41. Этапы исследования и анализа конфликтов и их краткое содержание. Определение объектов исследования. Используемые подходы для определения целевых общественных групп.
Этапы исследования и анализа конфликтов:
Первый этап. Определение проблемы, целей исследования и составление программы (плана)
Второй этап. Определение конкретного объекта исследования (выборка).
Третий этап. Разработка методики исследования конфликта.
Четвертый этап. Пробное исследование, доработка программы и методики.
Пятый этап. Сбор информации.
Шестой этап. Качественная и количественная обработка собранных данных. Анализ и объяснение полученных результатов.
Седьмой этап. Обоснование и формулировка выводов и практических рекомендаций
Определение проблемы начинаются с того, что кто-то высказывает достаточно убедительное предположение о том, что дела в организации идут не так как надо и что их следует изменить к лучшему. Коротко говоря, исследование используется, чтобы ответить на вопрос: «Что же происходит на самом деле?».
Постановка проблемы :
Что является источником озабоченности?
Где кроется данная проблема?
Когда это становится проблемой?
Кто вовлечен в проблему и подвергается её воздействию?
Как именно эта проблема затрагивает этих людей?
Почему эта проблема должна волновать организацию и общественность?
Последующая работа на первом этапе – разработка исследовательского проекта, плана выполнения наблюдений, связанных с исследуемой проблемой.
-Нужно ли проводить опрос?
-Или наблюдения можно сделать на основе опубликованных данных в печати?
-Требуется ли эксперимент?
Определение объектов исследования (Определение общественных групп)
Очевидно, что для установления эффективной коммуникации надо знать специфику своей аудитории.
Необходим диалог с заинтересованными группами: акционерами, инвесторами, финансистами, сотрудниками предприятия, простыми обывателями, государственной администрацией
Ключевым фактором, определяющим подбор конкретных ПИАР – акций и целевых СМИ при разработке программы, является структура целевых и ключевых аудиторий, а также состав привлекаемых лидеров общественного мнения.
Целевые, ключевые аудитории и лидеры общественного мнения, на которые будут направлена вся информационно-коммуникационная деятельность планируемой компании, охватывает следующие группы общественности:
- целевые аудитории внешние: журналисты, клиенты (покупатели, потребители, оппоненты), эксперты, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, акционеры;
- целевые аудитории внутренние: персонал копании и члены их семей;
Ключевые аудитории необходимы для того, чтобы, используя их высокий профессиональный авторитет, финансовые ресурсы, властные полномочия, обширные связи в обществе, более эффективно и более долговременно воздействовать на целевые аудитории.
К ключевым аудиториям относятся следующие влиятельные слои общества: государственные чиновники (члены правительства, министры, члены парламента и их помощники); сотрудники контролирующих и сертифицирующих организаций; профессиональные профильные ассоциации и союзы; политики и политические партии; финансовое сообщество; инвесторы; потенциальные союзники и т.д.
Если в программе предусмотрено проведение специальных акций в области СО (для создания дополнительного новостного подхода, для поднятия престижа организации и статуса мероприятий, стимулирования интересов СМИ, усиления творческой составляющей, повышения доверия и т.д.), особо оговаривается активное привлечение лидеров общественного мнения.
В такую группу лидеров обычно входят: популярные представители творческих профессий (писатели, художники, музыканты и композиторы, дизайнеры, архитекторы, кинематографисты, артисты); крупные ученые национального и международного масштаба; члены влиятельных общественных организаций (сторонники защиты окружающей среды, представители обществ защиты прав потребителей, общественной палаты); профсоюзные лидеры, врачи, юристы и т.д., - словом, все те, кто пользуется в обществе особым статусом в силу личного авторитета, привлекательного имиджа и широкой известности, имеет регулярный доступ к большим аудиториям, и чья известность постоянно находится в центе внимания СМИ.
