logo
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Теория мотивации 3. Фрейда в изучении и формировании поведения потребителей.

Теория мотивации Фрейда – теория о преимущественном влиянии неосознанной мотивации на поведение людей.

Теория мотивации 3. Фрейда утверждает, что человек вообще не может до конца понять мотивы своих поступков. Вы хотите купить спортивную обувь. Почему? Возможно, потому, что она вам необходима для занятий спортом или просто удобна. А если проанализировать свои чувства глуб­же, то окажется, что такую обувь носят многие из вашего ок­ружения или что вы хотите почувствовать себя молодым и энергичным.

Теория мотивации 3. Фрейда основана на теории бессознательного, согласно которой психика человека гораз­до шире сознания. В ней сосуществуют три сферы: сознание, предсознание и бессознательное. Предсознание (скрытые знания, которыми располагает человек, но в данный момент они не присутствуют в сознании) легко переходит в созна­ние, если в этом возникает необходимость. Бессознательное же переводится в сознание с трудом из-за механизмов вытес­нения и сопротивления, но оказывает сильное мотивирую­щее влияние на наше поведение. Проявляется бессознательное в трех основных формах: сновидениях, ошибочных дей« ствиях (забывании, описках, оговорках), невротических симптомах (неврозах, психозах, маниях).

По Фрейду личность состоит из 3 сил (источников мотивации): id (Оно), требующей исполнения всех жела­ний и действующей по принципу удовольствий, в том числе сексуальных и асоциальных; ego (Я), контролизующей и направляющей, стремящейся сдерживать действие id и придерживающейся принципа реальности, который поощ­ряет реалистические и разумные действия; superego (Сверх-Я) — моральной, нравственной, критической части личности, которая конфликтует с id и стремится совместить поведение с социальными правилами.

Потребность в принадлежности (социальная) проявля­ется в склонности покупателя подражать другим, оценивать товары чужими глазами.

Эгоистические потребности проявляются в чувстве пре­восходства, принадлежности к определенному общественно­му статусу.

Эго-мотивы находят выражение также в желании потор­говаться. Людям приятно добиваться победы, в том числе в ценовом торге. Продавцы, зная об этой слабости, могут зара­нее несколько завысить цену, чтобы была возможность пой­ти на уступки.