logo search
Kommertsia_i_tekhnologia_torgovli (1)

4.1. Значение и содержание закупочной работы

Основой коммерческой деятельности в торговле являет­ся закупочная работа. Ее главная задача — выгодное при­обретение товара с целью удовлетворения потребительско­го спроса.

Работа по оптовым закупкам товаров включает ком­плекс взаимосвязанных коммерческих операций, к числу которых относятся:

Изучение и прогнозирование покупательского спросане­обходимо для обоснования коммерческих решений по оп­товым закупкам товаров.

Как известно, спрос— это форма рыночного проявления потребности. В свою очередьпотребностьпринято опре­делять как нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, функ­ционирования личности, социальной группы населения или общества в целом. В процессе общественного развития потребности растут и изменяются.

Спрос населения на товары формируется под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографи­ческих, природно-климатических и других факторов, ко­торые постоянно изменяются в процессе развития общест­венного производства. Поэтому только с помощью методов маркетинга коммерческие работники могут получить необ­ходимую информацию о товарах, о ценах, которые потре­бители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных ре­гионах и т. д.

Так, например, оптовые предприятия используют сле­дующие методы изучения и прогнозирования спроса:

оперативный учет продажи товаров и движения товар­ных запасов за определенный период;

изучение и обобщение заявок розничных торговых предприятий на завоз товаров;

учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых по­купателей и т. д.

Руководствуясь результатами маркетинговых исследо­ваний, оптовые базы, коммерческие фирмы и другие оп­товые покупатели строят свою политику закупок, заклю­чая долгосрочные соглашения с поставщиками товаров, на которые ожидается повышение спроса. Информация мар­кетинговых служб позволяет оптовым покупателям забла­говременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, осваивающих выпуск более совершенных или принципиально новых товаров.

Для расчета потребности в товарахмогут быть исполь­зованы различные методы (нормативный метод определе­ния потребности в товарах, метод использования коэффи­циента эластичности, балансовый метод и др.). В каждом конкретном случае выбор методики диктуется условиями, в которых работает торговое предприятие, условиями про­

гноза, информационным обеспечением и другими факто­рами.

Одним из важных элементов закупочной работы являет­ся выявление и изучение источников закупки, выбор по­ставщиков и каналов продвижения товаров.

Оптовые покупатели должны хорошо знать экономику своего региона, его производственные возможности, ас­сортимент производимых товаров. С этой целью коммер­ческие работники должны постоянно анализировать рек­ламные объявления в средствах массовой информации, следить за другой информацией о производстве и опто­вой продаже товаров. Они должны посещать производ­ственные предприятия, изготавливающие товары, зна­комиться с их производственными возможностями, ас­сортиментом и качеством выпускаемых ими товаров. Также полезными окажется их участие в совещаниях с работниками промышленности и предпринимателями, в выставках-просмотрах новых образцов изделий, в вы­ставках-ярмарках и т. д.

Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представле­ние об источниках поступления товаров,к числу которых относят сельское хозяйство, различные отрасли промышлен­ности (пищевая, легкая, электронная, деревообрабатываю­щая и т. д.). В значительных объемах в товарооборот вовле­каются товары, вырабатываемые на предприятиях коопера­тивной промышленности, а также продукция подсобных и фермерских хозяйств.

Под поставщиками товаровследует понимать конкрет­ные предприятия различных источников поступления. Их можно разделить на две группы: поставщиков-изготови- телей и поставщиков-посредников.

Такое подразделение поставщиков зависит от канала сбыта (продвижения),то есть пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Он характе­ризуется числом составляющих его звеньев или уровней, на каждом из которых выполняются различные операции по приближению товара к конечному потребителю.

Выбор оптимального варианта распределения зависит от многих факторов и в первую очередь от назначения и характера продукции.

