logo
Копия МО исправленное (1)

Тема 3. Сравнительный анализ национальных систем управления. Требования предъявляемые к современному менеджеру.

Эволюция теории и практики управления в Америке, Японии, России. Влияние национально-исторических факторов на становление и развитие национальных систем управления.

Американская система управления - как рыночная модель менеджмента. Ориентация менеджмента на спрос и потребности рынка. Цель – эффективность. Японская национальная система управления – как личностная модель менеджмента. Цель - гармония. Российская национальная система управления как смешанная модель менеджмента. Изменения в структуре потребностей российского общества, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления. Обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги. Интернационализация конкуренции и принудительная адаптация к международным стандартам. Усиление социальных и экологических требований. Ориентация российского менеджмента на факторы эффективности производства. Профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости менеджмента в общества.

Американская и японская модели управления как противоположные системы управления, российская – как занимающая промежуточное положение.

Сравнительная характеристика американской, японской и российской систем управления по основным критериям и показателям: цель, отношение к работе, конкуренция, гарантии для работника, принятие решений, делегирование, отношения с подчиненными, метод найма, оплата труда, управление производством и МТС, контроль качества, направленность действий, общая характеристика системы качества, связь с предприятием.

Требования, предъявляемые к современному менеджеру.

Трактовка менеджмента современной наукой и практикой как процесса руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Менеджер как субъект данного процесса.

Основные критерии современной модели менеджмента - эффективность и конкурентоспособность. Менеджер как специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Основные категории требований к профессиональной компетенции современного менеджера:

- знания в области теории и умения в сфере практики управления;

- способность к коммуникации и умение работать с людьми;

- компетентность в области специализации предприятия.

Предмет труда менеджера – информация, продукт – решения. Рост количества и сложности управленческих задач, необходимость и важность использования информационных технологий управления.

Профессионализация деятельности менеджеров, возрастание требований к специальным знаниям и человеческим качествам.

Возрастание неопределенности и динамичности внешней среды бизнеса, нарастание процессов глобализации, конкуренции и мировой интеграции предопределяют требования к специальным знаниям и умениям современных менеджеров.

Принятие решений в условиях высокой динамичности и неопределенности. Проведение управленческого обследования внешней среды управления (PEST-анализ). Знание законов и принципов рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли. Владение методикой управленческого обследования организации (SWOT-анализа). Знание принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.

Умения по управлению всеми видами ресурсов организации и их эффективному распределению и использованию. Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы. Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений. Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени и владеть самоменеджментом.

Требования к человеческим качествам менеджеров как способность работать с людьми и управлять самими собой. Владение искусством управления человеческими ресурсами организации.

Умение налаживать внешние связи с организациями – партнерами и органами управления (государственными, региональными, местными). Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации. Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий.

Специфические личностные качества менеджеров. Высокое чувство долга и преданность делу. Умение четко выражать свои мысли и убеждать. Способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. Стрессоустойчивость.