logo

24 Трудовые отношения в сетевой экономике

Дистанционные отношения между работодателем и его сотрудниками, иначе называемые телеработой или телекоммьютингом, являются частью процесса децентрализации рабочей деятельности во времени и пространстве Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование телекоммуникаций, компьютеров, а также Интернет-технологий для изменения принятой географии работы. Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться "по проводам" компьютерных сетей.

Одним из наиболее распространенных видов является телеработа "на дому", главная особенность которой - выполнение работы у себя дома вместо перемещения в офис на период рабочего дня.

С технической стороны телеработа становится возможной благодаря во-первых, уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникаций на стороне пользователей; во-вторых, достаточной развитости технических средств и сервиса открытых электронных сетей, включая Интернет, т.е. среды, которая позволяет пользователям взаимодействовать; в-третьих, растущей готовности работодателей и лиц, нанимающихся на работу изучить эти новые возможности для достижения успеха в их бизнесе или проекте.

Что может дать телеработа работодателю и компании: экономию затрат (на помещение, персонал, и т.д.), применение гибкой организации и гибкого штата, увеличение производительности (устранение помех для работы, существующих в офисе, сокращение потерь времени на переезды), новая мотивация (рост доверия между нанимателем и работником), улучшенное обслуживание заказчиков (круглосуточно, без оплаты сверхурочных).

Есть и противопоказания к применению телеработы. Некоторые компании имеют системы менеджмента и общий уровень культуры, которые еще не могут быть адаптированы к предлагаемому телеработой уровню гибкости. Существует много заданий, выполнение которых значительно выигрывает от тесных взаимодействий в группе исполнителей, собранных вместе в одной комнате, или от синергетики интенсивно сотрудничающих групп. В некоторых видах обслуживания клиентов или деятельности по продаже важную роль играет дух команды и внутренние мотивации, которые наилучшим образом генерируются лидерами и менеджерами при личном контакте с исполнителями.

Что может дать телеработа индивиду: уменьшение времени и затрат на транспорт, улучшенные возможности для работы, лучший баланс между семьей и работой, участие в общественной жизни (при обычной жизни много времени тратится на дорогу, не хватает на местные общества и комитеты, особенно для людей живущих в сельской местности), сохранение навыков (можно не оставлять работу когда нужно ухаживать за ребенком или близкими, быть вовлеченным в работу фирмы и сохранять навыки и квалификацию), гибкий график работы (свобода начинать и заканчивать работу с наилучшими условиями для продуктивной работы

Социально-экономические выгоды общества от массового применения средств телеработы:

а) Уменьшение транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды.

б) Лучшие возможности для работы и занятости - потенциально, телеработа может позволить людям в районах с высокой безработицей получить доступ к возможностям для работы, которые возникают в любом районе мира.

в) Доступ к работе людям с ограниченными возможностями или находящимся в заключении, которым телеработа может дать возможность работать, обучаться и общаться.

25 Он-лайн сообщества и сетевая экономика

Социальные сети — это хорошая площадка для продвижения бизнес-продукта!

Начнем с того, что социальная сеть, это некая среда, где люди активно взаимодействуют друг с другом, свободно обмениваются информацией. В социальных сетях работают очень интересные механизмы, до конца пока еще неизученные. Раньше считалось, что интернет — это такая помойка, где люди могут говорить все подряд, где нет ценного контента потому, что нет жестких редакторских требований ко всему тому, что говорится и пишется. Но оказалось, что когда заработали социальные сети, появился новый странный механизм. Заработал так называемый «коллективный редактор». Сеть начала сама определять что важно, а что нет для ее участников, какие-то новости отсеивать, а какие-то моментально распространять внутри себя. Социальная сеть категорически отторгает любые попытки что-то ей навязывать, попытки искусственно продвигать через нее какой-то продукт. И поэтому попытки некоторых маркетологов вбросить нужную им рекламную информацию в сеть терпят фиаско.

Каким образом банки могут взаимодействовать с социальными сетями?