В последние годы все более широкое распространение получает вариант, при котором потребительские товары производители стремятся продавать непосредственно ко­нечным потребителям. Это так называемый канал нулево­го уровняилипрямой канал товародвижения,.При этом варианте может быть использовано три основных способа прямой продажи товаров:

развозная (разносная) торговля; посылочная торговля;

торговля через принадлежащие производителю мага­зины.

При одноуровневом каналепосредником на рынке по­требительских товаров становится оптовый и розничный торговец.

Если между промышленным предприятием и предпри­ятием розничной торговли стоят два и более оптовых тор­говца, то мы имеем дело смногоуровневъм, каналом про­движения товаров.

Чем большее число посредников использует производст­венное предприятие, тем меньше непосредственных кон­тактов с потребителями оно имеет, тем медленнее продви­гается товар. В то же время, минимальное число посред­ников между производителем и потребителем требует боль­ших расходов на хранение запасов товаров, их обработку и т. д.

В качестве поставщиков-посредников могут выступать:

• оптовые предприятия общенационального (федераль­ного) и регионального уровня, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности;

Более подробно об оптовых предприятиях, посредниче­ских оптовых структурах и организаторах оптового оборо­та речь идет в соответствующих главах учебника.

Одним из важнейших этапов закупочной работы яв­ляется установление хозяйственных связей с поставщи­ками.

Хозяйственные связи с поставщиками товаров вклю­чают экономические, организационные, коммерческие, ад­министративно-правовые, финансовые и другие отноше­ния, складывающиеся между покупателями и постав­щиками товаров в процессе поставок товаров.

В условиях рыночной экономики большое значение придается самостоятельному урегулированию хозяйствен­ных взаимоотношений между поставщиками и покупате­лями товаров на базе правовых норм гражданского зако­нодательства. При этом существенно повышается роль до­говоров поставки товаров.

  1. Особенности договора поставки, его содержание

Гражданским кодексом Российской Федерации установ­лено, что по договору поставки поставщик-продавец, осу­ществляющий предпринимательскую деятельность, обя­зан передать в обусловленный срок или сроки произ­водимые или закупаемые им товары для использования в предпринимательской деятельности или в инъх целях, не связаннъх с личнъм, семейнъш., домашним и инъш, подоб- нъш, использованием.

Если при заключении договора поставки между сторо­нами возникли разногласия по отдельным условиям догово­ра, сторона, предложившая заключить договор и получив­шая от другой стороны предложение о согласовании этих условий, должна в течение тридцати дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры по согласова­нию соответствующих условий договора либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения.

Невыполнение этих обязанностей стороной, получившей предложение по соответствующим условиям договора, вле­чет для нее обязанность возместить другой стороне убыт­ки, вызванные уклонением от согласования условий дого­вора.

В качестве существеннъх условий договора выступают:

Следует иметь в виду, что передача товара в обуслов­ленный срок или сроки — один из признаков, по которому договоры поставки составляют отдельный вид договоров купли-продажи.

В отличие от других договоров по договорам поставки допускается возможность одностороннего отказа от его исполнения или одностороннего его изменения в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом под существенным нарушениемследует понимать такое нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны ущерб, вследствие которого она в зна­чительной степени лишается того, на что была вправе рас­считывать при заключении договора.

Нарушение договора поставки поставщиком считается существенным в случаях:

поставки товаров ненадлежащего качества с недостат­ками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;

неоднократного нарушения сроков поставки товара. Нарушение договора поставки покупателемсчи­тается существенным в случаях:

неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.

В этих случаях договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об отказе от исполнения до­говора полностью или частично.

Другие сроки расторжения договора могут быть пре­дусмотрены в уведомлении либо определены соглашени­ем сторон.

Кроме того, поставщик может отказаться от исполнения договора поставки в случае непредставления покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок (если по­ставка осуществляется путем отгрузки товаров покупате­лю) или в случае невыборки покупателем товаров в уста­новленный договором срок.

