3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
Как уже отмечалось, общие проблемы управления кризисом решаются в рамках кризисного менеджмента. Однако, на всех этапах его организации, осуществляется его сопровождение кризисным пиаром. Выделим следующие основные этапы осуществления кризисного менеджмента и кризисного пиара:
прогнозирование кризиса;
подготовка к кризисной ситуации;
управление в кризисной ситуации;
выход из кризисной ситуации.
Прогнозирование кризиса. Как показывают исследования, проводимые в Украине и за рубежом, лишь 14% кризисов наступает действительно внезапно. Что касается остальных, то их в той или иной мере можно предвидеть и спрогнозировать. Это крайне необходимо с учетом следующих обстоятельств. Известно, что в условиях резкого изменения ситуации, кризиса, человек плохо принимает решения, что связано с биохимией крови, функционированием в условиях стресса. Поэтому эффективная работа с кризисами предполагает, что руководство любой компании должно иметь определенный план действий , папку с документами, где изложены все (по максимуму!) возможные кризисные ситуации и план действий в случае их возникновения.
Подготовка к кризисной ситуации. В случаях, когда кризис предотвратить невозможно и он в то или иное время может наступить, осуществляется эффективная подготовка к «встрече» с ним. С этой целью разрабатывается, так называемая, антикризисная программа (антикризисная платформа), в рамках которой задолго до наступления кризиса планируются разнообразные антикризисные мероприятия. В антикризисный пакет, в частности, включается (службами PR) следующая информация, которая может понадобиться для подготовки пресс-релизов, ответов на вопросы журналистов и общественности уже непосредственно в период кризиса:
краткая история компании, наиболее значимые этапы ее развития;
наиболее яркие статистические данные и факты деятельности фирмы;
биографии руководящих сотрудников компании и т.п.
В подобной антикризисной платформе определяются и основные процедурные моменты, в частности, как должны действовать сотрудники в случае возникновения кризисной ситуации; куда должна стекаться необходимая информация; кто должен входить в антикризисную группу; кто будет выступать в качестве спикера, т.е. человека, которому будет поручено комментировать ситуацию для общественности в период кризиса, и т.д. Как видно, уже в антикризисной платформе планируются основные мероприятия по PR, которые затем реализуются в процессе кризиса: определяются целевые группы общественности; выделяются каналы взаимодействия фирмы с общественностью; намечаются меры по предотвращению возникновения слухов; максимально полному информированию общественности.
Управление в кризисной ситуации. После непосредственного наступления кризисной ситуации (если ее не удалось избежать) начинается активная работа по управлению ею: организуются непосредственно с руководством совещания; готовятся пресс-релизы; готовятся и проводятся пресс-конференции, в рамках которых журналистам разъясняются все основные проблемы и возможные последствия кризиса. По мере развития событий созданный кризисный штаб выпускает бюллетени, с помощью которых держит в курсе событий заинтересованную аудиторию.
С точки зрения креативности, работа в период кризиса может опираться на, так называемую, технологию «Версия». В соответствии с ней, фирма должна немедленно сформулировать и предложить общественности собственную версию происшедшего кризиса и его причин (к примеру, разразилась массовая забастовка работников фирмы из-за невыплаты заработной платы; в качестве «версии» может быть предложена следующая: невыплаты связаны не с деятельностью фирмы, а с установлением государством, к примеру, совершенно немыслимых налогов, что и привело…).
В осуществлении кризисного пиара важнейшее правило: не скрывать ничего из происшедшего от общественности, поскольку впоследствии «выкарабкиваться» из ситуации будет еще сложнее. Здесь наиболее эффективно применять, так называемое, «правило «Тайленола» (широко известный случай отравления лекарством со смертельными исходами). Суть его в следующих трех шагах: 1) сделайте все, чтобы глава компании стал доступен для прессы; 2) попросите прощения, выразите сожаление о случившемся; 3) отзовите продукт.
