3. Стратегии избирательных кампаний
Стратегия (стратегический план) избирательной кампании – важнейший и необходимый при проведении любой избирательной кампании (независимо от ее уровня, масштаба, типа) документ, который обеспечивает эффективную организацию избирательной кампании и достижение кандидатом или партией поставленных целей. Стратегия – это свод основных идей избирательной кампании, ее содержательная часть, в которой формулируются то, какую информацию необходимо донести до избирателей, чтобы они проголосовали за соответствующих кандидата или политическую партию. В отличие от тактики избирательной кампании, то есть коммуникативной части программы, регламентирующей следующее: в какой форме и последовательности необходимо реализовать стратегическую, содержательную часть компании.
Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что стратегия избирательной кампании – это ее максимально исчерпывающий план (имеются в виду основные идеи, решения, технологии), который не может быть полностью изменен вследствие действия конкурентов или другими внешними обстоятельствами, за исключением тех, которые связаны с изменением «правил игры», т.е., к примеру, принятием нового закона на выборах.
Практика организации избирательных кампаний в разных странах мира, в том числе в Украине, позволяет выделить следующие типы стратегий избирательных кампании. В первую очередь выделяют «наивный» подход в, так сказать, чистом виде. Кандидат ориентируется на мнения своих друзей, знакомых, собственное мнение и думает, что то, что нравится им, понравится и всем избирателям. К сожалению, по широко известному в маркетинге правилу отнюдь не все, что нравится производителю товара, вызывает восторг у потребителей.
«Программный» подход предполагает следующее. Кандидат и его команда считают, что главное дать электорату хорошую программу, все объяснить. А уж электорат, читая эту программу в метро или троллейбусах, все поймет и поддержит. Найти бы еще тех избирателей, которые в метро читают программы кандидатов! Да и верят этим программам в последнее время не шибко. Отсюда понятна достаточная наивность такого подхода.
«Аппаратный» подход к разработке стратегии, как видно из названия, исходит из веры кандидата в то, что достаточно склонить на свою сторону руководство региона и все будет в порядке. Интересно, что довольно часто в сельских регионах на выборах в органы местной власти подобный подход срабатывает. Однако, все чаще здравый смысл и чувство юмора, присущие украинским избирателям, демонстрируют наивность такого подхода.
«Проблемный» подход исходит из концентрации в стратегии кампании внимания на одной (или нескольких – взаимосвязанных) проблемах, которые для избирателей данного округа выступают как жизненно важные. И, действительно, в случае если подобную проблему удается отыскать (к примеру, проблему ужасающей экологии или коррупции в органах управления районом или городом, или решение земельной проблемы, в частности, в ряде районов Крыма и т.п.) подобный подход срабатывает. Но возможности выдвижения в современной Украине каких-то глобальных проблем или оригинальных способов их решения все более ограничиваются.
«Рекламный» подход строится на том, что главным в организации избирательной кампании, как и в случае с рынком товаров и услуг, выступает максимально активное, с использованием самых разнообразных СМИ рекламирование кандидата или его программы. Бывают даже ситуации, когда стратегия кампании заменяется медиапланом, регламентирующим сколько информации, когда и по каким каналам следует передать электорату. Подобный подход также иногда приносит успех. Вспомнить, хотя бы кампанию 1998 года, которую вела Партия зеленых Украины. Ведь практически кроме хороших рекламных роликов по телевидению «за душой» у нее ничего не было. Наверное, именно поэтому подобный же ход, предпринятый в 2002 г., оставил данную партию за бортом парламента. В принципе же такой подход нередко используется, так называемыми, «технологическими» партиями.
«Социально-экономический» подход к разработке стратегии исходит из предположения о том, что избиратели голосуют на выборах, исходя исключительно из своих экономических интересов. Здесь в процессе электоральных исследований выявляются экономические интересы основных групп избирателей, которые затем по возможности учитываются в стратегии и при организации избирательной кампании. Дело это не всегда простое, но нередко приносит успех. Интересны в этом плане выборы, которые осуществляют крупные бизнесмены в мажоритарных округах или в областные, городские, районные советы.