Одна из особенностей договора поставки связана с ис­числением убытков при расторжении договора.

Так, если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупа­тель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупа­тель вправе предъявить продавцу требование о возмеще­нии убытков в виде разницы между установленной дого­вором ценой и ценой по совершенной взамен сделке.

Аналогичное право предоставлено поставщику в случае, когда в разумный срок после расторжения договора вслед­ствие нарушения обязательства покупателем он продал то­вар по более низкой, чем предусмотренная договором, но разумной цене.

Если вместо расторгнутого договора одна из сторон не совершила иную сделку и на данный товар имеется теку­щая цена, то сторона может предъявить требование о воз­мещении убытков в виде разницы между ценой, установ­ленной в договоре, и текущей ценой на момент растор­жения договора.

При этом текущей ценой признается цена, обычно взи­мавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте, где должна была быть осуществлена пере­дача товара. Если в этом месте не существует текущей це­ны, может быть использована текущая цена, применяв­шаяся в другом месте, которое может служить разумной заменой, с учетом разницы в расходах по транспортировке товара.

Удовлетворение изложенных выше требований не осво­бождает сторону, не исполнившую или ненадлежаще ис­полнившую обязательство, от возмещения иных убытков, причиненных другой стороне.

Для описания характеристики товара в качестве при­ложения к договору используется спецификация.В ней указывается:

наименование товара; марка (тип); размеры;

технические условия (ГОСТ, ТУ и др.); согласование единицы измерений;

специальные условия (для технически сложных товаров). В тексте договора следует указать, что спецификация на товары, подлежащие поставке, является неотъемлемой частью настоящего договора.

С учетом изложенных особенностей договор поставки может быть составлен по следующей форме!:

1 Андреев С. Е., Сивачева И. А., Федотова А. И. Договор: заключе­ние, изменение, расторжение. — М.: Проспект, 1997. С. 192.

г.

ДОГОВОР ПОСТАВКИ

200 г.

(наименование организации) именуем в дальнейшем Поставщик, в лице _

(должность, фамилия, имя отчество) действующего на основании

(устава, доверенности и т. д.) с одной стороны, и

(наименование организации) именуем в дальнейшем Покупатель, в лице

(должность, фамилия, имя отчество) действующего на основании

(устава, доверенности и т. д.) с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

  1. Предмет Договора

    1. Поставщик обязуется передать Покупателю произведенные

(закупленные) им

(далее — Товары) в количестве, ассортименте и сроки согласно Гра­фику поставки товаров (Приложение 1 к настоящему Договору), яв­ляющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора, а Покупа­тель обязуется принять и оплатить Товары в установленном настоящим Договором порядке, форме и размере.

Указанный График поставки товаров (далее — График) может

уточняться сторонами не чаще одного раза в .

(указать период)

    1. Предложения Покупателя по изменению Графика (количе­ства, ассортимента, сроков) представляются Поставщику не позд­нее

(указать срок)

до истечения года, предшествующего году поставки.

    1. Изменения Графика считаются принятыми Поставщиком в

редакции Покупателя, если поставщик в течение дней после

получения указанных изменений не представит своих встречных предложений Покупателю.

До урегулирования возникших разногласий поставка произво­дится по Графику в части, согласованной сторонами.

  1. Качество и комплектность

    1. Качество и комплектность Т оваров должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям или другой нормативно-технической документации, указанным в Графике при­менительно к каждому из товаров.

    2. Согласование между сторонами уточненных технических ха­рактеристик и дополнительных требований к качеству и комплект­ности Товаров, не предусмотренных утвержденной (согласованной) технической документацией, осуществляется в следующем порядке:

(указать порядок направления запросов, чертежей и т. п., предложений по улучшению качества и изменению комплектности,

сроки их представления и рассмотрения сторонами)

    1. Поставщик гарантирует качество и надежность Товаров в течение гарантийного срока, установленного

(соответствующим

государственным стандартом, техническими условиями или

иным документом, предусматривающим гарантийный срок) применительно к каждой позиции Графика.

