Тема 3. Сравнительный анализ национальных систем управления. Требования предъявляемые к современному менеджеру.
Эволюция теории и практики управления в Америке, Японии, России. Влияние национально-исторических факторов на становление и развитие национальных систем управления.
Американская система управления - как рыночная модель менеджмента. Ориентация менеджмента на спрос и потребности рынка. Цель – эффективность. Японская национальная система управления – как личностная модель менеджмента. Цель - гармония. Российская национальная система управления как смешанная модель менеджмента. Изменения в структуре потребностей российского общества, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления. Обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги. Интернационализация конкуренции и принудительная адаптация к международным стандартам. Усиление социальных и экологических требований. Ориентация российского менеджмента на факторы эффективности производства. Профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости менеджмента в общества.
Американская и японская модели управления как противоположные системы управления, российская – как занимающая промежуточное положение.
Сравнительная характеристика американской, японской и российской систем управления по основным критериям и показателям: цель, отношение к работе, конкуренция, гарантии для работника, принятие решений, делегирование, отношения с подчиненными, метод найма, оплата труда, управление производством и МТС, контроль качества, направленность действий, общая характеристика системы качества, связь с предприятием.
Требования, предъявляемые к современному менеджеру.
Трактовка менеджмента современной наукой и практикой как процесса руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Менеджер как субъект данного процесса.
Основные критерии современной модели менеджмента - эффективность и конкурентоспособность. Менеджер как специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.
Основные категории требований к профессиональной компетенции современного менеджера:
- знания в области теории и умения в сфере практики управления;
- способность к коммуникации и умение работать с людьми;
- компетентность в области специализации предприятия.
Предмет труда менеджера – информация, продукт – решения. Рост количества и сложности управленческих задач, необходимость и важность использования информационных технологий управления.
Профессионализация деятельности менеджеров, возрастание требований к специальным знаниям и человеческим качествам.
Возрастание неопределенности и динамичности внешней среды бизнеса, нарастание процессов глобализации, конкуренции и мировой интеграции предопределяют требования к специальным знаниям и умениям современных менеджеров.
Принятие решений в условиях высокой динамичности и неопределенности. Проведение управленческого обследования внешней среды управления (PEST-анализ). Знание законов и принципов рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли. Владение методикой управленческого обследования организации (SWOT-анализа). Знание принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.
Умения по управлению всеми видами ресурсов организации и их эффективному распределению и использованию. Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы. Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений. Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени и владеть самоменеджментом.
Требования к человеческим качествам менеджеров как способность работать с людьми и управлять самими собой. Владение искусством управления человеческими ресурсами организации.
Умение налаживать внешние связи с организациями – партнерами и органами управления (государственными, региональными, местными). Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации. Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий.
Специфические личностные качества менеджеров. Высокое чувство долга и преданность делу. Умение четко выражать свои мысли и убеждать. Способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. Стрессоустойчивость.
- Основы менеджмента
- Тема 2. Предмет, метод, особенности курса.
- Тема 3. Сравнительный анализ национальных систем управления. Требования предъявляемые к современному менеджеру.
- Тема 4. Культура организации, социальная ответственность и этика менеджмента.
- Тема 4. Особенности различных типов департаментизации.
- Тема 5. Мотивация персонала в организациях
- Маркетинг
- Тема 4. Планирование, финансы и контроль маркетинга
- Тема 4. Процесс стратегического планирования
- Тема 2. Ценовая политика
- Тема 3. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы
- Тема 4. Политика распределения
- Тема 5. Политика продвижения
- Раздел 4. Специфика маркетинга по направлениям деятельности
- Тема 1. Маркетинг на рынке товаров производственно-технического назначения в регионе
- Тема 2. Маркетинг на рынке товаров потребительского назначения в регионе
- Тема 3. Маркетинг инвестиций в регионе
- Тема 4. Маркетинг услуг в регионе
- Тема 5. Финансовый маркетинг в регионе
- Тема 6. Кадровый маркетинг в регионе
- Тема 7. Социально-этический маркетинг в регионе
- Тема 8. Международный маркетинг
- Теория организации
- Экономическая теория
- Тема 1. Предмет и метод экономической теории
- Тема 2. История развития экономической теории
- Тема 3. Общие проблемы экономического развития
- Тема 4. Экономические системы и их классификация. Собственность и ее формы
- Раздел II. Микроэкономика
- Тема 5. Рыночная экономика и ее основные черты
- Тема 6. Теория спроса и предложения
- Тема 7. Теория потребительского поведения
- Тема 8. Фирма в системе рыночных отношений
- Тема 9. Теория производства
- Тема 10. Издержки производства
- Тема 11. Рынок совершенной конкуренции
- Тема 12. Монополия
- Тема 13. Олигополия. Монополистическая конкуренция
- Тема 14. Рынки факторов производства
- Тема 15. Рынок труда.
