logo search
Otvety_konfliktologia_ekzamen_2013

18. Межгосударственные конфликты. Виды межгосударственных конфликтов. Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов.

Особенности межгосударственных конфликтов.

В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя из этого выделяют:

* межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

* национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

* внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства – Грузия, Ю. Осетия).

Специфика межгосударственных конфликтов проявляется в следующем:

* их субъектами выступают государства или коалиции;

* в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

* межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

* современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

* международный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Виды межгосударственных конфликтов.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют конфликты:

* идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к началу ХХI века их острота резко снизилась;

* между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе (Ирак-Иран);

* в которых стороны отстаивают экономические интересы (Англия-Аргентина);

* территориальные, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий (Эфиопия-Эритрея);

* религиозные; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе (Югославия).

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу.

Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе развиваются в бывшей Югославии, Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Ираке, Турции и других странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. Во многих случаях границы устанавливались без учета проживания этносов, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в разных государствах. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африки, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ о основу составляют глбразования СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Молдавии и Прибалтики.

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

* переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примером могут служить эволюции афганского конфликта в 70-80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века;

* влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 году;

* межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта. Например, в годы Второй мировой войны движение Сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.

Основные направления предотвращения государственных конфликтов:

1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической деятельности, политической и культурной сферах. Свидетельство тому – существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке норвежского политолога Й. Гальтунга, достигало уже в 2000 году более 4 тысяч.

Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточноевропейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распадом СССР.

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования. Главное в содержании этого принципа – признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижения уровня военного противостояния – непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего ОМП. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижения их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально-экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов.

Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон.

Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер.

В-третьих, в современных условиях , когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развития доверия и сотрудничества в этих областях.

4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких как ООН, ОБСЕ и других в области правового регулирования взаимоотношения стран. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы - возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящие к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример – антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решению ООН позволило блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту. Однако международные организации не смогли предотвратить нападение на Ирак и его оккупацию со стороны США и союзникам по НАТО.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике - сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств