Факторы личного порядка.
Возраст потребителя и фаза жизненного цикла его семьи
Род занятий
Ресурсы потребителя
Экономическое положение
Образ жизни
Тип личности и самопредставление
Гендерные характеристики
Физические и психические данные
Факторы личного порядка – характеристики потребителя, связанные с индивидуальными особенностями его личности.
Возраст потребителя – количество полных лет потребителя, влияющее на его выбор.
Фаза жизненного цикла семьи потребителя – семейное положение потребителя с учетом его возрастной периодизации.
Род занятий – вид профессиональной деятельности потребителя.
Экономическое положение потребителя – совокупность характеристик экономического поведения потребителя (доход, накопления, расходы, кредитоспособность и др.).
Образ жизни – система ценностей потребителя, положенная в основу его жизни.
Тип личности – совокупность индивидуальных характеристик личности потребителя, определяющих его темперамент, характер, активность поведения.
Самопредставление – самоидентификация потребителя, т.е. видение самого себя в том или ином образе.
Гендерные характеристики - данные о принадлежности потребителя к той или иной группе людей, характеризующейся определенной сексуальной идентичностью и соответствующим самовосприятием.
Физические и психические данные – тип фигуры, конституция, состояние здоровья потребителя.
Возраст
Новорожденные (до 1 года)
Младший дошкольный возраст (1-3 лет)
Старший дошкольный возраст (3-6 лет)
Младший школьный возраст (6-9 лет)
Старший школьный возраст (9-11лет)
Подростки (11-16 лет)
Юность (16-21 лет)
Молодость (21-30 лет)
Зрелый возраст (30-60 лет)
Пожилой возраст (60-74 лет)
Старческий возраст (более 74 – 90)
Долгожители (более 90 лет)
Фазы жизненного цикла семьи
Молодые одиночки
Молодожены
Полное гнездо I
Полное гнездо II
Полное гнездо III
Женатые без детей
Пожилые одиночки
Пустое гнездо I
Пустое гнездо II
Вдовствующий супруг
Вдовствующий пенсионер
Род занятий (сфера деятельности)
Промышленное производство
Медицина
Образование
Военное дело
Спорт
Культурный сектор
Торговля
Банковский бизнес
Домашнее хозяйство
Фермерское хозяйство
Ресурсы потребителя
Экономические
Временные
Познавательные
Экономическое положение потребителя
Размер доходов
Размер расходов
Размер и форма сбережений/ инвестиций
Кредитоспособность
Тенденция к расходованию/накоплению средств
Классификация потребителей по системе VALS 2
Актуализаторы
Квалифицированные
Консервативные
Достигающие
Стремящиеся
Экспериментирующие
Деятельные
Борцы
Типы личности потребителей
Холерики Меланхолики
Экстраверты Интраверты
Субъективерты Объективерты
Интерналисты Экстерналисты
Статики Динамики
Сенсорики Интуиты
Рационалы Иррационалы
Эгоисты Альтруисты
Оптимисты Пессимисты
Активные Пассивные
Честные Лживые
Самовосприятие
Реальное («Я старею»)
Идеальное («селебрити» Анджелина Джоли)
Отчужденное («Он меня любит»)
Гендерные характеристики
Всего в РБ (2007г.) 9690 тыс. чел.
Мужчины 4522 тыс. чел. (46,7%)
Женщины 5168 тыс. чел. (53,3%)
Прочие (обычно до 16%)
Затраты времени на покупку покупателями-женщинами
в компании подруги 18 минут 15 секунд
с детьми 7 минут 19 секунд
в одиночку 5 минут 2 секунды
с мужчиной 4 минуты 41 секунда
Физические и психические данные
Антропометрические характеристики
размер
рост
полнота
конституция (телосложение)
Физическое здоровье (соматическое)
Психическое здоровье (ментальное)
- Роль потребителя в системе маркетинга и особенности поведения современного потребителя.
- 4 Предпосылки концепции маркетинга:
- Маркетинговая ориентация на потребителя и факторы, ее определяющие. Дикий маркетинг.