- Тема 16. Рынок капитала и природных ресурсов
- Раздел III. Макроэкономика
- Тема 17. Макроэкономика и ее проблемы. Модель кругооборота на уровне национальной экономики
- Тема 18. Система национальных счетов и ее показатели
- Тема 19. Макроэкономическое равновесие: модель ад-аs
- Тема 20. Макроэкономическое равновесие: кейнсианская модель «национальный доход – совокупные расходы»
- Тема 21. Экономический рост
- Тема 22. Циклическое развитие рыночной экономики
- Тема 23. Безработица
- Тема 24. Роль государства в рыночной экономике
- Тема 25. Финансовая система и финансовая политика государства
- Тема 26. Теория денег. Денежный рынок
- Тема 27. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
- Тема 28. Инфляция
- Тема 29. Рынок ценных бумаг
- Тема 30. Социальная политика
- Тема 31. Теоретические основы международной экономики
- Организационное поведение
- Раздел 1. Организационное поведение как система. Начальный период взаимодействия человека и организационного окружения.
- Тема 1. Организационное поведение как система взаимодействия человека и организационного окружения.
- Тема 4. Власть и лидерство в организационном поведении.
- Экономика организации
- Раздел 1. Основы экономики организаций (предприятий)
- Тема 1: Предмет, метод и задачи курса «Экономика организации»
- Тема 2: Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики
- Тема 3. Товарная политика организации
- Тема 4. Организация производства в организации
- Раздел 2. Ресурсы организации и показатели их использования
- Тема 5. Основные фонды и производительные мощности организации
- Тема 6. Оборотный капитал организации
- Тема 7. Персонал организации
- Раздел 3. Экономические результаты деятельности организации
- Тема 8. Издержки организации
- Тема 9. Результаты хозяйственной деятельности организации
- Раздел 4. Управление организацией и регулирование его деятельности
- Тема 10. Управление организацией
- Тема 11. Планирование и прогнозирование деятельности организации
- Тема 12. Управление снабженческо-сбытовой деятельностью организации
- Тема 13. Инвестирование в организации
- Тема 14. Ценообразование на продукцию организации
- Тема 15. Налогообложение организаций
- Тема 16. Банкротство организации
- Стратегический менеджмент
- Раздел I. Введение в стратегический менеджмент
- Тема 1. Стратегическое управление: необходимость, сущность, виды, процесс, проблемы и пути их решения
- Тема 2. Эволюция стратегического менеджмента.
- Управление персоналом
- Управление качеством
- Тема 2. Система менеджмента качества. Принципы менеджмента качества.
- Инновационный менеджмент
- Тема 5. Управление инновационным процессом на предприятии.
- Тема 2. Инвестиции и инновационных процессах.
- Инвестиционный менеджмент
- Тема 1. Инвестиции: понятие, источники, показатели эффективности
- Исследование систем управления
- Раздел 2. Методы исследования систем управления и их характеристик.
- Тема 1. Методы проведения исследования систем управления.
- Тема 2. Методы исследования и проектирования целей и функций управления, организационных структур и систем принятия решений.
- Производственный менеджмент
- Тема 1. Производство продукции и операционные системы.
- Тема 2. Классификация и структура производственного процесса на предприятии.
- Бизнес-планирование