logo search
ГОСы прошлый год / ответы ГАК [1] от лены

66. Стратегии охвата рынка.

Предприятие может ориентироваться на весь рынок или на его отдельные сегменты. Выбрав целевые сегменты рынка, предприятие должно принять решение, какую стратегию охвата рынка избрать. Здесь возможны три главных стратегических направления: 1. массовый (недифференцированный) маркетинг; 2. дифференцированный маркетинг; 3. концентрированный маркетинг. 1. Стратегия массового (недифференцированного) маркетинга. Предприятие не учитывает различия между сегментами и рассматривает рынок как единое целое. Такая стратегия ориентирована прежде всего на нечто общее в потребностях покупателей, а не на их различия, т.е. товар должен подходить максимальному числу потребителей (практически всем). Предполагается, что аналогичные товары конкурирующих предприятий будут различаться в основном по цене. Поскольку конкурентные преимущества достигаются по издержкам, все действия и решения предприятия будут направлены на снижение затрат: производственных, сбытовых, рекламных, сервисных. «+»:низкий уровень производственных затрат, низкие цены за счет массового производства; максимально широкие границы потенциального рынка; Невысокий уровень затрат на маркетинг; низкие цены, создающие серьезные входные барьеры на рынках; при появлении товаров-заменителей лидер по низким затратам имеет большую свободу действий, чем конкуренты. «-»: принципиальные технологические новшества могут обесценить имеющиеся наработки; конкуренты могут перенять методы снижения затрат; концентрация внимания на затратах часто мешает своевременно распознать изменения конъюнктуры рынка; непредсказуемое повышение затрат (например, стоимости сырья и электроэнергии) может привести к уменьшению разрыва в ценах по сравнению с конкурентами; сложности в разработке новых товаров, которые пользовались бы успехом у потребителей. 2. Стратегия дифференцированного маркетинга. Предприятие стремится охватить достаточно большое количество сегментов рынка со специально для них разработанными товарами (с улучшенным качеством, специфическими сырьевыми материалами, особыми функциональными свойствами, оригинальным внешним оформлением — дизайном, упаковкой и т.д.) и специфической маркетинговой политикой. Предлагая разнообразные товары и комплексы маркетинга, предприятие рассчитывает достигнуть большего объема продаж и завоевать более сильную позицию на каждом сегменте рынка по сравнению с конкурентами. Таким образом, предприятие стремится сделать свое предложение оригинальным для каждого сегмента, что в свою очередь позволяет устанавливать относительно более высокие цены. «+»: безболезненное внедрение на избранные сегменты рынка; Возможность стратегических маневров; снижение угрозы воздействия отдельных рыночных изменений на предприятие; ослабление восприимчивости к неудачам на отдельных сегментах рынка; внимание к маркетингу обеспечивает достаточно устойчивое положение предприятия; потребители отдают предпочтение товарной марке предприятия, их чувствительность к цене снижается по отношению к ценам конкурентов; приверженность потребителей к товарам предприятия обеспечивает хорошую защиту против товаров-заменителей; оригинальность товаров предприятия создает для конкурентов высокие входные барьеры при внедрении на рынок. «-»: значительные расходы на маркетинг; наличие конкурентов практически в каждом сегменте; сложность достижения конкурентного преимущества в каком-либо сегменте; отрыв в цене лидера по минимальным затратам может стать настолько большим, что для покупателей финансовые соображения будут важнее, чем приверженность товарной марке; характеристика товара, на которой основывается дифференциация (например, броский дизайн), может потерять свое значение в результате изменения системы ценностей у потребителя; подражания и заимствование чужих находок уменьшают преимущества, связанные с дифференциацией; распыление сил.

3. Стратегия концентрированного маркетинга. Предприятие сосредотачивает свои усилия и ресурсы на одном сегменте рынка и предлагает товары именно для данной группы покупателей. Это стратегия специализации, в которой предложение, как правило, оригинально и рассчитано «под клиента», поэтому предприятие может устанавливать на свой товар достаточно высокие цены. Лидерство в специализированном сегменте достигается посредством низких затрат (на производство, сбыт или рекламу, сервис и т.д.) и цен, оригинальности, уникальности товара или совокупности факторов. Работая в узкоспециализированном сегменте, предприятие может создать себе высокую репутацию при обслуживании своих потребителей, обеспечив сильную рыночную позицию в данном сегменте. Однако объем продаж будет ограничен размерами выбранного сегмента, что сужает возможности производства и сбыта продукции, а также получения прибыли. Кроме того, такая стратегия довольно уязвима, поскольку выбранный сегмент может не оправдать ожиданий или оказаться объектом аналогичной политики конкурента. Стратегия концентрированного маркетинга довольно привлекательна для предприятий с ограниченными ресурсами, так как при благоприятном стечении обстоятельств может обеспечить им прочную рыночную позицию в выбранном сегменте. «+»:Относительная защищенность от конкуренции; опыт работы; четкое знание запросов потребителей; стабильность доходов; сравнительно небольшие расходы на рекламу. «-»: уязвимость стратегии, сложность завоевания сегмента; необходимость поддержания постоянного контакта с потребителем; ограниченные возможности для маневрирования силами и средствами; ограниченная емкость сегмента, сдерживание роста предприятия за счет ограничений по получению прибыли, опасность уменьшения различий в потребностях сегмента и всего рынка, конкуренты могут внутри сегмента найти ниши и концентрироваться еще сильнее.

67. Направления рыночной дифференциации.

Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе, исходя из результатов позиционирования своих продуктов, организация выделяет характеристики продукта и маркетинговой деятельности, которые могут в выгодную сторону отличить ее продукты от продуктов конкурентов, то есть проводит дифференциацию своей продукции. Причем для разных продуктов могут выбираться разные направления дифференциации. Например, в бакалейной лавке ключевым фактором дифференциации может быть цена, в банке — уровень услуг, качество и надежность определяют выбор компьютера и т.п.

Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала и дифференциацию имиджа. Продуктовая дифференциация — предложение продуктов с характеристиками и/или дизайном, лучшими, чем у конкурентов. Для стандартизованных продуктов (куры, нефтепродукты, металл) практически невозможно проводить продуктовую дифференциацию. Для сильно дифференцированных продуктов (автомобили, бытовая техника) следование данной рыночной политике является обычным явлением. Сервисная дифференциация заключается в предложении услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование), сопутствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги конкурентов. Дифференциация персонала — наем и тренировка персонала, который осуществляет свои функции более эффективно, чем персонал конкурентов. Хорошо обученный персонал должен удовлетворять следующим требованиям: компетентность, дружелюбие, вызывать доверие, надежность, ответственность и коммуникабельность. Дифференциация имиджа заключается в создании имиджа, образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/или их продуктов. Например, большинство известных марок сигарет имеют схожие вкусовые качества, одинаковым образом продаются. Однако сигареты «Мальборо» за счет необычности своего имиджа, согласно которому их курят только сильные, «ковбоеподобные» мужчины, занимают около 30% мирового рынка сигарет. В зависимости от особенностей конкретных продуктов и возможностей организации она может реализовать одновременно от одного до нескольких направлений дифференциации.