19. Сущность, виды, предмет и причины трудовых конфликтов. Формы и технологии разрешения трудовых конфликтов.
Сущность трудового конфликта.
Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.
Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником ( группой работников) и работодателем по поводу условий труда.
Трудовой конфликт – более широкое понятие. Кроме столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться не только повышением заработной платы, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда и политическими требованиями.
Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и неправовыми средствами.
Виды трудовых конфликтов.
В зависимости от того, какие стороны вовлечены в борьбу, можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты. Первые обычно являются конфликтами по вертикали. Межгрупповые конфликты, исходя из особенностей сторон, могут быть между:
- трудовым коллективом и администрацией;
- трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;
- администрацией и профкомом;
- трудовым коллективом и руководством отрасли;
- трудовыми коллективами разных организаций;
- трудовыми коллективами и органами управления государства.
Предмет трудового конфликта.
В зависимости от того в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта (существующая проблема):
- условия труда (объекты- технология производства, нормирование труда, режим труда, безопасность труда и т.д.);
- система распределения ресурсов (объекты- выплата заработной платы, расходование финансовых средств, распределение полученной прибыли, участие работников в управлении капиталом, правила проведения приватизации и т.д.);
- выполнение ранее принятых договоренностей (объекты- взаимные поставки, расчеты, погашение долгов ит.д.)
Причины трудовых конфликтов.
- бюрократическое отношение администрации к интересам работников;
- бездействие администрации в улучшении условий труда;
- попытки администрации незаконно уволить рабочих;
- незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства;
- снижение трудовых и социальных гарантий работающих;
- низкая заработная плата, несправедливые расценки;
- нецелевое расходование руководителем финансовых средств;
- нарушение договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.;
- рост безработицы.
Формы разрешения конфликта.
- выступления на собрании коллектива;
- проведение демонстраций;
- обращение в прессу, на радио и телевидение;
- обращение к вышестоящему руководству;
- обращение за поддержкой к депутатам, общественным организациям и партиям;
- обращение в комиссию по трудовым спорам;
- организацию пикетов;
- забастовки.
Предупреждение трудовых конфликтов.
В широком плане предупреждение трудовых конфликтов способствует достижение общей стабилизации в государстве. Снижение социальной напряженности возможно лишь при условии улучшения экономического положения страны, демократизации трудового законодательства, которое отражало бы интересы работающих и выполняло защитные функции.
Если рассматривать забастовку как крайнюю форму трудового конфликта, то основными путями их предупреждения могут быть следующие:
- создание экономических условий, обеспечивающих возможность удовлетворения интересов групп – потенциальных участников забастовок путем мобилизации их собственных усилий;
- создание работающего переговорного механизма между сторонами, причастными к забастовке;
- содействие усилению роли независимых профсоюзов;
- принятие более эффективного закона о разрешении трудовых конфликтов и норм, регулирующих отношения трудовых коллективов с работодателями.
Пути (технологии) разрешения трудовых конфликтов.
1. Важнейшим механизмом мирного разрешения трудовых конфликтов являются коллективный договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель, коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов позволяют заранее вскрывать причины возможных трудовых конфликтов, намечать меры по их пресечению.
Если трудовые коллективы берут обязательство не прибегать к забастовкам в период действия договоров и соглашений, то коллективные договоры становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов. В зарубежной практике (Швеция, Германия, Финляндия) забастовка возможна лишь при нарушении предпринимателем коллективного договора. Забастовка, которая проводится помимо профсоюзов, считается незаконной.
2. Конфликтные вопросы в отношениях работодателя и работника могут рассматриваться комиссиями по трудовым спорам, примирительными комиссиями или арбитражными судами. Работник имеет право обратиться в суд после рассмотрения конфликта в комиссии по трудовым спорам.
3. Разрешению трудовых конфликтов способствует работа советов и конференций трудовых коллективов, регионов и отдельных областей с участием представителей руководства отрасли или правительства региона.