В подтверждение этого Поставщик предоставляет покупателю

(сертификат соответствия изготовителя

или иной документ в зависимости от вида Товара)

    1. Дополнительные гарантии

(указать дополнительные гарантии,

установленные по соглашению сторон

применительно к настоящему Договору)

    1. При обнаружении производственных дефектов в Товарах при их приемке (монтаже, наладке, эксплуатации в период гаран­тийного срока) вызов представителя Поставщика обязателен.

Срок устранения таких дефектов или замены (доукомплектова­ния) Товаров — дней с момента заявления соответствующей

претензии Покупателем (если установление причины возникновения дефекта не требует проведения специальной технической эксперти­зы, иначе — с момента получения заключения специальной техниче­ской экспертизы).

  1. Упаковка и маркировка

    1. Товары поставляются в таре и упаковке, соответствующих государственным стандартам, техническим условиям, другой норма­тивно-технической документации, номера и индексы которых ука­заны в Графике, применительно к каждому из Товаров.

    2. Тара является возвратной и должна быть направлена в адрес Поставщика в срок не позднее дней с момента получения То­

вара Покупателем.

При этом возврат грязной, испорченной, поломанной тары счита­ется нарушением данного условия настоящего Договора.

    1. Упаковка Товаров должна содержать необходимую марки­ровку.

Маркировка должна быть нанесена четко, несмываемой краской и включать в себя следующее:

Покупатель и грузополучатель

Адрес Грузополучателя

Договор №

Позиция № (по Графику поставки)

Место №

Вес нетто

Вес брутто

Размер ящика (длина, ширина, высота) в см

Продавец и грузоотправитель

(возможно указание других данных

в зависимости от специфики Товара, способа упаковки и доставки)

    1. Места, требующие специального обращения, должны иметь соответствующую маркировку: «Осторожно», «Верх», «Не кантовать» и другие обозначения, необходимые в зависимости от особенностей груза.

  1. Сроки и порядок поставки

    1. Товары поставляются отдельными партиями в течение срока действия настоящего Договора. Срок поставки каждой партии (пе­риод поставки) Товаров и ее размер (количество Товаров в партии) указаны в Графике применительно к наименованию (позиции в Графике) каждого из Товаров.

    2. Досрочная поставка Товаров или поставка Товаров в количе­стве более максимальных норм, установленных в Графике, может производиться с предварительного согласия Покупателя.

Товары, поставленные досрочно или в количестве, превышающем установленный размер партии, и принятые Покупателем, засчиты­ваются в счет количества Товаров, подлежащих поставке в следую­щем периоде.

    1. Поставщик принимает заявки на срочную поставку Товаров, если для этого имеются соответствующие возможности, о чем он уведомляет Покупателя по предварительному запросу последнего в срок не позднее дней с момента получения такого запроса.

Срочным исполнением считается поставка продукции не позднее дней с момента получения заявки Покупателя.

    1. Поставка Товаров в количестве менее минимальных норм, установленных в Графике, считается недопоставкой.

    2. Поставщик вправе отгружать Товары отдельными частями комплекта. При этом другие части комплекта могут отгружаться По­купателю непосредственно организацией-изготовителем по указа­нию Поставщика.

    3. Товары отгружаются

(указать вид транспорта)

и доставляются до

(указать кем) (указать наименование

железнодорожной станции, аэропорта, пристани)

    1. Покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие Товаров, поставленных в соответствии с настоящим Договором до места, указанного в п. 4.6 настоящего До­говора.

Принятые Т овары в срок до должны быть осмотрены

Покупателем, проверено их количество и качество. О выявленных несоответствиях или недостатках Товаров Покупатель обязан неза­медлительно уведомить Поставщика.

