2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
Лоббизм (от англ. lobby – кулуары коридор) – особая система и практика реализации интересов отдельных организаций, предприятий, компаний, различных групп общественности, которая основывается на целенаправленном влиянии на законодательные и испольнительные органы государственной власти. При этом, в отличие от постоянных и легитимных каналов влияния на подобные органы политических партий, местных органов власти, общественных организаций и т.п., лоббизму присущи две особенности.
Во-первых, такое влияние осуществляется со стороны практически законодательно не оформленных институтов («групп интересов», «групп влияния», «групп давления»). Во-вторых, отношения, которые устанавливаются между властью и корпорацией, фирмой (или другим субъектом, который оказывает влияние), не являются постоянными и обязательными.
Само слово «лобби» в XVI веке означало территорию в монастыре, которая была предназначена для прогулок; позднее – так стали называть кулуары английского парламента. В XIX веке тот термин приобрел политическое звучание, когда под лоббированием стали понимать «скрытое влияние» на политика. Непосредственно начало лоббизма связывают с героем гражданской войны в Соединенных Штатах Америки президентом У.С. Грантом, который в период отдыха со своей командой в одной из гостиниц, между прочим, принимал «заявки» от клиентов на решение тех или иных проблем в органах власти.
На явление лоббизма существует несколько точек зрения. Одна из них (присущая: кстати говоря, множеству украинских политиков, особенно – коммунистов), исходит из следующего: лоббизм – это механизм «давления» на органы власти, который чаще всего приводит к различным нарушениям, коррупции и т.п.
Другая точка зрения (и, думается, справедливая) исходит из следующего. Поскольку не все регионы, партии, организации, этнические группы и, главное, бизнес-группы, представлены в органах власти и имеют возможность влиять на принятие тех или иных решений, необходимо найти механизмы, с помощью которых эти институты, группы и организации, их интересы могут быть представлены и учтены.
Именно одним из подобных механизмов и выступает лоббизм. Он, в частности, реализует такие позитивные функции, как приведение в соответствие реальной и фактической власти; осуществление функции посредничества между властью и отдельными организациями, бизнес-группами; обеспечение гласности законодательной власти (к примеру, американские сенаторы считают, что в условиях огромного спектра интересов различных групп населения и компаний они без лоббизма попросту не могли бы эффективно функционировать).
Имеются ли у лоббизма негативные последствия, функции? В том виде, в котором он осуществляется в странах, где законодательно не урегулирован, безусловно. В истории лоббизма огромное число примеров, когда он приводил к негативным последствиям, в частности, к «проталкиванию» в парламенте законопроектов, которые выгодны только определенным группам бизнеса или слоям населения.
Но в данном случае речь идет исключительно о нецивилизованном лоббизме, лоббизме в ситуации, когда не принято и не действует соответствующее законодательство. К чему это приводит на практике? Сегодня в Украине поднято большое число дел по реприватизации крупнейших предприятий, которые за бесценок были «отданы» некоторым бизнес-группам именно в ситуации отсутствия цивилизованного лоббирования, когда интересы других бизнес-групп в принципе не могли быть пролоббированы.
Таким образом, реально встает проблема законодательного урегулирования лоббизма, лоббистской деятельности. Наилучший пример в этом плане дают США, где лоббизм узаконен как социальный институт. Уже в 1946 г. здесь был принят закон о лоббистской деятельности, который регламентировал практически все ее аспекты. Лоббисты и лоббистские организации официально регистрируются; заявляют о тех компаниях, интересы которых представляют, лоббируют; платят налоги. Законодательство о лоббировании постоянно совершенствуется. К примеру, в 1996 г. Б. Клинтон подписал акт про открытое лоббирование, который четко устанавливает тех лиц, которые считаются лоббистами (к примеру, осуществление одного лоббистского контакта не считается лоббированием).
