logo
Копия МО исправленное (1)

Тема 1. Организационное поведение как система взаимодействия человека и организационного окружения.

Принципы построения системы организационного поведения: оптимальности соотношения интра- и инфрафункций, оптимального соотношения управленческих ориентации, потенциальных имитаций, экономичности. прогрессивности, перспективности, комплексное оперативности, простоты, иерархичности, автономности, согласованности, устойчивости, системности, прозрачности, комфортности. Принципы, определяющие направления развития системы организационного поведения: концентрации, специализации, параллельности, адаптивности, преемственности, непрерывности, прямоточности.

Системная модель организационного поведения: базовый уровень, силовой, уровень среднесрочных задач, внутренняя и внешняя среда, уровень тактических задач, операционных задач, виртуальный уровень. Взаимные ожидания человека и организации - модель установления взаимодействия.

Тема 2. Вхождение работника в организацию.

Психоанализ, поведенческая психология, теория личностных черт, гуманистическая психология, бихевиоризм, операционализм. Обучение при вхождении в организацию, процесс вхождения, обязанности при вхождении, влияние организации на процесс вхождения, адаптация к организационному окружению.

Тема 3. Включение человека в организационное окружение.

Развитие чувства ответственности перед организацией, внутренние обязательства, сопричастность, приверженность организации, завершение процесса включения нового человека в организацию, переход в полноправные сотрудники, усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником, отрицание, конформизм, мимикрия, адаптивный индивидуализм.

Тема 4. Ролевые основы взаимодействия человека и организационного окружения

Роль работника в организации, ясность и приемлемость роли, ролевые конфликты и их разрешение, изменение работы, развитие человека, перестановка работников, статус и его использование.

РАЗДЕЛ 2. Управление поведением человека в организации.

Тема 1. Взаимодействие индивида и малой группы.

Общее понятие малой группы, теория малых групп и их роль в организации, причины появления, формальные и неформальные группы, общая характеристика группы, характеристики членов группы, структурные, ситуационные характеристики, установление взаимоотношений, синергический эффект, групповщина, сила и конформизм, оптимальная численность группы.

Тема 2. Научение человека поведению в организации.

Четыре предельных типа поведения человека в организации, матрица типов включения человека в организацию, три типа научения поведению, побуждающие начала, стимулы и поведенческая реакция, процесс осознанного научения поведению, положительная и отрицательная компенсация поведения, наказание, гашение нежелательного поведения, частота компенсации.

Тема 3. Мотивации поведения человека в организации.

Потребности, мотивы и стимулы, проблемы мотивации человека, содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А.Маслоу, модель Макклелланда-Аткинсона, двухфакторная теория Ф. Герцберга, модель Альдерфера, теория двойной (параллельной) мотивации Л.С. Выготского, процессуальные теории мотивации: концепция Врума, теория справедливости, комплексная модель Портера-Лоулера, управление по целям (МВО), концепция организационного роста Литвина-Стрингера, 15 критериев мотивирующей организации труда, теория А.Маслоу и балансирование индивидуальной и групповой мотивации, пути и формы поощрения работников, коммуникационная сеть, сравнение стилей управления, мотивирующее воздействие коммуникационной системы, организационные системы принятия решений и их влияние на мотивацию работников - российские традиции формирования систем принятия решений, японская систем «ринги», западная система.

РАЗДЕЛ 3. Управление и самоуправление в организации.

Тема 1. Формирование команд и управление ими.

Организационный контекст командной деятельности - классические концепции - Дж. Ныостром и К.Дейвис, Ф.Лутанс, ИД.Ладанов. Ситуационное организационное проектирование, командные коммуникации, проектное управление, поддерживающее окружение, командное вознаграждение, организационные проблемы команды, командное строительство, самоуправляемые команды, власть и влияние в команде.

Тема 2. Управление процессом саморазвития организации.

Питер Сеньге - "Learning organization", исторические концепции организационного развития - К. Арджирис, К. Левин, Э.Шайн, Р. Лайкерт, Блэйк-Мутон, Макгрегор, С. Барнард, Ф. Селзпнк, А.И. Пригожин. Принципы организационного развития, процесс организационных изменений.

Тема 3. Организационная культура - закономерности формировании и использование в управлении организацией.

Множественность аспектов организационной культуры, три уровня изучения, субъективная и объективная стороны организационной культуры, содержание организационной культуры, содержание отношений организационной культуры (по В.Сате), субкультуры и контркультуры, проблемы внешней и внутренней интеграции, типы культур как отношения власти, подходы к формированию организационной культуры, методы поддержания организационной культуры, модель воспроизводства организационной культуры, измерения влияния культуры на организационную эффективность, модель Хофстида. Модель Лэйн-Дистефано, модель Оучи.