- Маркетинг взаимоотношений с потребителем.
- Суверенитет потребителя и способы его реализации.
- Свобода потребительского поведения: условия, ограничения и регулирование.
- Рациональность потребительского поведения с точки зрения экономической теории и маркетинга. Поведенческие финансы.
- Иррациональное потребительское поведение: виды, причины, последствия.
- Экономический эгоизм и альтруизм.
- Эволюция бихевиоризма.
- Основные вопросы бихевиоризма
- Основные понятия теории поведения потребителей.
- Структура процесса принятия решения о покупке.
- Стадии процесса принятия решения о покупке
- Объективные факторы макросреды и их воздействие на поведение потребителя.
- Маркетинговые факторы и их воздействие на поведение потребителя.
- Факторы культурного порядка.
- Факторы социального порядка.
- Факторы личного порядка.
- Факторы психологического порядка.
- Моделирование потребительского поведения: понятие модели, виды и назначение моделей потребительского поведения по способу их построения.
- Базовая модель потребительского поведения по ф.Котлеру.
- Физиологический подход к изучению и формированию потребительского поведения.
- Психологический подход к изучению и формированию потребительского поведения.
- Социально-психологический подход к изучению и формированию поведения потребителей.
- Экономический подход к изучению и формированию потребительского поведения.
- Нейро-лингвистическое программирование в исследованиях и формировании поведения потребителя (коммуникативный подход).
- Алгоритм поведения потребителей на стадии поиска.
- Осознание проблемы и депривация потребности. Понятие и соотношение элементов системы «нужда- потребность – желание – запрос – требование - мотив».
- Поиск информации потребителем: виды поиска, источники и типы информации, детерминанты поиска. Типы поискового поведения.
- Поисковое поведение в Интернете.
- Теория мотивации а. Маслоу в изучении и формировании поведения потребителей.
- Теория мотивации 3. Фрейда в изучении и формировании поведения потребителей.
- Теории мотивации Шварца и Герцберга в изучении и формировании поведения потребителей.
- Теории мотивации Мак Клеланда и Мюррея в изучении и формировании поведения потребителей.
- 3 Состояния потребностей::
- Мотивационный анализ.
- Алгоритм поведения потребителей на стадии предпокупочных решений.
- Понятие, соотношение и значение ощущений и восприятия в изучении и формировании потребительского поведения.
- Виды ощущений. Мультисенсорный маркетинг.
- Нейромаркетинг.
- Сущность, свойства и виды восприятия, их значение для маркетинга.
- Мультиаттрибутивная модель потребительской оценки.
- Обучение потребителя: сущность, цели, подходы, процесс и средства.
- Поведенческое обучение: классическое обусловливание поведения потребителей по Павлову.
- Поведенческое обучение: оперантное обусловливание поведения потребителей по Скиннеру.
- Когнитивное обучение потребителей и его элементы.
- Проблемы обучения. Внимание и память.
- Эмоциональная компонента процесса обучения потребителей. Виды эмоций. Эмпирический маркетинг.
- Вопрос 51. Вовлеченность потребителей и ее формирование. Маркетинг размышлений.
- 52. Потребительский выбор и его типы. Круг субъектов, влияющих на покупку.
- 54. Совершение покупки. Потребительская логистика.
- 55. Алгоритм поведения потребителя на стадии послепокупочных решений.
- 56. Ответные реакции потребителя
- 59. Менеджмент жалоб
- Окончательная потребительская оценка и обобщение. Последствия для маркетинга.
- Усвоение как элемент потребительского поведения.
- 62. Сегментация рынка потребителей по поведенческому принципу
- Сегментация рынка потребителей по продукту.
- 64. Традиционные права покупателя и продавца на рынке.
- 65. Эволюция консьюмеризма
- 66. Права потребителя рб
- 67. Государственная защита прав потребителя в рб и за рубежом
- 68. Общественная защита прав потребителя в рб и за рубежом
- 69. Типы корпоративных потребителей. Типы закупок.
- 70. Особенности рынка корпоративных потребителей
- 71. Классификация факторов, формирующих поведение корпоративных потребителей