4.8. Товары считаются поставленными надлежащим образом, а Поставщик выполнившим свои обязательства (полностью или в со­ответствующей части) с момента

(передачи партии Товаров

перевозчику либо подписания Акта сдачи-приемки и т. д.)

При этом право собственности на Товары переходит от Постав­щика к покупателю в момент

(приемки Товаров поставщиком

либо поступления оплаты за Товары Поставщику и т. д.)

  1. Цена и порядок расчетов

    1. Общая стоимость Товаров на момент заключения настоящего Договора составляет рублей по ценам, установлен­ным сторонами в Протоколе согласования цены (Приложение 2 к настоящему Договору).

Указанные цены действуют до согласования сторонами новой це­ны.

    1. Изменение цены возможно по согласованию сторон, но не чаще, чем . Изменение цен согласовывается про­

токолом, подписанным обеими сторонами.

    1. При несогласии Покупателя с увеличением цены Поставщи­ком Покупатель имеет право расторгнуть настоящий Договор, опла­тив уже поставленные Товары по цене, согласованной в последнем по дате подписания Протоколе согласования цены.

    2. В стоимость Товаров входит (не входит) стоимость тары (упа­ковки, опытного образца, опытной партии, приспособлений для пе­ревозки Товаров).

    3. К оптовым ценам на поставляемую продукцию устанавлива­ются следующие надбавки (доплаты) и скидки:

(указать вид и размер

надбавок и скидок либо указать документы, в которых они установлены)

    1. Расчеты между сторонами осуществляются

(указать

форму расчетов: платежными поручениями, аккредитивами и т. д.)

    1. Оплата за поставленные Товары производится

(указать

входящей в комплект, и т. д.)

    1. Оплату отдельных частей комплектов, поставляемых органи- зациями-изготовителями напрямую, минуя Поставщика (п. 4.5 на­стоящего Договора), производит

(Поставщик самостоятельно

или на основании извещения Покупателя

либо Покупатель самостоятельно и т. д.)

  1. Ответственность сторон

    1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадле­жащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в соот­ветствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения на­стоящего Договора Поставщик:

      1. за недопоставку уплачивает штраф в размере % стои­мости непоставленных Товаров;

      2. за поставку Товаров ненадлежащего качества возмещает стоимость некачественных Товаров и уплачивает штраф в том же размере, что и за недопоставку;

      3. за просрочку поставки уплачивает Покупателю пеню в размере

% стоимости Товаров, которые должны быть поставлены в данный

срок, за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки.

    1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения на­стоящего Договора Покупатель:

      1. за просрочку оплаты Товаров уплачивает Поставщику пеню

в размере % просроченной суммы за каждый день просрочки,

начиная с первого дня;

      1. за невозврат многооборотной тары (средств упаковки) вы­плачивает -кратную стоимость этой тары (средств упаковки);

      2. за просрочку возврата многооборотной тары (средств упа­ковки) уплачивает штраф в размере рублей за каждый день

просрочки, начиная с первого дня, но не более суммы, указанной в п. 6.3.2 настоящего Договора.

    1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом испол­нившая свои обязательства по настоящему Договору, освобождается от ответственности в случае:

      1. если при той степени заботливости и осмотрительности, ка­кая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборо­та, она приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства;

      2. если докажет, что надлежащее исполнение оказалось не­возможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

    2. Если сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодоли­мой силы, не известит другую сторону о наступлении указанных об­стоятельств в -дневный срок, такая сторона несет ответствен­ность за нарушение своих обязательств в соответствии с настоящим Договором.

  1. Срок Договора и его досрочное расторжение

    1. Настоящий Договор вступает в силу с « » 200 г.