4. Положительно зарекомендовало себя принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов, работодателями и профсоюзами.
20. Политический конфликт. Внешнеполитический и внутриполитический конфликт. Особенности внутриполитического конфликта. Виды внутриполитических конфликтов. Пути (методы) предотвращения внутриполитических конфликтов.
Политический конфликт - столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами, это борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене
Политические конфликты делятся на:
внешнеполитические (межгосударственные);
внутриполитические
Особенности внутриполитического конфликта :
- борьба того или иного слоя общества за политический интерес;
- борьба за политическое господство, которая по формам весьма разнообразна – от парламентской борьбы до гражданских войн.
Виды внутриполитических конфликтов:
- классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами, обычно носят антагонистический характер, начинаясь с социально-демографического, иногда корпоративного уровня, часто становятся общегражданскими;
- конфликты между политическими партиями (общественно-политическими движениями). С переходом мировой цивилизации от авторитарных форм правления к преимущественно демократическим, борьба по вопросам о путях развития общества в демократических государствах сменилась в пользу деятельности политических партий и общественно-политических движений. Политическая борьба партий редко выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает порой драматический характер (достаточно вспомнить события в России в 1993 году);
- конфликты между различными группировками за лидерство в государстве, в партии, движении и т.п. Эти группировки, как правило, официально не оформлены в объединения, однако их интересы всегда связаны с борьбой за власть;
- иногда в особую группировку внутриполитических выделяют межэтничексие конфликты с ярко выраженной политической окраской
Политической практикой выработаны методы стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриполитических конфликтов.
Какие это методы:
1. Социальное маневрирование заключается в перераспределении части общественного продукта в интересах оппозиции. Объем перераспределения зависит от размеров общественного продукта; уровня социальной и политической напряженности; гибкости, проявляемой частью общества, у которой изымается общественный продукт; профессионализм политического руководства и др.
Это метод – своеобразный «клапан», которым выпускают пар народного недовольства, снижая накал антиправительственных настроений;
2. Политическое маневрирование включает в себя широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, фактически способствующий функционированию существующей политической власти.
Среди форм реализации данного метода выделяют следующие:
- выявление возможностей политического компромисса между противоборствующими сторонами;
подмена средств достижения цели;
- смена политического лидера (
Уязвимая сторона политического маневрирования – временный характер применяемых мер.
3. Политическое манипулирование.
В широком смысле под ним понимается действия политической власти, предпринимаемые ее для обеспечения своего стабильного функционирования.
В узком смысле под политическим манипулированием понимается целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего через каналы массовых коммуникаций.
4. Интеграция контрэлиты.
Дестабилизация общественной системы способствует формирование в ней контрэлит, которые играют роль интегратора общественного недовольства.
Целесообразно не допускать образованию контрэлиты, а если она появилась, то интегрировать ее в политическую элиту. Конечные ее политические цели не расходятся с властью, поэтому возможно включение ее представителей в состав руководства или приобщение к власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.
5. Ослабление системной оппозиции.
В отличие от контрэлиты она ставит целью полную дестабилизацию существующей системы и создание своей. Поэтому для политического руководства важно максимально ослабить действия системной оппозиции.
Для этого могут применяться следующие приемы:
перехват инициативы в действиях, которые собиралась осуществить оппозиция;
раскрытие корыстных интересов членов оппозиции;
- показ невозможности достижения целей, поставленных оппозицией;
- формирование недоверия к оппозиции со стороны социальных слоев, в которых она популярна;
- образование раскольнических групп в составе оппозиции;
- стимулирование перебежчиков из лагеря оппозиции, введение их во властные структуры;
- ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее представителей в органы власти, привлечение к разработке решений, составлении программ и т.д.);
- нейтрализация лидеров оппозиции.