Выход из кризисной ситуации. К основным требованиям деятельности PR-службы в процессе выхода из кризисной ситуации относятся следующие:
PR-служба должна иметь четкий и гибкий план по выходу из кризиса, который позволяет в контактах с общественностью, в процессе распространения информации гибко реагировать на события, т.е. сочетать принципиальные позиции компании с оперативной реакцией на требования общественности;
нужно не избегать прессу, а активно сотрудничать с ней, с журналистами в процессе выхода из кризиса, проявляя такт, выдержку, мастерство, умение определять адресность и периодичность выхода информации;
кризисом следует управлять как процессом, видеть его развертывание и прекращение в перспективе: если нужно признать вину организации, то это необходимо сделать; следует также в процессе завершения кризиса при необходимости перепозиционировать организацию, скорректировать ее имидж;
важнейший принцип коммуникации при кризисе – не замалчивать события, предоставлять прессе и общественности всю необходимую информацию (разумеется, кроме конфиденциальной), поскольку плохие новости со временем не становятся лучше;
особое внимание в процессе выхода из кризиса необходимо уделить работе с общественным мнением, в частности, предотвращению возникновении всевозможных слухов, сплетен и др.
- Дніпропетровський університет імені альфреда нобеля
- Введение
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз Лекция 1. Сущность и важнейшие функции pr. История становления и развития паблик рилейшнз План
- 1. Pr как функция управления, менеджмента. Pr как наука управления общественным мнением
- 2. Основные концепции и области использования pr. Функции паблик рилейшнз
- 3. Истоки pr, основные вехи развития паблик рилейшнз
- 4. Современное состояние pr в мире и в Украине
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- 1. Уровни реализации pr-мероприятий
- 2. Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением
- 3. Субъекты паблик рилейшнз
- 4. Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- 1. Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- 2. Основные типы и разновидности pr-кампаний
- 3. Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- 4. Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз Лекция 4. Создание и коррекция имиджа организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- 1. Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- 2. Сущность имиджа и его разновидности
- 3. Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- 4. Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- 1. Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- 2. Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- 3. Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы
- Лекция 6. Методы паблик рилейшнз План
- 1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
- 2. Пресс-посредничество как важнейший метод работы по связям с общественностью. Спин-доктор, паблисити, «джинса»
- 3. Специальные методы pr: спонсорство, благотворительность, фандрейзинг, спичрайтинг, организация перфомансов и др.
- Лекция 7. Технологии паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и структура гуманитарных технологий используемых в паблик рилейшнз
- 2. Виды технологий по функциям
- 3. Виды технологий по используемым областям знаний
- 4. Виды технологий по соблюдению норм этики и законодательства
- 5. Специальные разновидности технологий (манипулятивные, нлп-технологии, технологии медиации и фасилитации)
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- 2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
- 3. Pr и реклама: общие черты и основные отличия
- Лекция 9. Финансовые паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и специфика финансовых pr. Основные группы финансовой общественности
- 2. Специфика финансового поведения населения в Украине и основные задачи pr
- 3. Паблик рилейшнз в банковской деятельности
- 4. Pr и отношения с инвесторами и акционерами
- 5. Основные инструменты финансовых pr
- Лекция 10. Политический маркетинг и политический pr как инструменты бизнеса. Организация избирательных кампаний План
- 1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса
- 2. Избирательная кампания: основные принципы и структура организации
- 3. Стратегии избирательных кампаний
- 1. Предпосылки стратегического планирования кампании:
- 2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:
- 4. Сущность и специфика политического пиара
- Лекция 11. Государственный pr и лоббирование интересов бизнеса и населения в органах государственной власти План
- 1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
- 2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
- 3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса
- Лекция 12. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях План
- 1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
- 2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз
- 3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
- 4. Приемы, методы и технологии pr, используемые в период кризиса
- Литература
- Содержание
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз 6
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз 41
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе 80