Для определения целевых общественных групп используют следующие подходы либо сами по себе, либо в комбинации:
- географический - очерчивает природные границы. Подход определяет местоположение людей, но малополезен для понимания важных отличий, существующих в этих границах;
- демографический – пол, доход, возраст, семейное положение. Образование. Эти наиболее часто используемые характеристики, однако, мало информативны в плане определения того, как вовлечены люди в рассматриваемую проблему или ситуацию или, как она их затрагивает. Обычно этих характеристик не хватает для разработки стратегии и тактики;
- психографический – психологические особенности и образ жизни (структурно-ситуационный метод) – широко используемый подход. Он разделяет взрослых на основе их психологической зрелости. Знание образа жизни и ценностей является полезным, но обычно только в сочетании с другими характеристиками, которые привязывают данную группу к чему-то, имеющее отношение к конкретной ситуации;
- скрытая власть – «за кулисами» политической или экономической власти. Подход описывает людей на вершине пирамиды, действующих наперекор ситуации (вопреки законам). Они оказывают давление на других людей по широкому диапазону проблем, но, как правило, способами, которые нелегко заметить. Выявление этих людей требует сочетания тщательного наблюдения во времени, интервью с другими людьми по данной проблеме, анализа полученных документов или следа, оставленного действиями скрытой власти;
- подход с точки зрения занимаемого общественного положения. Этот подход основан на положении, занимаемом отдельными личностями, но не относит его на счет самих личностей. Людей идентифицируют по значимости их в конкретной ситуации вследствие роли, которую они играют из-за своего влияния на данную ситуацию. Занимаемое ими положение делает их важными фигурами при попытке достичь программных целей и задач;
- подход с точки зрения репутации - определяет «осведомленность» или «влиятельность» на основе восприятия этих личностей другими людьми. Эти общественные группы называют «лидерами мнения» или «авторитетами». Их называют так только в рассматриваемой ситуации и, потому их не следует путать с группой «скрытой власти» или группой, определенной как «лидеры мнения» при установления групп структурно-ситуационным методом;
- членство. Подход использует членство в организации или прием в члены организации как атрибут, уместный в данной ситуации. (Например, членство в профессиональной ассоциации или «группе по интересам» сигнализирует о персональном участии в ситуации, а не отдельном характерном признаке члена. Обычно члены получают от своей организации контролируемые средства масс-медиа).
- подход с точки зрения роли общественных групп в принятии решений. Подход требует наблюдения за процессом разработки решений с целью изучения того, кто и какую роль играет при принятии решений в данной конкретной ситуации. Этот метод помогает выявить наиболее активные общественные группы. Знание их индивидуальных особенностей может быть менее важно, чем знание их поведения в процессе, приводящем к решению рассматриваемой проблемы или вопросы.
В целом, анализ общественных групп – это процесс выявления всех, кого затрагивает данная проблема и кто с ней каким-то образом связан.
В ходе исследований вам придется ответить, по меньшей мере, еще на четыре важных вопроса:
1. В какой мере люди используют информацию в данной проблемной ситуации?
2. Какого рода информацию используют люди?
3. Как люди используют получаемую информацию?
4. Что указывает на будущие использование информации?
Только после получения всех этих сведений создатели программы могут расписывать цели по каждой общественной группе и разрабатывать стратегии для достижения этих целей
- Вопросы к экзамену по курсу «pr в конфликтологии»
- 1.Значение, предмет, цели и задачи конфликтологии (основные задачи конфликтологии, стоящие перед pr – специалистами).
- 2. Определение конфликта. Структура конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Формула конфликта.
- 3. Классификация конфликтов (базисная типология конфликтов). Типология социальных конфликтов. Виды конфликтов в зависимости от ряда факторов.
- 4. Субъекты конфликта (инициатор, подстрекатель, организатор, подстрекатель, другие участники конфликта). Ранг оппонента. Приведите примеры из практики.
- 6. Позитивные и негативные функции конфликтов. Границы конфликта (пространственные, временные, субъективные). Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта».
- 7. Объективные причины конфликтов в организациях. Методологические принципы исследования конфликтов.
- 8. Динамическая модель конфликта. Первый (латентный) этап развития конфликта. Какие бывают инциденты?
- 2. Фаза подъема (1),
- 3. Пик конфликта (2),
- 4. Фаза спада (3).
- 9. Стадия открытого конфликта. Признаки эскалации конфликта. Факторы (способы) искажение информации. Типа конформизма. Искажение восприятия собственной стороны.
- 1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов.
- 2. Рост эмоционального напряжения.
- 10. Стадия завершения конфликта и послеконфликтная стадия. Причины возникновения мертвой точки конфликта. Основные формы завершения конфликта, их характеристика и критерии.
- 11. Стратегии выхода из конфликта. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Стратегии соперничество и компромисс, наиболее оправданные условия их применения.
- 12. Стратегии сотрудничество, избегание и приспособление, наиболее оправданные условия их применения при разрешении конфликта.
- 13. Подготовка к переговорам – организационная и содержательные стороны. План переговоров. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности переговоров.
- 15. Мягкие (легкие) тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 16. Нейтральные тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 17. Межэтнические конфликты. Сущность и причины межэтнических конфликтов. Система урегулирования межэтнических конфликтов. Принципы регулирования межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср.
- Принципы регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср
- 18. Межгосударственные конфликты. Виды межгосударственных конфликтов. Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов.
- 19. Сущность, виды, предмет и причины трудовых конфликтов. Формы и технологии разрешения трудовых конфликтов.
- 6. Силовое давление.
- 22. Стратегии выхода из конфликта и их краткая характеристика. Наиболее приемлемые условия применения каждой из названных стратегий. Факторы, влияющие на выбор стратегии.
