logo
Копия МО исправленное (1)

Тема 4. Культура организации, социальная ответственность и этика менеджмента.

Культура организации: сущность, функции, элементы, место в системе управления. Культура организации как фактор эффективности.

Деловая этика как основа развития социальной ответственности бизнеса. Понятие социальной ответственности. Генезис концепции социальной ответственности. Классический подход М. Фридмана - теория корпоративного эгоизма (социальная ответственность менеджмента в максимизации прибыли организации). Социально-экономический подход Гелермана – теория просвещенного эгоизма (социальная ответственность менеджмента выходит за пределы создания прибыли, включая защиту и повышение благосостояния общества. Социальная ответственность бизнеса как стиль деловой активности по учету интересов всех заинтересованных сторон. Сущность социальной ответственности организации как философии поведения и концепции выстраивания всеми представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений.

Социальная ответственность организации: основные мотивы и принципы социальной ответственности. Имидж, миссия, репутация – основные категории социальной ответственности организации. Приоритеты социальной политики организации, формирование среды социальной ответственности организации (внутренний и внешней). Социальные программы организации. Коллективный договор как инструмент реализации социальной ответственности организации. Управление охраной труда и здоровья, социальная защита и социальное страхование. Экологическая ответственность и охрана окружающей среды.

Этика менеджмента. Составление делового этикета: правила приветствия и знакомства, правила субординации, нормы делового общения, деловой протокол, культура речи, имидж, деловые подарки.

РАЗДЕЛ 2. Закономерности управления различными системами.

Тема 1. Методологические основы менеджмента.

Системный подход. Система и подсистема. Классификация систем. Подход к управлению как к процессу. Функции управления. Ситуационный подход. Внутренние и внешние ситуационные переменные. Интеграция частных подходов в ситуационном Подходе.

Тема 2. Управление социально-экономическими системами (организациями).

Понятие организации; формальные и неформальные группы. Неформальная организация: сущность, причины возникновения, характеристики. Управление неформальной организацией.

РАЗДЕЛ 3. Моделирование ситуации и разработка управленческих решений.

Тема 1. Целевая ориентация решений, их классификация.

Организационное решение. Классификация организационных решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Учет негативных последствий, взаимозависимость решений.

Тема 2. Методы поиска и анализа альтернатив.

Принятие решений на основе интуиции, суждений, рационального выбора. Этапы рационального решения проблемы. Модели и методы принятия решении.

РАЗДЕЛ 4. Организационные отношения в системе менеджмента.

Тема 1. Процесс коммуникации и его проблемы.

Элементы и этапы коммуникационного процесса. Преграды в организационных коммуникациях, искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура организации. Коммуникация и иерархия.

Тема 2. Коммуникации в организации.

Понятие коммуникации. Элементы процесса коммуникации: отправитель, сообщение, канал, получатель. Этапы процесса коммуникации: зарождение идеи; кодирование и выбор канала передачи; передача информации, декодирование информации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Обратная связь. Помехи или коммуникационные барьеры. Повышение эффективности организационных коммуникаций.

Тема 3. Процесс делегирования.

Составляющие процесса делегирования. Психологические трудности. Технология делегирования.

РАЗДЕЛ 5. Природа и состав функций менеджмента.

Тема 1. Развитие функции планирования.

Целевая направленность функции, связь с внешней средой. Бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и управление. Условия использования разных методов планирования.

Тема 2. Стратегическое планирование.

Сущность стратегического планирования. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование. Анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии. Соответствие стратегии и структуры организации.

Тема 3. Функция организации. Сравнительный анализ организационных структур управления.

Организация как процесс. Понятие организационной структуры управления. Типы организационных структур управления: бюрократический и органический. Основные характеристики, достоинства и недостатки бюрократической структуры. Виды бюрократической структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры управления. Разновидности дивизиональной структуры управления: дивизионально - продуктовая структура управления; структура, ориентированная на потребителя; региональная структура управления. Сравнительный анализ бюрократических структур управления, их достоинства и недостатки, области применения. Примеры бюрократических структур управления.

Органический или адаптивный тип структур управления, его характеристики.

Разновидности органических организационных структур управления: проектные, целевые, матричные. Их характеристики, достоинства и недостатки, сферы применения. Централизованные и децентрализованные организации.