Что касается Украины, то закон о лоббировании давно разработан и передан в парламент, однако, до сего времени из-за противодействия в первую очередь коммунистов даже не рассматривается. Результатом этого является широчайшее распространение в стране скрытого, криминального лоббирования, фактически – коррупции. Таким образом, как это не покажется странным, именно цивилизованное лоббирование, в процессе которых могут быть четко представлены, пролоббированы интересы, к примеру, всех бизнес-групп, заинтересованных в приватизации определенного объекта, выступает как важнейший заслон коррупции.
Лоббированием в развитых демократических странах занимаются специальные организации и лица. Так, в США по разным подсчетам работают несколько десятков тысяч лоббистов, в частности, на компанию Форда работает команда лоббистов из 40 человек. Статус лоббистов во всех странах следующий. Это, во-первых, так называемые, «первые лица», занимающие серьезные позиции в органах власти и имеющие возможность пролоббировать интересы кампании. Во-вторых, лоббисты – «региональные лидеры», которые успешно лоббируют различные региональные проекты. Наконец, в-третьих, лоббисты – «профессионалы»: чаще всего – это народные депутаты и лица, которые ушли в отставку с крупных государственных постов и сохранили необходимые для лоббирования связи.
- Дніпропетровський університет імені альфреда нобеля
- Введение
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз Лекция 1. Сущность и важнейшие функции pr. История становления и развития паблик рилейшнз План
- 1. Pr как функция управления, менеджмента. Pr как наука управления общественным мнением
- 2. Основные концепции и области использования pr. Функции паблик рилейшнз
- 3. Истоки pr, основные вехи развития паблик рилейшнз
- 4. Современное состояние pr в мире и в Украине
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- 1. Уровни реализации pr-мероприятий
- 2. Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением
- 3. Субъекты паблик рилейшнз
- 4. Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- 1. Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- 2. Основные типы и разновидности pr-кампаний
- 3. Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- 4. Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз Лекция 4. Создание и коррекция имиджа организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- 1. Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- 2. Сущность имиджа и его разновидности
- 3. Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- 4. Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- 1. Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- 2. Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- 3. Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы
- Лекция 6. Методы паблик рилейшнз План
- 1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
- 2. Пресс-посредничество как важнейший метод работы по связям с общественностью. Спин-доктор, паблисити, «джинса»
- 3. Специальные методы pr: спонсорство, благотворительность, фандрейзинг, спичрайтинг, организация перфомансов и др.
- Лекция 7. Технологии паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и структура гуманитарных технологий используемых в паблик рилейшнз
- 2. Виды технологий по функциям
- 3. Виды технологий по используемым областям знаний
- 4. Виды технологий по соблюдению норм этики и законодательства
- 5. Специальные разновидности технологий (манипулятивные, нлп-технологии, технологии медиации и фасилитации)
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- 2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
- 3. Pr и реклама: общие черты и основные отличия
- Лекция 9. Финансовые паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и специфика финансовых pr. Основные группы финансовой общественности
- 2. Специфика финансового поведения населения в Украине и основные задачи pr
- 3. Паблик рилейшнз в банковской деятельности
- 4. Pr и отношения с инвесторами и акционерами
- 5. Основные инструменты финансовых pr
- Лекция 10. Политический маркетинг и политический pr как инструменты бизнеса. Организация избирательных кампаний План
- 1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса
- 2. Избирательная кампания: основные принципы и структура организации
- 3. Стратегии избирательных кампаний
- 1. Предпосылки стратегического планирования кампании:
- 2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:
- 4. Сущность и специфика политического пиара
- Лекция 11. Государственный pr и лоббирование интересов бизнеса и населения в органах государственной власти План
- 1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
- 2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
- 3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса
- Лекция 12. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях План
- 1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
- 2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз
- 3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
- 4. Приемы, методы и технологии pr, используемые в период кризиса
- Литература
- Содержание
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз 6
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз 41
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе 80