1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
В современных условиях перехода Украины к рыночному, демократическому, гражданскому обществу возникает проблема внедрения совершенно новых отношений в связке «власть-народ», становления в этом поле отношений социального партнерства, а, следовательно, усиления роли третьей (после политических и бизнесовых PR) области функционирования паблик рилейшнз, а именно: государственных PR.
Основная посылка, из которых исходит значимость государственных паблик рилейшнз, коренное изменение функций современного демократического государства (подобные функции в Украине все более апробируются и реализуются в ходе проводимых политической и административной реформ). Важнейшей из подобных функций для управленческих структур, особенно на региональном уровне, становится функция обслуживания населения, предоставления ему самых разнообразных социальных услуг. Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления должны сегодня:
хорошо знать потребности и интересы населения; постоянно изучать эти потребности;
постоянно решать возникающие социальные проблемы;
устанавливать четкие коммуникационные связи с населением, в том числе постоянно информировать его о различных сторонах своей деятельности, решении проблем, поставленных населением.
Именно поэтому в современных условиях все более важными и существенными становятся государственные паблик рилейшнз. Они выступают как своеобразный инструмент переговоров, благодаря которому те, кем правят, ставят требования перед теми, кто правит. А последние в свою очередь популяризируют свою деятельность, собственные действия среди тех, кем правят, постоянно и полно информируя население, различные группы общественности.
Подобный диалого-паритетный тип связей между органами власти и населением могут осуществлять (и уже достаточно широко осуществляют в Украине) разнообразные подразделения, которые носят следующие наименования: «пресс-служба», «информационно-аналитическая служба», «департамент по связям с общественностью», «пресс-офицер» (к примеру, в органах МВД) и т.п. Главное: все эти службы (в этом суть государственных PR) должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов власти и общественности и не должны быть средством одностороннего воздействия власти на население.
Основными функциями служб государственных PR выступают следующие:
распространение информации среди населения, а именно: оперативное и полное информирование граждан о деятельности органа государственного управления и местного самоуправления; распространение официальных сообщений, заявлений; подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов, авторов решений, которые принимает госорган, и др.;
аккредитация представителей средств массовой информации и оказание содействия аккредитованным журналистами, выполняющим задания по подготовке публикаций;
подготовка специальных материалов для СМИ: пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров, тематических информационных спецвыпусков; подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, пресс-туров, встреч с журналистами представителей органов управления;
мониторинг прессы, СМИ, в частности детальный анализ публикаций газет, радио- и телеинформации, касающихся деятельности соответствующих органов власти; определение уровня достоверности публикуемых материалов, при необходимости – подготовка разъяснительных писем или опровержений;
самостоятельное или с привлечением специализированных организаций изучение общественного мнения населения, различных групп общественности.
В настоящее время в Украине служб государственных паблик рилейшнз функционирует все больше: от служб при Секретариате Президента Украины и Верховной Рады до подразделений в ряде городских и районных органов местного самоуправления. В то же время в ряде случаев подобные подразделения не создаются по следующим причинам: недоверие руководителей государственных органов к PR как к некоей неконкретной сфере деятельности, требующей дополнительного финансирования; уверенность подобных руководителей, что связи с общественностью – это их собственная прерогатива, а также боязнь привлечения внимания общественности к спорным или нерешаемым проблемам.
В последние годы начали развиваться такая область государственных PR, как government relations (GR). По сути подобные GR представляют собой рынок взаимодействия бизнеса с властью и цивилизованного лоббирования. Все дело здесь в том, что в структуре государственных PR бизнес выступает как весьма специфичный социальный институт и группа общественности. Бизнес-структуры связаны с органами государственной власти на всех основных этапах своего становления, функционирования и развития: от планирования и организации товародвижения до окончательно реализации товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Это касается: оформления лицензий, акцизов и сертификатов соответствия и качества; подготовки сопроводительной документации и растаможивания грузов; налогообложения; выполнения экспедиторских и бухгалтерских функций, операций и многого другого.
Следовательно, между госорганами и бизнесовыми структурами существуют постоянные и тесные контакты. Эти контакты и должны формироваться не на основе коррупции, а на основе отношений взаимопонимания и заинтересованности. Последние же, в свою очередь, осуществляются не в безвоздушном пространстве и требуют соответствующего оформления, которое сегодня называют нередко «цивилизованным лоббированием». Соответствующие проблемы и решаются в настоящее время специалистами (организациями, отдельными консультантами) в области GR.
- Дніпропетровський університет імені альфреда нобеля
- Введение
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз Лекция 1. Сущность и важнейшие функции pr. История становления и развития паблик рилейшнз План
- 1. Pr как функция управления, менеджмента. Pr как наука управления общественным мнением
- 2. Основные концепции и области использования pr. Функции паблик рилейшнз
- 3. Истоки pr, основные вехи развития паблик рилейшнз
- 4. Современное состояние pr в мире и в Украине
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- 1. Уровни реализации pr-мероприятий
- 2. Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением
- 3. Субъекты паблик рилейшнз
- 4. Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- 1. Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- 2. Основные типы и разновидности pr-кампаний
- 3. Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- 4. Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз Лекция 4. Создание и коррекция имиджа организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- 1. Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- 2. Сущность имиджа и его разновидности
- 3. Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- 4. Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- 1. Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- 2. Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- 3. Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы
- Лекция 6. Методы паблик рилейшнз План
- 1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
- 2. Пресс-посредничество как важнейший метод работы по связям с общественностью. Спин-доктор, паблисити, «джинса»
- 3. Специальные методы pr: спонсорство, благотворительность, фандрейзинг, спичрайтинг, организация перфомансов и др.
- Лекция 7. Технологии паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и структура гуманитарных технологий используемых в паблик рилейшнз
- 2. Виды технологий по функциям
- 3. Виды технологий по используемым областям знаний
- 4. Виды технологий по соблюдению норм этики и законодательства
- 5. Специальные разновидности технологий (манипулятивные, нлп-технологии, технологии медиации и фасилитации)
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- 2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
- 3. Pr и реклама: общие черты и основные отличия
- Лекция 9. Финансовые паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и специфика финансовых pr. Основные группы финансовой общественности
- 2. Специфика финансового поведения населения в Украине и основные задачи pr
- 3. Паблик рилейшнз в банковской деятельности
- 4. Pr и отношения с инвесторами и акционерами
- 5. Основные инструменты финансовых pr
- Лекция 10. Политический маркетинг и политический pr как инструменты бизнеса. Организация избирательных кампаний План
- 1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса
- 2. Избирательная кампания: основные принципы и структура организации
- 3. Стратегии избирательных кампаний
- 1. Предпосылки стратегического планирования кампании:
- 2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:
- 4. Сущность и специфика политического пиара
- Лекция 11. Государственный pr и лоббирование интересов бизнеса и населения в органах государственной власти План
- 1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
- 2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
- 3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса
- Лекция 12. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях План
- 1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
- 2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз
- 3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
- 4. Приемы, методы и технологии pr, используемые в период кризиса
- Литература
- Содержание
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз 6
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз 41
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе 80