Информационные посредники и конечные пользователи. Структура и субъекты информационного рынка в решении задач управления фирмой
Очень трудно не столько приобрести, сколько найти требуемую информацию для решения тех или иных задач по управлению предприятием, отраслью и т.д. В данном отношении необходимо обратить внимание на заметное отставание современного состояния отечественных рыночных и информационных каналов от потребностей пользователей разнообразных экономических задач (как, впрочем, на отставание от современных потребностей общества и от зарубежных аналогов в соответствующей сфере). Однако отставание это не столь велико, как может представляться. В нашей стране сведения о новых технологиях распространялись и распространяются через каналы органов научно-технической информации, как в печатном, так и в электронном виде (проспекты, извещения, информационные листки и т.д.).
Главный недостаток такого рода извещений — отсутствие формализованного представления данных даже в сообщениях, передаваемых по электронным каналам. Это, как правило, текстовые сообщения, объем которых не позволяет пользователю классифицировать имеющуюся информацию и выделить в ней ту, которая его интересует. Кроме того, такая информация в основном связана только с продуктом, на изготовление которого ориентирована технология, и практически не содержит достаточных сведений технико-экономического характера, позволяющих составить представление о предлагаемом варианте технологии изготовления продукта. Такие сведения можно получить обычно только у разработчика технологии.
Субъекты информационного рынка технологий отличаются тем, что в их составе, как правило, отсутствует оптовый посредник и потребитель должен иметь дело непосредственно с производителем, хотя контакт может (и это желательно) устанавливаться через рыночного информационного посредника, который из-за природы товара в меньшей степени тяготеет к формированию биржевых структур, нежели в иных компонентах рынка (рис. 1.5).
Такая цепочка присутствует и в других компонентах рынка, но в нее включается большее количество посредников (рис. 1.6).
Рис. 1.5. Простейшая цепочка взаимодействия на рынке
Рис. 1.6. Более развитая структура взаимодействия на рынке
Поскольку исходные данные для решения, например, задач управления фирмой попадают на информационный рынок в том виде, который соответствует информационной модели поставщика, пользователь, даже хорошо зная, какие данные ему нужны, и будучи уверен в том, что они существуют на рынке (что бывает далеко не всегда, например, для данных о технологии), не может выйти непосредственно на первичный источник информации. Таким образом, появляется потребность в информационном посреднике, обеспечивающем адаптацию запроса пользователя к существующей структуре данных на рынке, поиск необходимых данных и их конверсию в тот вид, который необходим пользователю.
Структура субъектов информационного рынка, связанных с решением задач управления, представлена на рис. 1.7.
Предлагаемая схема не является обобщенной структурной моделью информационного рынка. Схема отражает взгляд на информационный рынок пользователя, связанного с решением производственных задач, но не ориентированного на непосредственную выдачу заказа на приобретение товара. В момент решения задачи ему нужна информация о факторах рынка. Информационные потребности таких пользователей обслуживаются современным рынком гораздо хуже, особенно его биржевыми структурами.
Достаточно важной может быть роль информационного посредника в различных сферах приложения сетевой экономики. Именно посредник, получая данные от первоисточника и производя дополнительную их обработку (систематизацию, структурирование, индексацию, представление на носителе и т.д.), придает информации форму товара, который может быть потреблен конечным пользователем. Однако работа такого посредника в отечественных и зарубежных источниках рассматривается в связи с поставкой информационного продукта на рынок. Информационный посредник, предлагая свои услуги, исходит из потребностей поставщика информации. Сознавая, что пользователь нуждается в информационном обслуживании не меньше поставщика данных, в традиционных схемах маркетинга обслуживание предлагается выполнять тому же посреднику, ведущему наполнение базы данных. Действительно, он может выполнить ряд работ технического характера, необходимых пользователю для обращения к сети и базе данных: формирование запроса, поиск и даже конверсию данных базы в вид, удобный пользователю. Вот почему для него конверсия данных «под пользователя» технически возможная, но не характерная работа.
Помимо технических услуг пользователь нуждается в услугах по анализу информационного рынка, получению сведений из различных источников, баз данных, сетей. Рассчитывать на объективность информационного посредника «от поставщика» в общем случае не следует. Для таких услуг нужен независимый посредник «от пользователя», подобно тому как на биржу продавец и покупатель выходят каждый через своего брокера.
Работы, выполняемые посредником, ориентированным на конечного пользователя, можно распределить на три группы:
1) анализ информационного рынка по заданию потребителя на предмет получения им конкретных данных для решения определенной задачи (предлагаемые на рынке базы и банки данных, их представление в информационных сетях, первичные источники информации, ее достоверность и актуальность, цены и т.д.). Такую работу можно рассматривать как своего рода продолжительную маркетинговую подготовку со стороны потребителя информации;
2) реализация запросов для получения конкретных данных по информационным каналам, их систематизация и приведение к единому виду, в котором они могут восприниматься потребителем;
3) конверсия данных, полученных по информационным каналам, в вид, который соответствует базе данных задачи, решаемой пользователем.
Логическая последовательность выполнения работ информационным посредником представлена на рис. 1.8, причем пользователь может обращаться к посреднику и для выполнения части услуг: только первой, только второй или первой и] второй групп.
Пользователь в принципе может выполнять эти работы самостоятельно, но эффективность может оказаться недостаточной, поскольку для него они часто носят разовый характер.
Всем этим пользователь в должной степени может и не обладать, что делает возможным появление специализированного на данных информационных услугах посредника, который выступает как непосредственный пользователь информационных сетей и банков данных.
- Понятие сетевой экономики, сетевое экономическое пространство, сетевой рынок.
- Принципы развития и функционирования сетевой экономики.
- 3 Характеристики продукции сетевой экономики. Сетевое благо, свойства сетевых благ. Закон Меткалфа.
- Комплементарность, совместимость, стандартность
- Существенная экономия на масштабы производства
- Сетевые внешние эффекты
- Эффект ловушек
- 4 Характеристика информации как продукта и предмета труда. Проблемы ценообразования для информации.
- Этапы развития информационного ресурса
- Экономическая оценка информации.
- Информационные посредники и конечные пользователи. Структура и субъекты информационного рынка в решении задач управления фирмой
- Виды цен на информационном рынке.
- 13 Сектора электронной коммерции: в2в, в2с, с2с
- 14 Взаимодействие бизнеса и граждан с государством (b2a b2g c2a c2g).
- 15 Интернет магазины
- 16 Маркетинговые технологии в интернете
- 17 Оценка эффективности маркетинга.
- 18 Стратегия предприятия в Интернет. Ресурсное обеспечение и экономика
- 19 Разработка интернет проектов.
- 20. Безопасность в сетевой экономике
- 21 Нормы права при осуществлении бизнеса в Российском Интернете.
- 22 Особенности рисков в Интернете.
- 23 Методы снижения рисков.
- 24 Трудовые отношения в сетевой экономике
- 26 Анализ состояния, тенденции и перспективы развития сетевой экономики в России
- 27 Регистрация и использование доменов
- 28 Корпоративный портал
- 29. Интеграция интернет-магазина с учетными системами (бухгалтерские программы, программы управления торговлей) и платежными системами.
- 30 Что такое оптимизация сайта и для чего она нужна?
- 31. Риски и страхование электронного бизнеса
- 32. Виртуальные предприятия
- 33 Дистанционное образование
- 34 Электронное правительство
- 35 Интернет – трейдинг
- 36 Crm системы
- 37. Защита информации в Интернет
- 38. Платёжные системы
- 39. Юзабилити веб-сайта (интернет магазина)
- 40. Маркетинг в социальных медиа