logo

Сетевые внешние эффекты

Особенность сетевых благ (внешние эффекты):

Возникновение явления близкого по своей сути к эффекту экономии на масштаб производства – распространение сетевых внешних эффектов, когда мы встречаемся с возрастающей доходностью для потребителя: каждый дополнительный пользователь сетевых благ увеличивает полезномть для других индивидов.

Готовность платить

Кривая спроса на сетевое благо

Д

Размер сети

С возникновением сетевых внешних эффектов для потребителя происходит наращивание ценности самой сети.

Закон Меткалфа:

Сеть должна достичь критической массы чтобы обладать ценностью, но малые местные сети, соединенные в вместе в одну большую сеть начинают в умноженном размере наращивать свою ценность.

N*(n-1) = n2-n, где n – количество пользователей

Ценность блага:

Традиционная экономическая теория

Сетевое благо

Чем больше количество благ, тем меньше его ценность

Нарастающий объем увеличивает ценность блага

Однако сетевые внешние эффекты и нелинейный рост ценностей сети возникает не сразу, а лишь после того, как к сети подключилось какое то определенное количество участников, т.е. сеть достигла критической массы.