1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
Как в жизни любого социального института, отдельного человека, в деятельности фирмы, компании могут наступать (и, нередко, наступают) события, которые называют кризисными. Явление кризиса – многопланово: это и прекращение нормального функционирования процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, которое может повредить репутации фирмы или даже разрушить ее.
Для бизнеса – кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр внимания (и не всегда доброжелательного) средств массовой информации и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, политиков, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются деятельностью организации (определение М. Роджестера). Именно важность подобных событий, сложнейшие проблемы работы фирмы в кризисных условиях стимулировали выделение кризисного пиара в отдельный раздел паблик рилейшнз, наряду с бизнесовыми, политическими и государственными PR.
Жизнедеятельности компании могут грозить самые разнообразные типы и виды кризисов. Это могут быть: умышленные и неумышленные; разрушительные и неразрушительные; природные, антропогенные и социальные, в том числе экономические кризисы. С точки зрения кризисов в бизнесе представляется достаточно интересной следующая классификация кризисов:
технологические кризисы, связанные с нарушениями технологии производства, которые могут привести к потере качеств продукции, утечке вредных веществ, человеческим жертвам (наиболее яркий пример – Чернобыльская катастрофа);
конфронтационные кризисы, которые могут возникать в процессе столкновения интересов компании с другими компаниями, интересами тех или иных социальных групп, органов государственной власти;
кризисы злоумышленных действий – различные террористические акты, захват предприятий, угрозы взрывов и т.п.;
кризисы управленческих ошибок, возникающие из-за несоблюдения своих обязанностей руководством фирмы; причем такие кризисы могут быть не только внешними, но и внутренними, связанными с конфликтами с персоналом;
кризисы косвенных действий, связанные с проблемами, возникающими из-за непрямого воздействия кого-либо или чего-либо, к примеру, изменений в законодательстве; заявлений и прогнозов политиков; изменений курсов валют и т.п.
Основными причинами возникновения кризиса выступают, во-первых неожиданность, поскольку кризис чаще всего возникает совершенно внезапно и специалистам по PR необходимо принять меры в самые сжатые сроки. Во-вторых, потеря контроля, поскольку события в подобной ситуации развиваются слишком быстро и их трудно контролировать. В-третьих, растерянность и паника, которые нередко охватывают руководство и персонал фирмы.
При всем том, нельзя понимать проблему кризисов в бизнесе однозначно: как нечто совершенно отрицательное, всегда вредящее интересам компании. Также, как и в случае с любыми конфликтами, кризис может иметь и другую сторону. Именно в процессе кризисов происходят все наиболее важные изменения в деятельности корпорации, осуществляются все инновации. Поэтому существует, так называемый, «кризис-менеджмент» (см. ниже), а крупные американские корпорации имеют специалистов, которых называют «управляющими проблемами».
Назовем основные кризисные ситуации, возникающие в бизнесе:
угроза банкротства;
остановка производства или угроза подобной остановки;
забастовка занятых или ее угроза;
угроза террористического акта;
серьезный несчастный случай, сопровождающийся ранениями, гибелью людей;
потеря значимого потребителя на рынке;
банкротство крупнейшего поставщика или задержка поставок;
нежелательное или враждебное поглощение фирмы;
потеря финансовой поддержки или покровителя;
назначение в госорганах чиновника, враждебного компании;
изменение принципов государственного регулирования бизнеса;
крупный дефект продукта, требующий отзыва значительного объема продукции с рынка;
кадровые кризисы;
обнаружение криминальной или недобросовестной деятельности, имеющей отношение к менеджменту и грозящей интересам организации, и некоторые другие.
