logo search
Звязки_з_громадськ_стю_КЛ_13_ус_галуз

1. Политический маркетинг как инструмент реализации интересов бизнеса

Бизнес, предпринимательство как многосторонние и комплексные явления самыми тесными нитями связаны со всеми другими сторонами общественной жизни: социальной, политической, идеологической, культурной и т.п. При этом связь эта двухсторонняя: экономические механизмы управления пронизывают социальную, политическую и др. жизнь общества и, наоборот, социальные, политические, идеологические механизмы управления во многом определяют эффективность экономической деятельности.

Вероятно, именно поэтому непосредственно вслед за возникновением маркетинга как инструмента экономической деятельности, возникает, так называемый, некоммерческий маркетинг. Его истоки, основа заключаются в том, что в современном рыночном обществе существует спрос не только на материальные товары и услуги, но и на реализацию и усвоение населением определенных норм и ценностей, связанных с самыми разнообразными явлениями и процессами, имеющими место в обществе.

Особо наглядно это просматривается в политической сфере жизни общества. Как оказалось, в демократическом обществе не только существует реальный спрос на формирование, реализацию, усвоение политических норм, ценностей, институтов, но и сама специфика организации политической жизни такова, что практически полностью совпадает с процессами, институтами, которые имеют место в экономической жизни, на рынке товаров и услуг.

Впервые на наличие подобного политического рынка обратил внимание французский социолог и политолог П. Бурдье. Он рассматривал политический рынок как поле политики, на котором существуют производство, спрос и предложение особого продукта – политических партий, программ, идей, позиций и др. Отсюда был сделан вывод: раз дело обстоит таким образом, можно говорить про наличие «рыночной концепции» политики, в границах которой избиратели являются не чем иным, как покупателями, потребителями политического товара; политические партии и их лидеры – предпринимателями, предлагающими широкий набор политических услуг и уменьшенные налоги в обмен на голоса избирателей; политическая пропаганда трансформируется в коммерческую рекламу; правительственные учреждения могут рассматриваться как государственные фирмы, существование которых зависит от того, достаточной ли является «прибыль» от их политической деятельности.

На основе подобной рыночной концепции политики и сформировался политический маркетинг – специальная теория регулирования политического рынка, которая базируется на маркетинговом подходе к политике, сущность которого в использовании комплекса разнообразных методов, средств, технологий направленных на: исследование рынка власти и накопление информации о нем; политико-инженерную деятельность по проектированию и регулированию влияния на общественное создание; планирование и реализацию системы специально подготовленных маркетинговых мероприятий для достижения целей, которые были выдвинуты в процессе политической деятельности.

Таким образом, появление политического маркетинга привело к рыночному эффективному регулированию следующих политических явлений и процессов:

Описанные выше проблемы, решаемые в ходе осуществления политического маркетинга, дают наглядное представление о том, каким же образом взаимосвязаны бизнес и политический маркетинг. Политический маркетинг действительно является важнейшим инструментом бизнеса, поскольку именно осуществление описанной выше деятельности по использованию эффективных технологий политического воздействия на органы управления; лоббированию интересов бизнеса в органах государственной власти; созданию и обеспечению функционирования политических партий и различных средств массовой информации и многого другого обеспечивает успешность бизнеса в современном обществе. Однако, без сомнения, важнейший элемент, аспект политического маркетинга, активно используемый бизнесом, - это действенная организация избирательных кампаний. Ведь именно она позволяет бизнесу провести в органы власти своих представителей (иногда – хотя это и не лучший вариант в нормально демократическом обществе – в парламент «приходит» сам бизнесмен) и затем эффективно влиять на принимаемые органами законодательной власти и местного самоуправления законы и решения в интересах бизнеса.