logo
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

65. Эволюция консьюмеризма

Консьюмеризм – движения потребителей в области защиты прав потребителей на просветительском, законодательном и законоисполнительном уровнях, направленные на обеспечение и расширение потребительских прав и влияния покупателей на продавцов.

Три волны К.:

1-ая - начало 20 в.. Причина - повышение цен, скандалы в фармацевтической отрасли, статья Синклера от сост. дел в пищевой пром-ти. Для ограничения монополий и нечестной торговой практики в 1914 г был принят Закон о Федеральной торговой комиссии.

2-ая - в сер. 30-х гг 20 в. была вызвана повышением потребительских цен в период Великой депресии и очередным скандалом в фармацевтич. сфере. В 1938 г. принимается поправка к закону, которая предусматривала судебное преследование нечестной и обманной торговой практики, особенно рекламы. В 1936 г.создается Союз потребителей, независимый от гос-ва и бизнеса, финансируемый самими участниками.

3-я. - 60-е гг 20 в. (обостряется проблема кач-ва жизни, в связи с ростом технологич. новшеств в материальном произв-ве, постоянным притоком нов. тов. на рынок, совершенств. методов предложения товаров. Резкий подъем движения потр-лей вызвало равнодушие политиков к нуждам населения. Было принято Конгрессом США более 10 спец.законов по защите ПП

Важнейшее положение К. - в процессе эконом.деят-ти ПП абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены.

В сов. мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Активно используются периодические издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве гос-в приняты спец з-ны о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Ген. Ассамблея ООН в 1985 году разработала “Руководящие принципы для защиты интересов потребителей” с целью:

- содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях);

поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор при более низких ценах;

- поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров для потребителей.

Задачи союза защиты прав потребителей:.

1: представлять точку зрения потребителя на международных межправительственных уровнях и влиять на выработку решений в контактах между правительствами в деятельности крупных межправительственных организаций.

2: помогать развитию потребительского движения во всем мире