- Дніпропетровський університет імені альфреда нобеля
- Введение
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз Лекция 1. Сущность и важнейшие функции pr. История становления и развития паблик рилейшнз План
- 1. Pr как функция управления, менеджмента. Pr как наука управления общественным мнением
- 2. Основные концепции и области использования pr. Функции паблик рилейшнз
- 3. Истоки pr, основные вехи развития паблик рилейшнз
- 4. Современное состояние pr в мире и в Украине
- Лекция 2. Организация процесса паблик рилейшнз План
- 1. Уровни реализации pr-мероприятий
- 2. Объекты паблик рилейшнз. Pr как система управления общественным мнением
- 3. Субъекты паблик рилейшнз
- 4. Постоянная деятельность pr-специалистов по работе с общественностью
- Лекция 3. Организация pr-кампании и ее структура План
- 1. Pr-проект и pr-кампания. Сущность и функции pr-кампании
- 2. Основные типы и разновидности pr-кампаний
- 3. Модели и общая структура проведения pr-кампаний
- 4. Специальные элементы разработки и реализации pr-кампаний
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз Лекция 4. Создание и коррекция имиджа организации и ее руководства в процессе паблик рилейшнз План
- 1. Общая характеристика средств, методов и технологий pr
- 2. Сущность имиджа и его разновидности
- 3. Основные проблемы и технологии конструирования имиджа
- 4. Важнейшие задачи pr в процессе коррекции, модификации имиджа
- Лекция 5. Бренд и фирменный стиль как важнейшие средства pr План
- 1. Брендинг в структуре паблик рилейшнз, сущность бренда
- 2. Основные проблемы разработки бренда, бренд-идея и бренд-легенда
- 3. Фирменный стиль как инструмент pr, важнейшее средство формирования имиджа фирмы
- Лекция 6. Методы паблик рилейшнз План
- 1. Методы паблик рилейшнз, взаимодействия фирмы с общественностью. Организация спецсобытий.
- 2. Пресс-посредничество как важнейший метод работы по связям с общественностью. Спин-доктор, паблисити, «джинса»
- 3. Специальные методы pr: спонсорство, благотворительность, фандрейзинг, спичрайтинг, организация перфомансов и др.
- Лекция 7. Технологии паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и структура гуманитарных технологий используемых в паблик рилейшнз
- 2. Виды технологий по функциям
- 3. Виды технологий по используемым областям знаний
- 4. Виды технологий по соблюдению норм этики и законодательства
- 5. Специальные разновидности технологий (манипулятивные, нлп-технологии, технологии медиации и фасилитации)
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- 2. Pr в маркетинге как важнейшая разновидность маркетинговых коммуникаций. Проблемы становления маркетинговых паблик рилейшнз
- 3. Pr и реклама: общие черты и основные отличия
- Лекция 9. Финансовые паблик рилейшнз План
- 1. Сущность и специфика финансовых pr. Основные группы финансовой общественности
- 2. Специфика финансового поведения населения в Украине и основные задачи pr
- 3. Паблик рилейшнз в банковской деятельности
- 4. Pr и отношения с инвесторами и акционерами
- 5. Основные инструменты финансовых pr
- Лекция 10. Политический маркетинг и политический pr как инструменты бизнеса. Организация избирательных кампаний План
- 1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса
- 2. Избирательная кампания: основные принципы и структура организации
- 3. Стратегии избирательных кампаний
- 1. Предпосылки стратегического планирования кампании:
- 2. Важнейшие элементы стратегии избирательной кампании:
- 4. Сущность и специфика политического пиара
- Лекция 11. Государственный pr и лоббирование интересов бизнеса и населения в органах государственной власти План
- 1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (gr) в структуре государственных pr
- 2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.
- 3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса
- Лекция 12. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях План
- 1. Кризисы: их типология, разновидности. Кризисные ситуации в экономике и бизнесе
- 2. Кризисный (антикризисный) менеджмент, кризис-менджмент, кризисные паблик рилейшнз
- 3. Проблемы управления кризисными ситуациями: прогнозирование; управление в период кризиса; pr в процессе выхода из кризиса
- 4. Приемы, методы и технологии pr, используемые в период кризиса
- Литература
- Содержание
- Раздел I. Сущность, функции, организация паблик рилейшнз 6
- Раздел II. Средства, методы и технологии паблик рилейшнз 41
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе 80