- 23. Основные формы завершения конфликта. Дать краткое их определение. Критерии разрешения конфликта. Исход конфликта. Основные принципы кризисных коммуникаций.
- 1. Без паники!
- Этапы разрешения конфликта
- 26. Из каких периодов и этапов состоит переговорный процесс? Отчего зависит успех на переговорах? в каких ситуациях целесообразно участие третьей стороны в разрешении конфликта?
- 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор:
- 4. Успех на переговорах во многом зависит от учета национальных особенностей партнера, его стиля ведения переговоров.
- 12. Позитивно влияет на результативность переговоров взаимозависимость оппонентов. Она может выражаться в двух аспектах:
- 27. Подготовка к переговорам. Направления подготовки к переговорам. Раскройте основные организационные моменты подготовки к переговорам. Формирование делегации.
- 28. Стратегии переговорного процесса (стили ведения переговоров в конфликтной ситуации).
- 1) Ультимативная тактика и
- 2) Тактика выжимания уступок.
- 29. Динамика переговорного процесса. Что включает в себя план переговоров?
- 30. Ведение переговоров: уточнение, обсуждение, согласование позиций. Поведение переговорной команды в перерывах.
- 31. Психологические механизмы переговорного процесса. Техноло-гия ведения переговоров. Тактические приемы на переговорах.
- 32. В чем заключается специфика переговоров с преступниками?
- 33. Понятие управления конфликтом. Основные условия, при наличии которых управление конфликтом становится возможным. Обстоятельства и факторы влияющие на управление конфликтом.
- 35. Профилактика конфликтов. Основные направления деятельности руководства по предотвращению конфликтов в организациях.
- 36. Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта». Первопричины конфликтов в организациях. Стимулирование конфликтов. Направления работы pr-специалистов по предотвращению кризисной ситуации.
- 37. Заблаговременная подготовка к разрешению возможных конфликтов. Какие могут быть конфликты (кризисы)? Антикризисный мониторинг. Содержание антикризисного плана.
- 38. Какие документы готовятся после антикризисного мониторинга? Что представляет команда экстренного (кризисного, конфликтного) реагирования? Общие правила работы кризисной команды.
- 39. Основные методы (технологии) разрешения конфликтов, их сущность и условия применения.
- Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов
- 40. Типология путей разрешения противоречий в конфликте (пути, подходы, методы разрешения конфликта).
- 41. Этапы исследования и анализа конфликтов и их краткое содержание. Определение объектов исследования. Используемые подходы для определения целевых общественных групп.
- 42. Методологические принципы исследования конфликтов, краткое их содержание. Каналы коммуникаций с общественными группами
- 43. Методы исследований используемые pr-специалистами с целью составления программ завершения конфликтов. Раскрыть их сущность. Виды исследований, проводимых непосредственно pr-специалистами.
- 1) Заказные методы.
- 2) Изучение и анализ информации сотрудниками pr
- 44. Что включает в себя процесс планирования и составления программы разрешения конфликты?
- 45. Классификация pr-технологий. Классификация pr. Российская специфика развития pr.
- 3. Медиа-pr.
- 46. Pr-технологии регулирования конфликта. Назовите их и раскройте их сущность.
- 8) Спонсорство;
- 47. Технология работы со сми в кризисных (конфликтных) ситуациях. Российская специфика развития pr.
- 1. Следует начать с того, что сми, с которыми предстоит работать, необходимо тщательно изучить и установить с ними долгосрочные связи заблаговременно, как уже было отмечено выше.
- 48. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недружественного поглощения (компания агрессор).
- 49. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недопущения недружественного поглощения (компания цель).
- 3. Провести анализ сложившейся ситуации
- 6. Внешний pr в защите от недружественного поглощения
- 8. Мероприятия, проводимые непосредственно руководством компании:
- 50. Стратегии предотвращения и/или нейтрализации слухов.
- 51. Мероприятия, проводимые при работе со сми в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 1. Пресс-конференция
- 2. Виртуальная пресс-конференция в Интернете
- 3. Брифинг (коротко информировать).
- 54. Основные средства организации связей с общественностью в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 4. Подготовка печатных материалов для влияния на различные группы
- 55. Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации. Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению.
- 10.Не загоняйте оппонента в угол.
- 56. Сущность ситуационного анализа исследования конфликтов различного уровня.
- А) Внутренние факторы
- Б) Внешние факторы
- 57. Процесс анализа полученных результатов в ходе исследований и подготовка рекомендаций для разрешения конфликта (swot- анализ, мозговой штурм).
- 58. Назовите технологии, которые успешно опробованы при разрешении конфликтов pr-специалистами.
- Примеры специальных мероприятий (событий)
- Рекомендации по организации специального мероприятия (события)
- 59. Метод переноса – как один из видов технологий, применяемый при разрешении конфликтов.
- 60. Манипулятивные технологии. Виды манипуляции и их краткое содержание.