Подход на основе «идеальной модели кандидата» базируется на предположении о том, что избиратели достаточно четко представляют себе своего будущего депутата или президента, ту совокупность личностных, деловых и иных качеств, которыми он должен обладать. Поэтому в процессе проведения социологических исследований решается задача построения подобного «портрета» идеального депутата или иного выборного лица. Ставка здесь также, как видно, делается на определенный тип электорального поведения. Однако, срабатывает такой подход достаточно редко. Все дело в том, что определить имидж идеального кандидата можно, а вот «подобрать» под него кандидатуру весьма сложно. Поэтому чаще имидж успешного кандидата на выборную должность приходится моделировать.
«Адресный» подход к разработке стратегии избирательной кампании сегодня наиболее часто применяется в организации выборов в Украине. В первую очередь – в мажоритарных округах, а также в местные органы власти. Суть его в проведении до разработки стратегии широкого комплекса электоральных исследований и выделение целевых («адресных») групп электората по самым различным основаниям: социально-демографическим, региональным, поведенческим, психографическим и иным. Затем в стратегии и тактике кампании разрабатываются специфика и методы работы с этими группами. Вариантом – является подход на основе выделения типов электорального поведения.
Что касается структуры стратегии, то существуют разные точки зрения. Чаще всего (независимо от того, идет ли речь о партийных выборах или выборах кандидатов в представительные органы власти местного самоуправления) стратегия имеет следующую структуру.
- Дніпропетровський університет імені альфреда нобеля
- Введение
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз Лекция 1. Сущность и важнейшие функции pr. История становления и развития паблик рилейшнз План
- 1. Pr как функция управления, менеджмента. Pr как наука управления общественным мнением
- 2. Основные концепции и области использования pr. Функции паблик рилейшнз
- 3. Истоки pr, основные вехи развития паблик рилейшнз
- 4. Современное состояние pr в мире и в Украине
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- 1. Уровни реализации pr-мероприятий
- 2. Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением
- 3. Субъекты паблик рилейшнз
- 4. Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- 1. Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- 2. Основные типы и разновидности pr-кампаний
- 3. Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- 4. Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз Лекция 4. Создание и коррекция имиджа организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- 1. Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- 2. Сущность имиджа и его разновидности
- 3. Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- 4. Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- 1. Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- 2. Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- 3. Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы
- Лекция 6. Методы паблик рилейшнз План
- 1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
- 2. Пресс-посредничество как важнейший метод работы по связям с общественностью. Спин-доктор, паблисити, «джинса»
- 3. Специальные методы pr: спонсорство, благотворительность, фандрейзинг, спичрайтинг, организация перфомансов и др.
- Лекция 7. Технологии паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и структура гуманитарных технологий используемых в паблик рилейшнз
- 2. Виды технологий по функциям
- 3. Виды технологий по используемым областям знаний
- 4. Виды технологий по соблюдению норм этики и законодательства
- 5. Специальные разновидности технологий (манипулятивные, нлп-технологии, технологии медиации и фасилитации)
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- 2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
- 3. Pr и реклама: общие черты и основные отличия
- Лекция 9. Финансовые паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и специфика финансовых pr. Основные группы финансовой общественности
- 2. Специфика финансового поведения населения в Украине и основные задачи pr
- 3. Паблик рилейшнз в банковской деятельности
- 4. Pr и отношения с инвесторами и акционерами
- 5. Основные инструменты финансовых pr
- Лекция 10. Политический маркетинг и политический pr как инструменты бизнеса. Организация избирательных кампаний План
- 1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса
- 2. Избирательная кампания: основные принципы и структура организации
- 3. Стратегии избирательных кампаний
- 1. Предпосылки стратегического планирования кампании:
- 2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:
- 4. Сущность и специфика политического пиара
- Лекция 11. Государственный pr и лоббирование интересов бизнеса и населения в органах государственной власти План
- 1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
- 2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
- 3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса
- Лекция 12. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях План
- 1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
- 2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз
- 3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
- 4. Приемы, методы и технологии pr, используемые в период кризиса
- Литература
- Содержание
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз 6
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз 41
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе 80