2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
Общая структура взаимосвязи маркетинга и паблик рилейшнз представлена на рисунке 3. Классик маркетинга Ф. Котлер, характеризуя структуру маркетинга, выделил PR как одну из важнейших его составляющих, а именно: одну из трех маркетинговых коммуникаций, обеспечивающих эффективное продвижение товара на рынке.
Рисунок 3. Маркетинг и система маркетинговых коммуникаций
Если говорить о месте паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций, то их основная функция (в отличие от рекламы и сейлс промоушн): обеспечение стимулирования сбыта и продвижения товара посредством продвижения в обществе имиджа фирмы, ее репутации, фирменного стиля, наконец брендов «раскрученных» торговых марок.
Конкретизируя взаимосвязь маркетинга и паблик рилейшнз, можно сказать, что задача маркетинга – удовлетворять различные цели организации, естественно связанные с продвижением на рынке ее товаров и услуг. Реализуя эту задачу, компания вступает во взаимодействие с многочисленными группами общественности, которые вырабатывают конкретное отношение и доверие (или недоверие) к компании, формируют мнения и взгляды на образ компании и ее способность к сотрудничеству.
Взгляды этих групп общественности на компанию влияют на поведение по отношению к ней общественности и в конечном счете могут повлиять на ее деловой успех. Следовательно, на способность фирмы достигать поставленных целей оказывает влияние качество осуществляемых ее мероприятий не только по маркетингу в целом, но и по паблик рилейшнз. Поскольку именно они «отвечают» за взаимодействие фирмы и общественности.
Таким образом, маркетинг несет ответственность за определение рынков для товаров и услуг компании, за управление программами маркетинговых коммуникаций, необходимых для создания и поддержания спроса. PR несут ответственность за установление взаимопонимания и взаимного доверия с теми группами общественности, которые имеют потенциальные или фактические интересы в организации.
Если детализировать роль паблик рилейшнз как важнейшей маркетинговой коммуникации, то можно выделить следующие ее основные аспекты:
во-первых, PR выступает как средство обеспечения неценовой конкуренции, в результате которой на спрос на тот или иной товар влияет уже не цена на него (имеется в виду ситуация, когда цены на аналогичные товары разных фирм примерно выровнены), а имидж, репутация фирмы, производящей и реализующей этот товар;
во-вторых, PR выполняет важнейшую функцию содействия в продвижении на рынке товаров и услуг фирмы. Иными словами, в процессе паблик рилейшнз, организации специальных мероприятий, событий, PR-кампаний осуществляется воздействие на стимулирование интереса потребителей к товару. Здесь могут использоваться разнообразные PR-овские методы и технологии, направленные на удержание старых клиентов, привлечение новых потребителей;
в-третьих, особое место принадлежит паблик рилейшнз в решении задач, так называемого, маркетинга по конфликтам. Поскольку на всех этапах маркетинговой деятельности должен проявляться принцип обеспечения взаимной выгоды, а реально нередко конкурентами предпринимаются попытки снижения имиджа компании, то именно использование средств, методов и технологий PR позволяет предотвратить на рынках панику (как, к примеру, в случаях когда в 1993 г. в нескольких банках Пепси-Колы были обнаружены шприцы, а в 1999 г. покупатели Кока-Колы обнаружили в баночках с напитком лезвия), обеспечить восстановление имиджа и репутации компании.
Особо интереса заслуживает проблема «взаимоотношений» между тремя маркетинговыми коммуникациями. В принципе каждая из них «играет» свою роль. С помощью PR продвигается имидж фирмы в обществе; с помощью рекламы – бренда, товара, услуги на рынке; система стимулирования сбыта использует самые разнообразные технологии и приемы продвижения конкретного товара или услуги на рынке.
Какие же из коммуникаций выступают все же как наиболее эффективные? Здесь наблюдается следующая ситуация. В условиях зарождающейся рыночной экономики (как, к примеру, в Украине) максимальное внимание уделяется рекламе и системе стимулирования сбыта. И это вполне объяснимо: с одной стороны, они дают более быстрый эффект; с другой – более дешевы; с третьей – в этой (зарождающейся рыночной экономики) ситуации еще мало мощных фирм и компаний, имидж и репутация которых нуждается в продвижении.