На западе уже накоплен более длительный опыт взаимодействия бизнеса и социальных сетей, у нас пока только первые попытки. Можно выделить четыре направления взаимодействия банков (да и любых компаний) с social media.

Во-первых, банкам важно осуществлять мониторинг социальных сетей, внимательно слушать, что люди там говорят и реагировать на это. Основная идея состоит в том, что пользователи общаются в социальных сетях именно там, где им это удобно и интересно. Некоторые маркетологи заблуждаются, считая, что достаточно всего лишь создать свои страницы и приводить оттуда всех возможных посетителей на свой сайт. Но на практике такая стратегия себя не оправдывает ни у нас, ни на западе.

Существует такая точка зрения, что желательно отслеживать комментарии всех пользователей сети, но это невозможно, и часто, на это нет специальных ресурсов и средств. Тогда надо отслеживать активность так называемых «аттракторов». «Аттракторы» — это люди, которые обладают влиянием в социальной сети. Это известные люди, у которых много сетевых «друзей», и слово которых распространяется моментально. Есть еще и другая реальность. Надо понимать, что просто отслеживать активность посетителей сети не достаточно. Часто случается, что пользователь пожаловался на то, что у него, к примеру, банкомат съел карточку или незаслуженно обидела операционистка в отделении, а банк отвечает дежурной фразой: «Извините, мы разберемся». Тут банку необходимо четко осознавать, есть ли у него ресурс оперативно реагировать на каждый запрос.

Второе направление работы с социальными сетями — это, так называемый, «краудсорсинг». Краудсорсинг — это способ мобилизовать «знание масс» коллективного интеллекта пользователей сети. Такой способ работает, когда банки смело выносят на обсуждение вовне внутренние вопросы, новые идеи, или, к примеру, новый дизайн сайта. Тут как раз очень важна готовность банка принять любую входящую информацию, потому что может оказаться, что пользователи не в восторге от предложенной идеи. Не достаточно просто вынести проблему на обсуждение, нужно еще быть готовым к диалогу. Краудсорсинг действительно хорошо работает, и многие западные банки активно им пользуются, но для этого надо обладать внутренней решимостью банка быть открытым.

Третье направление — social media marketing (SMM) или продвижение в социальных сетях. Это направление наиболее спорное. Одна из ошибочных стратегий многих современных маркетологов, это попытка «проталкивать» продукт через социальную сеть: интегрироваться в социальные игры, всеми способами «накачивать» свои группы и там искусственно нахваливать себя. По моему глубокому убеждению, такой подход совершенно не работает. Сеть устроена таким образом, что в ней заниматься скрытой рекламой практически невозможно. Попытка создавать группы и генерировать несуществующих пользователей совершенно себя не оправдывает. Это бессмысленно, но на этом активно зарабатывают деньги агентства по продвижению услуг в интернете.

Еще одно интересное направление, которое уже работает на Западе, но в России появится еще нескоро — это создание специальных сетевых продуктов, которые учитывают особенности социальной сети, ее устройство и, что важно, распространяют себя сами. Например, немецкий FIDOR Bank уже создал свою внутреннюю социальную сеть, интегрированную с Facebook. Они уже вводят продукт, где ставка по кредиту зависит от количества «лайков» в сети. В США сейчас тестируются сетевые продукты, построенные по принципу, чем больше твоих сетевых «друзей» сделали вклад или взяли кредит, тем лучшие условия по кредиту или вкладу получаешь ты. Нам в силу ряда причин еще далеко до таких технологий.

Какие сети наиболее актуальны для банковского сообщества?

Это в первую Facebook, Twitter, из российских я бы назвал «ВКонтакте». На мой взгляд, большинство сетей обслуживают определенные потребности людей, и мне кажется, что те потребности, которые люди реализуют в «Одноклассниках» или сетях знакомств, не предполагают взаимодействия с банком. Поэтому мы говорим скорее о больших сетях: Facebook, Twitter.