Нейтрализация лидеров оппозиции может быть реализована следующими методами:
- удовлетворение притязаний (привлечение во власть);
- ролевое смещение (предложение участвовать в решении существующих проблем, устранении недостатков);
- психологическая изоляция: (абсолютизация в оппозиционном лидере положительных сторон, неумеренная хвала, что способствует отрыва его от оппозиции);
- психологическое сближение (сокращение неформальной дистанции между руководством и оппозицией);
- косвенная дискредитация (предложение возглавить в целом престижное, но безнадежное дело);
- психологическая девальвация: (поддержка альтернативных лидеров оппозиции, которые соперничают с существующими);
- групповое разобщение (изоляция лидера от его сторонников, оставление его генералом без армии);
- Вопросы к экзамену по курсу «pr в конфликтологии»
- 1.Значение, предмет, цели и задачи конфликтологии (основные задачи конфликтологии, стоящие перед pr – специалистами).
- 2. Определение конфликта. Структура конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Формула конфликта.
- 3. Классификация конфликтов (базисная типология конфликтов). Типология социальных конфликтов. Виды конфликтов в зависимости от ряда факторов.
- 4. Субъекты конфликта (инициатор, подстрекатель, организатор, подстрекатель, другие участники конфликта). Ранг оппонента. Приведите примеры из практики.
- 6. Позитивные и негативные функции конфликтов. Границы конфликта (пространственные, временные, субъективные). Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта».
- 7. Объективные причины конфликтов в организациях. Методологические принципы исследования конфликтов.
- 8. Динамическая модель конфликта. Первый (латентный) этап развития конфликта. Какие бывают инциденты?
- 2. Фаза подъема (1),
- 3. Пик конфликта (2),
- 4. Фаза спада (3).
- 9. Стадия открытого конфликта. Признаки эскалации конфликта. Факторы (способы) искажение информации. Типа конформизма. Искажение восприятия собственной стороны.
- 1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов.
- 2. Рост эмоционального напряжения.
- 10. Стадия завершения конфликта и послеконфликтная стадия. Причины возникновения мертвой точки конфликта. Основные формы завершения конфликта, их характеристика и критерии.
- 11. Стратегии выхода из конфликта. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Стратегии соперничество и компромисс, наиболее оправданные условия их применения.
- 12. Стратегии сотрудничество, избегание и приспособление, наиболее оправданные условия их применения при разрешении конфликта.
- 13. Подготовка к переговорам – организационная и содержательные стороны. План переговоров. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности переговоров.
- 15. Мягкие (легкие) тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 16. Нейтральные тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 17. Межэтнические конфликты. Сущность и причины межэтнических конфликтов. Система урегулирования межэтнических конфликтов. Принципы регулирования межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср.
- Принципы регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср
- 18. Межгосударственные конфликты. Виды межгосударственных конфликтов. Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов.
- 19. Сущность, виды, предмет и причины трудовых конфликтов. Формы и технологии разрешения трудовых конфликтов.
- 6. Силовое давление.
- 22. Стратегии выхода из конфликта и их краткая характеристика. Наиболее приемлемые условия применения каждой из названных стратегий. Факторы, влияющие на выбор стратегии.
- 23. Основные формы завершения конфликта. Дать краткое их определение. Критерии разрешения конфликта. Исход конфликта. Основные принципы кризисных коммуникаций.
- 1. Без паники!
- Этапы разрешения конфликта
- 26. Из каких периодов и этапов состоит переговорный процесс? Отчего зависит успех на переговорах? в каких ситуациях целесообразно участие третьей стороны в разрешении конфликта?
- 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор:
- 4. Успех на переговорах во многом зависит от учета национальных особенностей партнера, его стиля ведения переговоров.
- 12. Позитивно влияет на результативность переговоров взаимозависимость оппонентов. Она может выражаться в двух аспектах:
- 27. Подготовка к переговорам. Направления подготовки к переговорам. Раскройте основные организационные моменты подготовки к переговорам. Формирование делегации.
- 28. Стратегии переговорного процесса (стили ведения переговоров в конфликтной ситуации).
