3. Опрос как метод исследования.
Схема маркетингового исследования:
Выявление проблемы и формулирование целей исследования Отбор источников информации Сбор информации
Анализ собранной информации Предоставление полученных результатов
1. на первом этапе управляющий по маркетингу фирмы и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. После этого управляющий должен сформулировать цели исследования. Цели могут быть:
поисковыми – т. е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных;
описательными – т. е. предусматривать описание каких-то явлений;
экспериментальными – т. е. предусматривать проверку гипотезы о какой-то причинно - следственной связи.
2. на втором этапе определяют вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать первичные или вторичные данные, или те и другие вместе.
Вторичные данные – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной, ранее для других целей.
Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Источники вторичных данных:
- отчеты о прибылях и убытках, отчеты о предыдущих исследованиях, баланс предприятия – внутренние источники;
- данные статистической отчетности, периодической печати, книги, услуги коммерческих организаций – внешние источники.
Вторичные данные обходятся предприятию дешевле и более доступны.
План сбора первичных данных:
Метод исследования:
наблюдение,
эксперимент,
опрос.
Орудия исследования:
анкета,
механические устройства.
План составления выборки:
единица выборки,
объем выборки,
процедура выборки.
Способы связи с аудиторией:
телефон,
почта,
личный контакт.
Методы исследования.
Наблюдение – когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Эксперимент – исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создание для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установление степени значимости наблюдаемых различий. Цель: скрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов наблюдения.
Опрос находится между наблюдением и экспериментом.
Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент – для выявления причинно-следственных связей, а опрос – при проведении описательных исследований.
Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, предпочтениях и убеждениях людей, а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории.
Орудия исследования.
Анкета – самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета – ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, не захотят ответить, которые не требуют ответов и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы.
Выделяют 2 типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает в себя всевозможные варианты ответов и опрашиваемый просто выбирает один из них.
Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами.
Механические устройства. Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением могут использоваться гальванометры, которые фиксируют малейшие выделения пота, которые выделяются при эмоциональном возбуждении. Тахистоскопы.
План составления выборки.
Выборка – сегмент населения, признанный олицетворять собой население в целом. Исследователь должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием. А для этого необходимо принять 3 решения:
кого опрашивать – единица выборки. Исследователь должен решить, какая информация ему нужна и кто этой информацией располагает.
какое количество людей необходимо опросить – объем выборки.
каким образом следует отбирать членов выборки – процедура выборки.
Способы связи с аудиторией.
Интервью по телефону – лучший метод скорейшего сбора информации.
«-» не у всех опрашиваемых могут быть телефоны, беседа должна быть краткой и не носить личного характера.
Почта. Этот способ наиболее пригоден для лиц, которые не вступят в личный контакт.
«-» почтовые анкеты требуют простых четких вопросов, а % возврата анкет маленький.
Личный контакт – универсальный метод проведения опроса.
«-» самый дорогой метод.
Личное интервью: индивидуальное, групповое.
3. на третьем этапе производится сбор информации – это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования.
При проведении опросов встают следующие проблемы:
некоторых опрашиваемых может не оказаться ни дома, ни на работе, поэтому попытку придется повторять,
другие опрашиваемые могут отказаться участвовать в опросе,
будут отвечать неискренне.
4.на четвертом этапе исследователь сводит полученные данные в таблицы и на основе этих таблиц выводит или рассчитывает такие показатели как распределение частотности, средние уровни, а потом полученные данные обрабатываются с помощью современных статистических методик.
5. на пятом этапе необходимо предоставить руководству фирмы основные результаты для принятия главных маркетинговых решений.
Новые направления в сфере маркетинговых исследований:
тайный покупатель,
сенсус-перепись,
аудит розничных торговых точек,
глубинные интервью,
холл-тесты.
- 1. Современная концепция маркетинга.
- 5) Концепция стратегического маркетинга.
- 2. Маркетинг услуг
- 3. Опрос как метод исследования.
- 4. Позиционирование товара на рынке.
- 5. Маркетинговые исследования рынка.
- 1. Рынок
- 6. Сервис в системе товарной политики
- 7. Система маркетинговых коммуникаций
- 8. Конкурентоспособность товара
- 9. Сбытовая политика
- 10. Реклама и ее роль в коммуникационной политике
- 11. Маркетинг - доктрина современного бизнеса, его сущность, принципы, функции
- 12. Ценовая политика в маркетинге и её основные виды
- 13 Понятие «рынок» и его основные характеристики.
- 14.Комплекс маркетинга.
- 16. Понятие маркетинговой среды и ее составляющие.
- 17. Маркетинговая среда и её составляющие.
- 18. Ассортиментная политика предприятия.
- 19. Торные марки и знаки
- 20 Управление маркетингом (ответ по Котлеру)
- 21. Служба маркетинга на предприятии (основные задачи и функции).
- 22. Понятие и сущность маркетинга.
- 23. Планирование сбытовой политики.
- Управленческие роли
- Иерархия управления
- 31. Финансы коммерческого предприятия и их роль в рыночной экономике.
- 36. Кадры и мотивация труда
- 37. Оборотные средства предприятия. Показатели эффективности использования оборотный сресвт.
- 38. Понятие состава товарооборота. Характеристика различных видов продаж.
- 41.Хозяйственные договоры, используемые в коммерческой деятельности.
- 42. Оптовые выставки (ярмарки) и организация их работы.
- 43. Сущность и функции розничной торговли. Виды розничных торговых предприятий.
- 44.Формы и методы оптовой продажи товаров.
- 45. Товарная биржа. Ее роль и значение в коммерческой деятельности.
- 46. Исторический аспект логистики
- 47. Логистический сервис
- 48. Производственная логистика.
- 49. Материальные потоки и логистические операции.
- 50. Логистические системы и их виды
- 51. Теории внешней торговли
- 53. Международное движение капитала
- 54. Международная миграция рабочей силы
- 55. Европейская валютная система.
- 56. Специфика маркетинга в сфере агробизнеса
- 57. Особенности маркетинга производственных предприятий при выпуске новых товаров
- 58. Особенности применения маркетинга на рынке банковских услуг
- 59. Содержание и основные аспекты маркетинга на рынке страхования
- 60. Матрица связанных покупок в системе маркетинга
- 61. Политика продукта и политика цен на внешнем рынке.
- 62. Изучение международной маркетинговой среды.
- 63. Характеристика международный маркетинговых стратегий.
- 64. Глобальный маркетинг и «каскадная» интернационализация.
- 66. Стратегии охвата рынка.
- 68. Способы расширения товарного ассортимента.
- 69. Матрица ge «Привлекательность рынка – конкурентная позиция», ее построение и использование.
- 70. Понятие миссии организации, ее элементы и значение.
- 71. Аудит розничной торговли.
- 72. Формирование бюджета исследовательского проекта.
- 73. Глубинное интервью Глубинные опросы (глубинные интервью)
- 74. Методы опроса, их преимущества и недостатки.
- 75. Методы формирования случайной выборки