logo
Otvety_konfliktologia_ekzamen_2013

42. Методологические принципы исследования конфликтов, краткое их содержание. Каналы коммуникаций с общественными группами

Методологические принципы исследования конфликтов.

К философским и общенаучным относятся следующие семь принципов изучения конфликтов:

- развития;

- всеобщей связи;

-соблюдения законов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания, парные категории диалектики: материя и движение, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие);

- диалектического единства теории, эксперимента и практики;

- системного подхода;

- конкретно-исторического подхода;

- объективности.

Эти принципы позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности получения выводов.

В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на семь философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать пять методологических принципов самой конфликтологии:

1) междисциплинарность;

2) преемственность;

3) эволюционизм;

4) личностный подход;

5) поиск скрытого содержания конфликтов.

1. Принцип междисциплинарности. Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии.

Конфликт – явление междисциплинарное. Поэтому, опираясь на знание только одной науки – психологии, социологии или какой-либо другой, его глубоко не изучить, ни тем более регулировать невозможно.

(Всего конфликтологию изучают 16 наук. Основные из них: психология, политология, социология, философия, правоведение, педагогика,, математика, социбиология, искусствоведение, исторические науки, военные науки, политические науки.)

2. Принцип преемственности. Этот принцип требует максимального полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет.

Важной стороной этого принципа является необходимость знания российскими конфликтологами истории, в первую очередь российской, а уж затем зарубежной конфликтологии.

3. Принцип эволюционизма. Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании. Без знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному их регулированию. Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутри личностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. Выявление и учет этих тенденций, вне сомнения, позволит более глубоко понять суть всех конфликтов, происходящих сегодня.

4. Принцип личностного подхода. Этот принцип заимствуется у психологии, выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Применительно к конфликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней.

5. Принцип скрытого содержания конфликтов. Данный принцип ориентирует конфликтолога на то, чтобы при анализе конфликта он не ограничивался изучением только доступной., лежащей на поверхности информации. Важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции и последствия развития конфликтного противодействия.

Образно говоря, конфликты вообще и конкретные конфликты в частности представляют собой «айсберг», у которого доступная для наблюдения часть составляет 10 %, а 90 % скрыто под водой. Принцип поиска скрытого содержания предостерегает конфликтолога (исследователя) от поспешных выводов и рекомендаций, делаемых на основе анализа обширной, но поверхностной информации.

Каналы коммуникаций с общественными группами

В зависимости от специфики целевых групп общественности создают базу данных целевых СМИ и подбирают каналы коммуникаций, которые должны помочь эффективно выйти на эти аудитории, донести до них необходимую информацию и постараться изменить их поведение в нужном направлении.

Для каждой узкой целевой аудитории есть свои специализированные и профессиональные категории СМИ: для автомобилистов – автомобильные издания, для работников системы связи - телекоммуникационные, для домохозяек – женские и т.д.

Для того чтобы охватить широкие слои населения и обеспечить крупномасштабную информационную поддержку, задействуют одновременно общественно-политические СМИ, научно-популярные и научные СМИ, а также профессиональны и специализированные СМИ.

В зависимости от степени охвата целевых и ключевых аудиторий при подборе СМИ для каждого мероприятия нередко вводят систему приоритетов: какие СМИ являются наиболее эффективными и подлежат первоочередному использованию, какие - во вторую, а какие СМИ являются второстепенными или играют чисто вспомогательную роль.

На первом месте по значимости нередко стоят информационные агентства (как обычные, так и сетевые, или интернет-агентства), поскольку они оперативны, работают круглосуточно без праздников и выходных дней, имеют большие штаты журналистов, специализирующихся на различной тематике.

Особенно ценным является тот факт, что многие региональные газеты и журналы, не имея возможности (в силу ограниченных финансовых возможностей) содержать собственных корреспондентов в столице, крупных городах, промышленных региональных центрах и за рубежом, предпочитают перепечатывать горячие новости именно информационных агентств.

После информационных агентств вторым по значимости пунктом можно считать телевидение и радио, и лишь потом – прессу.

Интернет-издания пока находятся по охвату аудиторий на последнем месте, однако их популярность стремительно растет, более того, многие печатные СМИ также уже имеют свои самостоятельные электронные версии в Интернете.

Отдельного упоминания заслуживает подбор информационных спонсоров, необходимых для гарантированной информационной поддержки отдельных акций. Наличие соглашения об информационном спонсорстве с каким-либо целевым средством массовой информации обеспечивает, с одной стороны, гарантированное освещение, а с другой – определенный контроль над содержанием материалов и возможность внесение корректировок еще на стадии подготовки текстов сообщений или репортажей.

(Информационное спонсорство.

Одно из эффективных инструментов современных СО, поскольку гарантирует позитивное и широкое освещение значимых PR- мероприятий в целевых СМИ.

Искусство PR- специалиста состоит в том, чтобы под каждую акцию грамотно подобрать одно или даже несколько целевых СМИ, которым оно было бы интересно в силу различных причин: высокая общественная значимость темы, участие широких слоев общественности, уникальность, присутствие лидеров общественного мнения, профессиональный интересах читателей и т.д.

В обмен на предоставление площадей на страницах печатных изданий или минут дорогостоящего времени теле- и радиоэфира информационный спонсор получает целый пакет важных услуг: логотип издания размещается на всех ключевых документах (пригласительный билет, программа мероприятия, информационный буклет, постер, уличный щит или растяжка, ему объявляется специальная благодарность организаторов, информационно – рекламные брошюры и специальный тираж специального издания – спонсора распространяются на всех мероприятиях акции.

Интерес СМИ к информационному спонсированию PR- акций закономерно возрастает два раза в год – в мае и ноябре, когда по всей стране разворачивается подписная компания и печатные СМИ начинают активно бороться за потенциальных подписчиков).