logo
Звязки_з_громадськ_стю_КЛ_13_ус_галуз

2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз

Проблемы кризисов в настоящее время являются объектом внимания целого ряда дисциплин, что вполне оправданно, учитывая описанную выше их важность, особенно для бизнеса. Поэтому для того, чтобы выделить конкретный предмет кризисного пиара, назовем три основные подхода (следует учесть, что по названной проблеме полного единства мнений среди специалистов не существует). Итак, с точки зрения «работы» с кризисами выделяют:

а) кризисный (антикризисный) менеджмент – деятельность по управлению конфликтами, включающая в себя их прогнозирование; подготовку к возможному наступлению конфликтов и т.п.;

б) кризис-менеджмент – по сути деятельность, противоположная кризисному менеджменту и сводящаяся к «провоцированию» кризисов и конфликтов с целью улучшения работы фирмы, выхода ее на новый качественный уровень. Кризис-менеджер может спровоцировать кризис во внешней среде, в результате чего фирма, ее персонал сплачивается, мобилизуется, открывает для себя новые творческие возможности. Кризис также может быть «организован» во внутренней деятельности фирмы для устранения неэффективных менеджеров, коренного изменения ситуации.

Структура кризис-менеджмента следующая: сначала «делается» скандал, затем этим скандалом умело управляют, «поворачивая» его в необходимую сторо­ну; затем на глазах у всех подобный скандал умело тушат. Подобный прием, получивший название «бэтмен», часто применяется в политическом и госу­дарственном пиаре, когда, к примеру, действующая власть провоцирует кризис в каком-то регионе (люди, естественно, возмущаются); затем приезжает «бэтмен», спасатель, который все решает, все ставит на свои места, исправляет ситуацию;

в) кризисные паблик рилейшнз – это часть, раздел кризисного менеджмента, системы управления кризисами, конфликтами, их разрешением, с помощью которого активно и эффективно (исходя из интересов компании) регулируются отношения с общественностью.

Известно, что любые кризисы, происходящие в компании или за ее преде­лами, но связанные с ней, резко влияют на отношение фирмы с общественностью. Они могут резко изменить отношение общественности, общественного мнения к фирме, привести к утрате ее позитивного имиджа. Поэтому в период кризисной ситуации необходима особая коммуникационная стратегия, суть которой: как раз не допустить формирования и закрепления в сознании общественности негативного имиджа компании. Таким образом, кризисами нельзя, безусловно, управлять лишь при помощи PR-методов и технологий. Однако, и обойтись без них в кризисных ситуациях практически невозможно.