- 1) Ультимативная тактика и
- 2) Тактика выжимания уступок.
- 29. Динамика переговорного процесса. Что включает в себя план переговоров?
- 30. Ведение переговоров: уточнение, обсуждение, согласование позиций. Поведение переговорной команды в перерывах.
- 31. Психологические механизмы переговорного процесса. Техноло-гия ведения переговоров. Тактические приемы на переговорах.
- 32. В чем заключается специфика переговоров с преступниками?
- 33. Понятие управления конфликтом. Основные условия, при наличии которых управление конфликтом становится возможным. Обстоятельства и факторы влияющие на управление конфликтом.
- 35. Профилактика конфликтов. Основные направления деятельности руководства по предотвращению конфликтов в организациях.
- 36. Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта». Первопричины конфликтов в организациях. Стимулирование конфликтов. Направления работы pr-специалистов по предотвращению кризисной ситуации.
- 37. Заблаговременная подготовка к разрешению возможных конфликтов. Какие могут быть конфликты (кризисы)? Антикризисный мониторинг. Содержание антикризисного плана.
- 38. Какие документы готовятся после антикризисного мониторинга? Что представляет команда экстренного (кризисного, конфликтного) реагирования? Общие правила работы кризисной команды.
- 39. Основные методы (технологии) разрешения конфликтов, их сущность и условия применения.
- Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов
- 40. Типология путей разрешения противоречий в конфликте (пути, подходы, методы разрешения конфликта).
- 41. Этапы исследования и анализа конфликтов и их краткое содержание. Определение объектов исследования. Используемые подходы для определения целевых общественных групп.
- 42. Методологические принципы исследования конфликтов, краткое их содержание. Каналы коммуникаций с общественными группами
- 43. Методы исследований используемые pr-специалистами с целью составления программ завершения конфликтов. Раскрыть их сущность. Виды исследований, проводимых непосредственно pr-специалистами.
- 1) Заказные методы.
- 2) Изучение и анализ информации сотрудниками pr
- 44. Что включает в себя процесс планирования и составления программы разрешения конфликты?
- 45. Классификация pr-технологий. Классификация pr. Российская специфика развития pr.
- 3. Медиа-pr.
- 46. Pr-технологии регулирования конфликта. Назовите их и раскройте их сущность.
- 8) Спонсорство;
- 47. Технология работы со сми в кризисных (конфликтных) ситуациях. Российская специфика развития pr.
- 1. Следует начать с того, что сми, с которыми предстоит работать, необходимо тщательно изучить и установить с ними долгосрочные связи заблаговременно, как уже было отмечено выше.
- 48. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недружественного поглощения (компания агрессор).
- 49. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недопущения недружественного поглощения (компания цель).
- 3. Провести анализ сложившейся ситуации
- 6. Внешний pr в защите от недружественного поглощения
- 8. Мероприятия, проводимые непосредственно руководством компании:
- 50. Стратегии предотвращения и/или нейтрализации слухов.
- 51. Мероприятия, проводимые при работе со сми в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 1. Пресс-конференция
- 2. Виртуальная пресс-конференция в Интернете
- 3. Брифинг (коротко информировать).
- 54. Основные средства организации связей с общественностью в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 4. Подготовка печатных материалов для влияния на различные группы
- 55. Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации. Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению.
- 10.Не загоняйте оппонента в угол.
- 56. Сущность ситуационного анализа исследования конфликтов различного уровня.
- А) Внутренние факторы
- Б) Внешние факторы
- 57. Процесс анализа полученных результатов в ходе исследований и подготовка рекомендаций для разрешения конфликта (swot- анализ, мозговой штурм).
- 58. Назовите технологии, которые успешно опробованы при разрешении конфликтов pr-специалистами.
- Примеры специальных мероприятий (событий)
- Рекомендации по организации специального мероприятия (события)
- 59. Метод переноса – как один из видов технологий, применяемый при разрешении конфликтов.
- 60. Манипулятивные технологии. Виды манипуляции и их краткое содержание.