logo
ГОСы прошлый год / ответы ГАК [1] от лены

4. Позиционирование товара на рынке.

Позиционирование рынка – это технология определения позиций продукта на отдельных рыночных сегментах. Позиция продукта рассматривается как сложившееся представление определенной группы потребителей о важнейших характеристиках продукта, который находится или будет находиться на одном из рыночных сегментов. Цель позиционирования: исследование сложившегося или формирующегося мнения, анализ оценок покупателей относительно параметров продукта с тем, чтобы осуществить их оптимизацию в соответствии с пожеланиями потребителей и создать такую позицию товаров, которая обеспечит продукту конкретные преимущества на данном сегменте целевого рынка. Ф. Котлер выделяет два варианта позиционирования: 1) позиционирование себя с существующим конкурентом и начать с ним борьбу за долю рынка, при этом необходимо учитывать след. факторы: превосходство собственной продукции, емкость рынка для двоих, ресурсная поддержка своей продукции 2) Пионерное позиционирование, то есть это разработка новых видов продукции, при этом необходимо учитывать след. факторы: собственные технические возможности, экономическое состояние фирмы, покупательский спрос на данную продукцию. На практике позицию продукта с помощью карт позиционирования. Карта позиционирования продукта по параметрам «Цена», «Качество»

выс. качество

низ. качеБство

низк. цена

высокая

А,Б,В,Г – формы-конкуренты. Площадь кружка обозначает объем реализации товара. Очевидно, что каждая из фирм – производителей будет стремится занять место в верхних квадратах по качеству и по цене поближе к середине. Для выбранной позиции фирма должна разработать мероприятия по освоению и производству выбранного продукта. Основание для позиционирования товара: 1) позиционирование, основанное на отличительном качестве товара 2) позиционирование, основанное на выгодах или на решении проблемы 3) позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей 4) позиционирование, основанное на особом способе использования товаров и т.д. Для закрепления позиций на рынке, фирмы осуществляют дифференциацию продуктов, можно осуществлять продуктовую, ценовую, сервисную, кадровую, имиджевую дифференциацию. Всякая дифференциация призвана обеспечить такое предложение фирмы, которое бы обеспечило превосходство в соответствующих подразделениях конкурентов.