Однако, в развитом рыночном обществе, по мнению специалистов, все большая роль отводится паблик рилейшнз, поскольку, как свидетельствуют опыт и результаты маркетинговых исследований, затраты на рекламирование продолжают возрастать, а объем охвата целевых аудиторий снижаться; возрастающий хаос в мощной рекламной деятельности снижает эффективность воздействия на потребителей отдельных рекламных сообщений; продолжают расти затраты на продвижение продаж и содержание штата сотрудников на обеспечение этой деятельности.
В связи с возрастанием роли паблик рилейшнз (в системе маркетинговых коммуникаций некоторые ученые и практики говорят о возможном формировании маркетинговых паблик рилейшнз) (МPR) как одной из важнейших составляющих комплекса маркетинга. Маркетинговые паблик рилейшнз, по мнению ряда ученых (см. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. – М., 2004. – С. 383), это процесс планирования, осуществления и оценки программ, которые стимулируют покупки и удовлетворение потребителей посредством передачи информации в заслуживающей доверия манере и распространения такого представления о компании, которое указывает на соответствие компании и ее продукции нуждам, потребностям, пожеланиям и интересам потребителей.
МPR – это более узкий аспект PR, относящийся к взаимодействию организации с потребителем или другими общественными группами (например, властными структурами) в вопросах маркетинга. Кратко говоря, МPR – это ориентированный на маркетинг аспект паблик рилейшнз. Будет или не будет создана описанная новая дисциплина, новая составляющая комплекса маркетинга, с нашей точки зрения, не так уж и важно. Гораздо важнее то обстоятельство, что PR занимает серьезное и важное место в системе маркетинга, а, следовательно, в рамках обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики.
- Дніпропетровський університет імені альфреда нобеля
- Введение
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз Лекция 1. Сущность и важнейшие функции pr. История становления и развития паблик рилейшнз План
- 1. Pr как функция управления, менеджмента. Pr как наука управления общественным мнением
- 2. Основные концепции и области использования pr. Функции паблик рилейшнз
- 3. Истоки pr, основные вехи развития паблик рилейшнз
- 4. Современное состояние pr в мире и в Украине
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- 1. Уровни реализации pr-мероприятий
- 2. Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением
- 3. Субъекты паблик рилейшнз
- 4. Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- 1. Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- 2. Основные типы и разновидности pr-кампаний
- 3. Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- 4. Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз Лекция 4. Создание и коррекция имиджа организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- 1. Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- 2. Сущность имиджа и его разновидности
- 3. Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- 4. Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- 1. Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- 2. Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- 3. Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы
- Лекция 6. Методы паблик рилейшнз План
- 1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
- 2. Пресс-посредничество как важнейший метод работы по связям с общественностью. Спин-доктор, паблисити, «джинса»
- 3. Специальные методы pr: спонсорство, благотворительность, фандрейзинг, спичрайтинг, организация перфомансов и др.
- Лекция 7. Технологии паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и структура гуманитарных технологий используемых в паблик рилейшнз
- 2. Виды технологий по функциям
- 3. Виды технологий по используемым областям знаний
- 4. Виды технологий по соблюдению норм этики и законодательства
- 5. Специальные разновидности технологий (манипулятивные, нлп-технологии, технологии медиации и фасилитации)
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- 2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
- 3. Pr и реклама: общие черты и основные отличия
- Лекция 9. Финансовые паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и специфика финансовых pr. Основные группы финансовой общественности
- 2. Специфика финансового поведения населения в Украине и основные задачи pr
- 3. Паблик рилейшнз в банковской деятельности
- 4. Pr и отношения с инвесторами и акционерами
- 5. Основные инструменты финансовых pr
- Лекция 10. Политический маркетинг и политический pr как инструменты бизнеса. Организация избирательных кампаний План
- 1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса
- 2. Избирательная кампания: основные принципы и структура организации
- 3. Стратегии избирательных кампаний
- 1. Предпосылки стратегического планирования кампании:
- 2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:
- 4. Сущность и специфика политического пиара
- Лекция 11. Государственный pr и лоббирование интересов бизнеса и населения в органах государственной власти План
- 1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
- 2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
- 3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса
- Лекция 12. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях План
- 1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
- 2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз
- 3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
- 4. Приемы, методы и технологии pr, используемые в период кризиса
- Литература
- Содержание
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз 6
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз 41
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе 80