    2. Настоящий Договор может быть досрочно прекращен в сле­дующих случаях:

      1. по соглашению сторон;

      2. по требованию одной из сторон при существенном наруше­нии настоящего Договора другой стороной, а также по иным уважи­тельным причинам с возмещением другой стороне реального ущерба, причиненного расторжением Договора;

      3. по требованию одной из сторон в случае невыполнения другой стороной своих обязательств по настоящему Договору вслед­ствие непреодолимой силы (п. 6.4.2 настоящего Договора), которое длится более и невозможно точно определить дату прекраще­ния такого невыполнения в пределах последующих ;

      4. в иных случаях, установленных законом или настоящим Договором.

    3. При расторжении настоящего Договора инициативная сто­рона должна уведомить другую сторону о предстоящем расторжении не менее чем за дней до даты расторжения Договора.

    4. В случае прекращения деятельности одной из сторон в ре­зультате реорганизации ее права, обязанности и ответственность по настоящему Договору переходят к ее правопреемникам в случае со­гласия другой стороны.

Если такого согласия не будет, настоящий Договор считается досрочно расторгнутым по соглашению сторон.

  1. Разрешение споров

    1. При возникновении споров по настоящему Договору стороны принимают меры к их урегулированию путем переговоров.

    2. При невозможности разрешения указанных споров между сторонами путем переговоров они решаются в установленном по­рядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  2. Заключительные положения

    1. Вся информация, полученная в ходе реализации настоящего Договора, включая информацию о финансовом положении сторон, считается конфиденциальной и не подлежит разглашению или переда­че третьим лицам как в период действия настоящего Договора, так и по окончании его действия в течение лет. Иные условия конфиден­циальности могут быть установлены по требованию любой из сторон.

    2. Все извещения, требования и/или иные договоренности ме­жду сторонами должны быть совершены в письменной форме и над­лежащим образом переданы по последнему известному адресу сто­роны, которой адресуется данное извещение, требование или дого­воренность.

    3. При изменении адреса стороны обязуются извещать друг

друга о таких изменениях в -дневный срок. В противном случае

сообщения, переданные по последнему известному адресу, считают­ся переданными надлежащим образом.

    1. В части, не урегулированной настоящим Договором, отноше­ния сторон регламентируются действующим законодательством Рос­сийской Федерации.

    2. Заголовки статей настоящего Договора предназначены для удобства пользования текстом и не будут приниматься во внимание при толковании Договора.

    3. Настоящий Договор выражает все договорные условия и по­нимание между сторонами в отношении всех упомянутых здесь во­просов, при этом все предыдущие обсуждения, обещания, согласо­вания и представления между сторонами, если таковые имелись, кроме упомянутых в тексте настоящего Договора, теряют силу и за­меняются вышеизложенным текстом.

    4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Поставщик:

р/ с №

Покупатель:

р/ с №

Подписи сторон

От Поставщика От Покупателя

(должность, (должность,

наименование организации) наименование организации)

И. О. Фамилия И. О. Фамилия

(подпись, печать) (подпись, печать)

Приложение 1 к Договору поставки от №

График поставки товаров по Договору поставки от №

200 г.

п/п

Наименование

товара

Единица

измерения

Объем поставки (общее количество)

Период

поставки

Размер

партии

«

»

От Поставщика От Покупателя_

(должность, (должность,

наименование организации) наименование организации)

И. О. Фамилия И. О. Фамилия

(подпись, печать) (подпись, печать)

100

Приложение 2 к Договору поставки от №

Протокол согласования цены по Договору поставки от №

п/п

Наименование

товара

Единица

измерения

Количество товара (к поставке)

Цена за единицу

Общая

стоимость

200

г.

г

«

»

От Поставщика От Покупателя_

(должность, (должность,

наименование организации) наименование организации)

И. О. Фамилия И. О. Фамилия

(подпись, печать) (подпись, печать)

  1. Закупка товаров на оптовых ярмарках

Одной из эффективных форм оптовых закупок товаров является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках. Они пользовались широкой известно­стью в России еще в дореволюционный период. Затем оп­товые ярмарки получили распространение в 60-х годах. Их прогрессивность заключается в том, что оптовым покупа­телям предоставляется возможность свободно закупать то­вары, ознакомившись с реальными образцами товаров, предлагаемых поставщиками, получить при этом необхо­димую коммерческую информацию, оперативно оформить сделки договорами.

