logo
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

66. Права потребителя рб

в Республике Бела­русь (19 ноября 1993 г.), в России (9 января 1996 г.) и во мно­гих других странах приняты законы о защите прав потреби­телей, которые регулируют отношения, возникающие меж­ду потребителями и изготовителями, исполнителями, про­давцами на рынке товаров народного потребления.

Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Отношения в обл.защиты ПП регулируются Гражд.кодексом РБ, Законом о защите ПП и иным законодательством. Потребитель имеет право на:

1.просвещение в области защиты прав потребителей;

2.инф. о товарах, а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);

3.свободный выбор товаров;

4.надлежащее кач-во товаров, в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее кол-во товара (результата работы);

5.возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;

6.гос.защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные гос.органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых Закон-вом;

7. общественную защиту своих прав;

8.создание общественных объединений потребителей.

Гос-во гарантирует защиту прав и законных интересов потребителей. За нарушение прав потребителя продавец несет ответственность в соответствии с законод-вом и (или) договором.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1.замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

2.соразмерного уменьшения покупной цены товара;

3.незамедлит. безвозмездного устранения недостатков товара;

4.возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), отдельных этапов выполнения работы, а также иные сроки, предусмотренные договором, или во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору:

1. назначить исполнителю новый срок;

2. поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

3. потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги);

4. расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).