logo
ГОСы прошлый год / ответы ГАК [1] от лены

21. Служба маркетинга на предприятии (основные задачи и функции).

Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует создания такой организационной структуры, которая позволила бы реализовать весь комплекс целей и задач предприятия, функций маркетинга, обеспечивающих проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни. Конечной целью функционирования маркетинговых служб должно стать подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В настоящее время без хорошо налаженной системы маркетинговых служб производителям трудно, а порой и невозможно выжить в конкурентной борьбе.

Основные возможные задачи и функции подразделений (предложенных схем) службы маркетинга.

Задачи отдела (бюро) конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции:

1) разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;

2) исследование структуры и динамики потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка;

3) изучение спроса на продукцию предприятия и разработка прогнозов потребности на выпускаемую продукцию;

4) исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей и ориентация разработчиков и производства на выполнение этих требований;

5) организация рекламной кампании и стимулирование сбыта продукции.

Для выполнения этих задач осуществляются следующие функции:

• анализ и прогнозирование потенциальных рынков сбыта выпускаемой предприятием продукции;

• анализ коммерческих и экономических факторов, включая финансовое положение потенциальных покупателей, реальный платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию и соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции;

• изучение объемов поставки, технического уровня и качества конкурирующей продукции;

• исследование потребительских свойств производимой продукции; анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;

• изучение спроса на выпускаемую продукцию;

• расчет емкости рынка для продукции предприятия;

• анализ эффективности рекламы;

• разработка предложений по созданию принципиально новой продукции и т.д.

Задачи отдела сбыта:

1) Своевременная подготовка и заключение договоров на поставку (отгрузку) готовой продукции;

2) Обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами;

3) Контроль за поставкой продукции структурными подразделениями;

4) Обеспечение правильного учета приемки и отчетности по отгрузке продукции;

5) Доведение готовой продукции до ее товарного вида и условий правильного хранения и транспортировки.

Функции отдела сбыта:

• обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;

• подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;

• участие в совершенствовании сбытовой сети и форм доставки продукции;

• организация оптовой торговли продукцией;

• организация правильного хранения готовой продукции, ее рассортировки, расфасовки, комплектации, консервации, упаковки и отправки потребителям;

• составление заявок на необходимые материалы и транспорт для осуществления функций сбыта;

• составление оперативной и статистической отчетности и т.д.

Задачи отдела коммерции, логистики и сервиса.

1) Организация оптимизации продвижения материальных, финансовых, информационных потоков;

2) Обеспечение выполнения коммерчески важных сделок. Доведение их исполнения до логического завершения;

3) Организация работ по сборке, регулировке, обкатке, предпродажному и послепродажному сервису, поставке продукции в собранном виде и монтажу оборудования на местах;

4) Организация и обеспечение необходимыми материальными и сырьевыми ресурсами;

5) организация информационного обеспечения по внедрению и использованию новой техники и технологии.

Функции отдела:

• участие в рассмотрении рекламаций;

• разработка предложений по совершенствованию гарантийного и сервисного ремонта и обслуживания совместно с другими подразделениями, а также мероприятий по повышению качества и надежности выпускаемой продукции;

• организация и участие в проведении лабораторных и практических испытаний новой продукции;

• организация и обеспечение минимизации затрат в вопросах снабжения и сбыта предприятия, как единого комплекса материального обеспечения руководства;

• добиваться того, чтобы нужная продукция в необходимом количестве, в определенном месте и в назначенный срок оказалась в распоряжении тех, кто ее заказывал, будь то само предприятие или его клиент;

• добиваться выполнения договорных обязательств с клиентами по факту заключения сделок, договоров купли-продажи и т. п.