56. Специфика маркетинга в сфере агробизнеса
Основой комплекса агробизнеса является сельское хозяйство, которое производит продукты питания и сырье для некоторых отраслей промышленности, остальные сферы обслуживают с/х. С/х производство имеет ряд специфических особенностей, которые влияют на рыночную ситуацию, поведение фермеров, функционирование аграрного рынка и смежных отраслей: 1. Связь производственно-экономических и природно-биологических процессов. Определяет эффективность производства, выбор технологии и организацию труда. В фермерских хозяйствах труд практически не разделяется на управленческий и исполнительский. 2. Сезонность. Определяет неравномерное использование рабочей силы и техники, материальных ресурсов, а также неравномерное поступление доходов в течение года. В с/х высокая доля постоянных издержек по сравнению с переменными, в связи с чем возникает большая потребность в кредитных ресурсах. 3. Длительность производственного цикла. Ускорить процесс созревания и роста на практике почти невозможно, поэтому независимо от рыночной ситуации объем товарного предложения на рынке с/х продукции не может быть сокращен или увеличен за короткий период времени. 4. Неустойчивость по отношению к погодным условиям. Неизбежны колебания урожайности, которые определяют колебания объемов с/х продукции на рынке и влияют на доходы производителей. Имеется определенная защита от таких колебаний с помощью биржевых операций, системы гос закупок и договоров контрактации (это вид договора поставки, при котором поставщик (фермер) обязуется поставить свою продукцию покупателю после того как она будет произведена по заранее оговоренной цене) 5. Различия в плодородии земель. Одинаковые затраты труда и ресурсов на разных земельных участках приносят разные финансовые результаты.
Рынок с/х продукции является рынком свободной конкуренции, имеется большое количество независимых продавцов и относительно мелких производителей. В последние годы наблюдается тенденция укрупнения производителей и их объединение в компании.
Выделяют 4 типа рынка с/х продукции: 1. Рынок сырьевых продовольственных товаров – характеризуется относительной однородностью продукции и реализацией товаров крупными партиями. Покупателями таких товаров в основном является предприятия промышленности. 2. Рынок относительно однородной продукции с низкой степенью переработки (молоко, мясо) 3. Рынок продовольственных товаров высокой степени переработки – характеризуется неоднородной продукцией, широким ассортиментом и сильной конкуренцией. 4. Рынок товаров, реализуемых через систему общественного питания – характеризуется особым ценообразованием, в нем выделяют подгруппы с различным уровнем монополизации, помимо продуктов питания потребитель оплачивает сервис. Факторы определяющие спрос на с/х продукцию: 1. Цена 2. Денежный доход покупателя (индивидуальный или семейный) 3. Потребительские вкусы и предпочтения, национальные или религиозные обычаи 4. Размер и состав семьи, стиль жизни 5. Величина и динамика цен на взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары 6. Потребительские ожидания (большой спрос, карточная система) 7. Достигнутый уровень потребления товара (потребители привыкают потреблять какой-либо продукт в определенных количествах и заставить их покупать другое количество – очень сложно) 8. Запаздывание реакции потребителя на изменение цены (потребитель продолжает покупать тот же товар при более высоких ценах в прежних количествах, пока не найдет замену) 9. Спрос на продукты питания предъявляется большим числом обособленных и независимых потребителей и, он является традиционным и устойчивым)
- 1. Современная концепция маркетинга.
- 5) Концепция стратегического маркетинга.
- 2. Маркетинг услуг
- 3. Опрос как метод исследования.
- 4. Позиционирование товара на рынке.
- 5. Маркетинговые исследования рынка.
- 1. Рынок
- 6. Сервис в системе товарной политики
- 7. Система маркетинговых коммуникаций
- 8. Конкурентоспособность товара
- 9. Сбытовая политика
- 10. Реклама и ее роль в коммуникационной политике
- 11. Маркетинг - доктрина современного бизнеса, его сущность, принципы, функции
- 12. Ценовая политика в маркетинге и её основные виды
- 13 Понятие «рынок» и его основные характеристики.
- 14.Комплекс маркетинга.
- 16. Понятие маркетинговой среды и ее составляющие.
- 17. Маркетинговая среда и её составляющие.
- 18. Ассортиментная политика предприятия.
- 19. Торные марки и знаки
- 20 Управление маркетингом (ответ по Котлеру)
- 21. Служба маркетинга на предприятии (основные задачи и функции).
- 22. Понятие и сущность маркетинга.
- 23. Планирование сбытовой политики.
- Управленческие роли
- Иерархия управления
- 31. Финансы коммерческого предприятия и их роль в рыночной экономике.
- 36. Кадры и мотивация труда
- 37. Оборотные средства предприятия. Показатели эффективности использования оборотный сресвт.
- 38. Понятие состава товарооборота. Характеристика различных видов продаж.
- 41.Хозяйственные договоры, используемые в коммерческой деятельности.
- 42. Оптовые выставки (ярмарки) и организация их работы.
- 43. Сущность и функции розничной торговли. Виды розничных торговых предприятий.
- 44.Формы и методы оптовой продажи товаров.
- 45. Товарная биржа. Ее роль и значение в коммерческой деятельности.
- 46. Исторический аспект логистики
- 47. Логистический сервис
- 48. Производственная логистика.
- 49. Материальные потоки и логистические операции.
- 50. Логистические системы и их виды
- 51. Теории внешней торговли
- 53. Международное движение капитала
- 54. Международная миграция рабочей силы
- 55. Европейская валютная система.
- 56. Специфика маркетинга в сфере агробизнеса
- 57. Особенности маркетинга производственных предприятий при выпуске новых товаров
- 58. Особенности применения маркетинга на рынке банковских услуг
- 59. Содержание и основные аспекты маркетинга на рынке страхования
- 60. Матрица связанных покупок в системе маркетинга
- 61. Политика продукта и политика цен на внешнем рынке.
- 62. Изучение международной маркетинговой среды.
- 63. Характеристика международный маркетинговых стратегий.
- 64. Глобальный маркетинг и «каскадная» интернационализация.
- 66. Стратегии охвата рынка.
- 68. Способы расширения товарного ассортимента.
- 69. Матрица ge «Привлекательность рынка – конкурентная позиция», ее построение и использование.
- 70. Понятие миссии организации, ее элементы и значение.
- 71. Аудит розничной торговли.
- 72. Формирование бюджета исследовательского проекта.
- 73. Глубинное интервью Глубинные опросы (глубинные интервью)
- 74. Методы опроса, их преимущества и недостатки.
- 75. Методы формирования случайной выборки