logo
Otvety_konfliktologia_ekzamen_2013

6. Позитивные и негативные функции конфликтов. Границы конфликта (пространственные, временные, субъективные). Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта».

Позитивны функции:

-группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров группы.

(В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении организацией, в формировании структурных подразделений, недостатках квалификации отдельных специалистов, в существующим разделении труда между группами);

- разрядка напряженной обстановки.

(В результате конфликта в группе, в организации происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, которое помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций).

- установление и поддержание относительно стабильной структуры внутри групповых и межличностных отношений.

(Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций);

- создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;

- создание новых информационных институтов;

- диагностика возможных оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;

- выявление нарушений функционирования организаций.

(Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения).

Конфликты вредны (негативные функции), поскольку:

- нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию;

- затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов;

- затрудняют и замедляют принятие решений.

Границы конфликта

Выделяют три аспекта определения границ конфликта:

Пространственная граница конфликта – определение территорий, на которых происходит конфликт. Четкое определение пространственных границ важно в первую очередь для социальных, международных конфликтов. Знание границ конфликта позволяет выбрать адекватную форму воздействия для его урегулирования.

(Например, конфликт возник в подразделении организации между начальником и сотрудником одного из отделов. Некоторое время выяснение отношений оставалось в пределах этого отдела, и о развитии конфликта за пределами отдела ничего не известно. Но с течением времени, поскольку конфликт не затихал и начал мешать работе организации, информация о нем распространилась за пределы данного отдела, в конфликт стали вовлекаться другие участники: из других подразделений, из руководства. Такое расширение границ конфликта, привело к необходимости принятия решения на уровне руководства организации, что привело к увольнению сотрудника и выговору руководителя данного подразделения).

Временная граница – продолжительность конфликта во времени, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся или законченным, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент конфликта.

(Например, выстрел в человека в момент боевых действий является выполнением служебного долга солдата, то же самое в мирное время сопровождается судебным разбирательством и уголовным наказанием).

Субъективная граница конфликта определяет количество участников в конфликте на момент его начала. Расширение этой границы, вовлечение в конфликт новых субъектов (лиц) приводит к усложнению самой структуры конфликта, поиска других способов его разрешения.

(Например, расширение субъективной границы конфликта внутри организации из-за задержек с выплатой зарплаты, может перевести организационный конфликт в забастовку, предполагающую совсем иные подходы к его урегулированию).

Начало конфликта определяется объективными (внешними) признаками поведения, направленными против другого участника. Если другой участник осознает, что эти акты направлены против него, и им противодействует, то конфликт начинается; если действия не начинаются, то имеет место конфликтная ситуация.

Это означает, что для признания конфликта начавшимся требуются три условия:

- первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (т.е. своему оппоненту), при этом под действием понимается как передача информации (устное слово, печать и т.д.), так и физическое воздействие;

- второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

- в связи с этим второй участник предпринимает ответные агрессивные действия, направленные против первого участника.

Только с этого момента можно считать, что конфликт начался.

Окончание конфликта – прекращение действий противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым начался конфликт.

Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта».

С точки зрения кризисного менеджмента, «кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьёзное происшествие, обладающее потенциалом повредить репутации компании или даже разрушить её».

Конфликт – сложная ситуация (последовательность ситуаций), представляющая узел проблем, которые несут угрозу базовым интересам компании, ставят под вопрос само существование в присущем ей качестве.

На основе сопоставления приведённых определений кризиса и конфликта можно сделать следующий вывод: в основе данных явлений лежит дестабилизация функционирования объекта. Связь данных явлений можно рассматривать также как причинно-следственную, и в этом случае конфликтная ситуация – это кризисная ситуация, где причиной подобного состояния объекта является столкновение интересов противоборствующих сторон. Таким образом, методология преодоления конфликта применима и в случае развития кризисных ситуаций.)