Ярмарочная форма оптовых закупок товаров позволяет укрепить деловые контакты между оптовыми покупателя­ми и поставщиками, оперативно довести до изготовителей информацию о конъюнктуре рынка. При этом усиливается воздействие покупателей на поставщиков по вопросам выпуска высококачественных, конкурентоспособных то­варов, появляется возможность более гибкого и своевре­менного реагирования на изменение спроса потребителей.

В зависимости от продолжительности функциониро­ванияоптовые ярмарки могут бытьпостоянно действующими и эпизодически прово - димыми торгами,получившими распространение в условиях рыночной экономики.

Эпизодически проводимые ярмарки могут проводиться с различной периодичностью (один или два раза в год и т. д.).

По масштабу деятельностиоптовые ярмарки делятся намеждународные, общегосударст - венные и региональные.Участниками между­народных оптовых ярмарок могут выступать зарубежные компании и фирмы. В оптовых ярмарках общегосударст­венного (федерального) значения участвуют отечественные товаропроизводители, а также другие оптовые продавцы и покупатели товаров. На них представляются товары, вы­рабатываемые в различных районах страны. На регио­нальных ярмарках, имеющих местное значение, соверша­ются сделки по купле-продаже товаров, вырабатываемых местными товаропроизводителями.

Руководит работой оптовой ярмарки ярмарочный коми­тет. Он создает рабочие органы ярмарки (дирекцию и др.), которые организуют надлежащее функционирование яр­марки, создают условия для оперативного совершения сделок по купле-продаже товаров.

В последние годы все более широкое распространение получает выставочно-ярмарочная деятельность,результа­том которой является проведение международных, нацио­нальных, межрегиональных и региональных торгово-про­мышленных выставок и выставок-ярмарок, проводимых на территории крупных городов.

Особенно серьезное внимание развитию выставочно­ярмарочной деятельности уделяется правительством г. Мо­сквы, которым разработана «Концепция развития выста­вочно-ярмарочной деятельности в Москве». Наряду с дру­гими важными задачами, выставочно-ярмарочная дея­тельность должна решать и задачи, связанные с формиро­ванием механизма правительственной поддержки и стимулирования московских товаропроизводителей, с про­движением московских товаров и услуг на российском и зарубежном рынках, укреплением и развитием потреби­тельского рынка г. Москвы, поддержкой малого предпри­нимательства.

В качестве организаторов выставок-ярмарок могут вы­ступать государственные и общественные организации, а также предприятия любых форм собственности.

Основными формами выставочно-ярмарочной деятель­ности являются:

крупные международные выставки, влияющие на раз­витие той или иной отрасли промышленности, науки и сегмента рынка;

международные, межрегиональные и городские специа­лизированные выставки-ярмарки;

специализированные выставки-салоны; национальные и региональные выставки.

Единым организационно-методическим центром выста­вочно-ярмарочной деятельности в г. Москве выступает Московская торгово-промышленная палата, при которой существует Комитет по выставочной деятельности.

Одним из новых каналов товародвижения, появивших­ся в последние годы, являются оптовые продовольствен­ные рынки.Это место купли-продажи конкурентоспособ­ного товара (сельскохозяйственной продукции и продо­вольствия) независимыми операторами (продавцами и по­купателями) по установленным правилам. В качестве про­давцов здесь выступают товаропроизводители и оптовые коммерческие структуры, в качестве покупателей — пред­приятия розничной торговли и общественного питания, предприятия перерабатывающей промышленности, мелко­оптовые коммерческие структуры, а также покупатели, приобретающие мелкие партии товаров для собственного потребления.

