Теория мотивации 3. Фрейда в изучении и формировании поведения потребителей.
Теория мотивации Фрейда – теория о преимущественном влиянии неосознанной мотивации на поведение людей.
Теория мотивации 3. Фрейда утверждает, что человек вообще не может до конца понять мотивы своих поступков. Вы хотите купить спортивную обувь. Почему? Возможно, потому, что она вам необходима для занятий спортом или просто удобна. А если проанализировать свои чувства глубже, то окажется, что такую обувь носят многие из вашего окружения или что вы хотите почувствовать себя молодым и энергичным.
Теория мотивации 3. Фрейда основана на теории бессознательного, согласно которой психика человека гораздо шире сознания. В ней сосуществуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное. Предсознание (скрытые знания, которыми располагает человек, но в данный момент они не присутствуют в сознании) легко переходит в сознание, если в этом возникает необходимость. Бессознательное же переводится в сознание с трудом из-за механизмов вытеснения и сопротивления, но оказывает сильное мотивирующее влияние на наше поведение. Проявляется бессознательное в трех основных формах: сновидениях, ошибочных дей« ствиях (забывании, описках, оговорках), невротических симптомах (неврозах, психозах, маниях).
По Фрейду личность состоит из 3 сил (источников мотивации): id (Оно), требующей исполнения всех желаний и действующей по принципу удовольствий, в том числе сексуальных и асоциальных; ego (Я), контролизующей и направляющей, стремящейся сдерживать действие id и придерживающейся принципа реальности, который поощряет реалистические и разумные действия; superego (Сверх-Я) — моральной, нравственной, критической части личности, которая конфликтует с id и стремится совместить поведение с социальными правилами.
Потребность в принадлежности (социальная) проявляется в склонности покупателя подражать другим, оценивать товары чужими глазами.
Эгоистические потребности проявляются в чувстве превосходства, принадлежности к определенному общественному статусу.
Эго-мотивы находят выражение также в желании поторговаться. Людям приятно добиваться победы, в том числе в ценовом торге. Продавцы, зная об этой слабости, могут заранее несколько завысить цену, чтобы была возможность пойти на уступки.
- Роль потребителя в системе маркетинга и особенности поведения современного потребителя.
- 4 Предпосылки концепции маркетинга:
- Маркетинговая ориентация на потребителя и факторы, ее определяющие. Дикий маркетинг.
- Маркетинг взаимоотношений с потребителем.
- Суверенитет потребителя и способы его реализации.
- Свобода потребительского поведения: условия, ограничения и регулирование.
- Рациональность потребительского поведения с точки зрения экономической теории и маркетинга. Поведенческие финансы.
- Иррациональное потребительское поведение: виды, причины, последствия.
- Экономический эгоизм и альтруизм.
- Эволюция бихевиоризма.
- Основные вопросы бихевиоризма
- Основные понятия теории поведения потребителей.
- Структура процесса принятия решения о покупке.
- Стадии процесса принятия решения о покупке
- Объективные факторы макросреды и их воздействие на поведение потребителя.
- Маркетинговые факторы и их воздействие на поведение потребителя.
- Факторы культурного порядка.
- Факторы социального порядка.
- Факторы личного порядка.
- Факторы психологического порядка.
- Моделирование потребительского поведения: понятие модели, виды и назначение моделей потребительского поведения по способу их построения.
- Базовая модель потребительского поведения по ф.Котлеру.
- Физиологический подход к изучению и формированию потребительского поведения.
- Психологический подход к изучению и формированию потребительского поведения.
- Социально-психологический подход к изучению и формированию поведения потребителей.
- Экономический подход к изучению и формированию потребительского поведения.
- Нейро-лингвистическое программирование в исследованиях и формировании поведения потребителя (коммуникативный подход).
- Алгоритм поведения потребителей на стадии поиска.
- Осознание проблемы и депривация потребности. Понятие и соотношение элементов системы «нужда- потребность – желание – запрос – требование - мотив».
- Поиск информации потребителем: виды поиска, источники и типы информации, детерминанты поиска. Типы поискового поведения.
- Поисковое поведение в Интернете.
- Теория мотивации а. Маслоу в изучении и формировании поведения потребителей.
- Теория мотивации 3. Фрейда в изучении и формировании поведения потребителей.
- Теории мотивации Шварца и Герцберга в изучении и формировании поведения потребителей.
- Теории мотивации Мак Клеланда и Мюррея в изучении и формировании поведения потребителей.
- 3 Состояния потребностей::
- Мотивационный анализ.
- Алгоритм поведения потребителей на стадии предпокупочных решений.
- Понятие, соотношение и значение ощущений и восприятия в изучении и формировании потребительского поведения.
- Виды ощущений. Мультисенсорный маркетинг.
- Нейромаркетинг.
- Сущность, свойства и виды восприятия, их значение для маркетинга.
- Мультиаттрибутивная модель потребительской оценки.
- Обучение потребителя: сущность, цели, подходы, процесс и средства.
- Поведенческое обучение: классическое обусловливание поведения потребителей по Павлову.
- Поведенческое обучение: оперантное обусловливание поведения потребителей по Скиннеру.
- Когнитивное обучение потребителей и его элементы.
- Проблемы обучения. Внимание и память.
- Эмоциональная компонента процесса обучения потребителей. Виды эмоций. Эмпирический маркетинг.
- Вопрос 51. Вовлеченность потребителей и ее формирование. Маркетинг размышлений.
- 52. Потребительский выбор и его типы. Круг субъектов, влияющих на покупку.
- 54. Совершение покупки. Потребительская логистика.
- 55. Алгоритм поведения потребителя на стадии послепокупочных решений.
- 56. Ответные реакции потребителя
- 59. Менеджмент жалоб
- Окончательная потребительская оценка и обобщение. Последствия для маркетинга.
- Усвоение как элемент потребительского поведения.
- 62. Сегментация рынка потребителей по поведенческому принципу
- Сегментация рынка потребителей по продукту.
- 64. Традиционные права покупателя и продавца на рынке.
- 65. Эволюция консьюмеризма
- 66. Права потребителя рб
- 67. Государственная защита прав потребителя в рб и за рубежом
- 68. Общественная защита прав потребителя в рб и за рубежом
- 69. Типы корпоративных потребителей. Типы закупок.
- 70. Особенности рынка корпоративных потребителей
- 71. Классификация факторов, формирующих поведение корпоративных потребителей