться системы электрического отопления с исполь­зованием нагревательных приборов в виде электрорадиа­торов.

В случае устройства в здании магазина воздушного ото­пления, совмещенного с приточной вентиляцией, необхо­димо предусматривать специальное отопление в нерабочее время, рассчитанное на поддержание температуры в тор­говых залах на уровне 10°С.

В мелких магазинах в исключительных случаях может быть использовано печное отопление.

В магазинах может применяться естественная и меха­ническая вентиляция.

Естественная вентиляцияпредусматривается в мага­зинах с торговой площадью не более 150 м2. Она обеспечи­вает воздухообмен в помещениях в результате действия ветрового и теплового напоров, получаемых вследствие разной плотности воздуха снаружи и внутри помещений.

Механическая вентиляцияосуществляется с помощью вентиляторов или эжекторов. Она может быть приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.

Различают общеобменную (для всего помещения) и ме­стную (для отдельных рабочих мест) вентиляцию.

При размещении магазинов в первых этажах жилых домов или общественных зданий системы вентиляции ма­газинов должны устраиваться раздельно от вентиляции зданий, а приточные камеры, как правило, необходимо размещать в помещениях, находящихся ниже магазина или на одном уровне с ним.

Для расчета воздухообмена в помещении магазина мож­но использовать следующую формулу:

к=°у.в

О п

где Кв — коэффициент воздухообмена, указывающий на количество раз замены воздуха в помещении наружным воздухом;

Оу.в — объем удаляемого из помещения воздуха, м3/ч;

Оп — объем помещения, м3.

Этот показатель для торговых залов должен составлять не менее 1,5, для кладовых — не менее 1,0, а помещений с резким запахом товаров — не менее 2,0.

С помощью специальных технических средств в поме­щениях может осуществляться кондиционирование возду­ха,которое является наиболее совершенным видом венти­ляции и отопления помещений. Кондиционеры служат для приготовления, перемещения, распределения воздуха и автоматического регулирования его параметров. Их под­разделяют на местные (для отдельных помещений) и цен­тральные (для всех помещений магазина).

При расчете воздухообмена необходимо учитывать, что ис­точниками тепловыделения являются покупатели (75 ккал/ч от одного покупателя) и работающие (100 ккал/ч). Кроме того, в среднем один покупатель выделяет 23 л/ч углеки­слоты, один продавец — 30 л/ч. Допустимое содержание углекислоты — 2 л/м3.

В охлаждаемых камерах для хранения овощей и фруктов должна быть предусмотрена автономная, не связанная с другими помещениями, приточно-вытяжная, вентиляция.

Не допускается присоединять к общим вентиляционным системам помещения складов сгораемых материалов и изделий из несгораемых материалов в сгораемой упаковке.

Все приточные системы вентиляции должны быть авто­матизированы. В случае возникновения пожара в зданиях магазинов должно сработать централизованное отключе­ние систем механической вентиляции, кондиционирова­ния и воздушного отопления.

Водоснабжениемагазина должно обеспечивать его по­требность в воде для хозяйственно-гигиенических и про­тивопожарных целей, а также в питьевой воде, удовлетво­ряющей требованиям действующего стандарта.

В магазинах с объемом здания 5000 м3и более обязатель­но должен быть внутренний противопожарный водопровод.

На одного работника магазина принимается норма во- допотребления 25 л в смену при коэффициенте часовой неравномерности потребления — 2,5.

Согласно санитарным правилам и нормам все магазины должны иметь канализационные сооружения, предназна­ченные для отвода сточных вод. Канализационная сеть бывает внутренняя и наружная. Внутренняя канализация устраивается в виде трубопровода, идущего от санитарных приемников и других мест приема сточных вод до наруж­ных каналов или коллекторов.

Объединение канализации магазинов с общедомовыми канализационными сетями не допускается. Нельзя прокла­дывать трубы канализации под потолками торговых поме­щений и помещений для приема, хранения и подготовки к продаже продовольственных и ценных непродовольствен­ных товаров. Не допускается также установка санитарных приборов в подвальных помещениях, сообщающихся со складскими помещениями для хранения этих же товаров.

Магазины должны быть также оснащены противопо­жарными устройствами.К ним относят противопожар­ные водопроводы или специальные резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожар­ной автоматики и сигнализации.

Гл а в а 21