Разновидностью оптового рынка являются новые мел­кооптовые «магазины для магазинов»«cash & carry», что в переводе на русский язык означает «плати и уноси». Они рассчитаны на мелкооптовых покупателей — роз­ничных торговцев, владельцев мелкорозничных торговых предприятий и т. д. Здесь клиенты имеют доступ к това­рам, на мелкооптовые партии которых установлены опто­вые цены. Погрузка товаров производится самостоятель­но клиентом.

Более подробно о продовольственных оптовых рынках и мелкооптовых магазинах речь идет в главе «Коммерческая работа по продаже товаров».

  1. Контроль исполнения договоров и хода поставки товаров

Успешное осуществление коммерческой деятельности во многом зависит от своевременного исполнения сторонами договора. Поэтому важной частью коммерческой работы является организация повседневного контроля исполнения договоров и хода поставки товаров. Это позволяет обеспе­чить своевременное и бесперебойное поступление товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и в предусмотренном количестве.

Исполнение договоров поставки товаров контролирует­ся по общему объему, развернутому ассортименту, срокам поставки, качеству и комплектности поставляемых това­ров, соблюдению транспортных условий, расчетной дис­циплины. Отслеживаются также вопросы организации оборота тары и средств пакетирования, выполнения усло­вий отгрузки, порядка согласования цены. Контролируют наличие и правильное оформление сопроводительных до­кументов.

Исполнение договоров поставки сопровождается подго­товкой и оформлением большого количества документов. Так, обслуживание продвижения товаров осуществляют различные звенья: производственные, транспортные, по­среднические и торговые предприятия.

Большое значение имеют документы, содержащие сведения об ассортименте, количестве и стоимости това­ров, их основных отличительных признаках (размеры, сорта и т. д.).

Одним из основных документов этой группы является счет-фактура,который выписывается продавцом на имя покупателя при отгрузке товаров и является требованием продавца к покупателю оплатить указанную в нем сумму.

В счете-фактуре указывают: порядковый номер счета-фактуры;

наименование, идентификационный номер и почтовый адрес поставщика товара;

наименование и почтовый адрес получателя товара;

наименование товара;

страну происхождения товара;

номер грузовой таможенной декларации (при реализа­ции товара отечественного производства в соответствую­щей графе ставится прочерк); стоимость (цену) товара; сумму налога на добавленную стоимость; дату составления сета-фактуры и др.

В спецификации,прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, указывается в развернутом виде ассортимент товаров, подлежащих поставке, их количест­во, цена, сумма и сроки поставки. В соответствии со спе­цификацией должна осуществляться отгрузка товаров.

Очень важную роль играют документы, удостоверяю­щие качество товаров.Стороны, заключая договор, долж­ны определить вид документа, которым будет удостове­ряться качество товара.

При поставке товаров, подлежащих обязательной сер­тификации, в наличии обязательно должны быть сертифи­каты соответствия, являющиеся определенной гарантией доброкачественности товаров, их безопасности для окру­жающей среды, жизни и здоровья потребителей.

В левом верхнем углу сертификата соответствия (рис. 1) наносится знак соответствия на продукцию, которая про­шла сертификацию и имеет стабильное качество.

Сертификат должен иметь регистрационный номер. Под номером указывается срок действия сертификата.

Далее следует название органа по сертификации с ука­занием адреса и номера телефона, а также его регистраци­онного номера по Государственному реестру.

Затем указываются наименование, тип, вид, марка, тех­нические условия или другой нормативный документ, по которому выпускается товар, а также информация о том, что это — «серийный выпуск», «партия» или «единичное из­делие» (в последних двух случаях проставляется номер и размер партии или номер самого изделия).

Обязателен номер товарно-транспортной накладной, до­говора, контракта или документа о качестве продукции.

В тех случаях, когда партия товаров достаточно велика, и в отведенном на бланке сертификата месте нельзя уме­стить наименование всех товаров, к нему дается приложе­ние — перечень продукции, на которую распространяется его действие.