logo search

39. Юзабилити веб-сайта (интернет магазина)

Под термином "юзабилити" понимают удобство использования, чем удобней чем-то пользоваться, тем выше его юзабилити. Значит юзабилити web-проекта - это его удобство для пользователей. Каждый веб-ресурс обязан отвечать на определенные вопросы или предоставлять необходимую для пользователей информацию. Чем быстрей посетитель найдет нужную ему информацию, чем нагляднее и понятней она будет предоставлена - тем выше будет юзабилити, и тем лучше пользователи оценят его. Юзабилити, условно разделяется на две составляющие, которые друг друга и дополняют - функциональное и визуальное. Визуальное юзабилити - это его дизайн. Про дизайн написано много книг, создано большое количество блогов, написано тысячи постов на форумах. Однако, среди огромного океана тонкостей, есть и основные принципы. Текст на сайте должен легко читаться и выделяться на фоне страницы. Меню - необходимо располагать сразу под шапкой или слева, в подвале ресурса тоже располагается информация, в основном это ссылки. Справа, чаще всего размещаются рекламные блоки, там они не мешают читать контент. Также в конце статьи размещаются ссылки на похожие страницы, чтобы пользователь мог перейти дальше. Дизайн портала должен быть "легким", что бы сайт потреблял как можно меньше трафика, от этого зависит скорость загрузки,а также надо выбрать надежный хостинг под свой проект. Техническую сторону, обеспечивающую взаимодействие пользователя с сайтом - это функциональное юзабилити. В него входят форма заказов и регистрации, меню и внутренние ссылки, и естественно поиск. Придя на главную страницу, пользователь легко, буквально в два-три клика найти необходимую информацию. Стоит запомнить, что пользователи не любят кликать на маленькие кнопки и ссылки. Для более высокой функциональности проекта, на нем не должно быть разделов в "разработке" и "битых" ссылок. На каждой странице должна быть основная навигация. Само собой, всплывающая реклама и различные поп-андеры портят юзабилити. Главный принцип юзабилити  - это отсутствие преград между посетителями сайта и расположенной на нем информации. К юзабилити web-сайта можно отнести и звуковое оформление. Его не должно быть. Ваш проект должен молчать. Не надо делать звуковое оформление для кнопок. Если у сайта хорошее юзабилити, то он будет нравиться посетителям, они будут подолгу на нем находиться и рекомендовать своим друзьям и знакомым. К тому же с недавних пор, поисковые машины полюбили продуманное юзабилити. Поисковые системы знают значительно больше, чем можно себе предположить. Они досконально знают, сколько времени посетители проводят на сайте, на каких именно страницах больше задерживаются. Чем лучше у web-сайта юзабилити, тем больше у него будет целевых пользователей и тем выше будет его место в поисковой выдаче.

Почему юзабилити так важно?

Исследования User Interface Engineering, Inc показывают, что в 60% случаях люди не могут найти информацию в вебе, которая им нужна. Это приводит к потере времени, снижению производительности труда, а также к тому, что пользователи больше не вернутся на сайт.

Другие источники говорят:

В чем отличие между разработкой юзабилити (Usability Engineering) и тестированием юзабилити (Usability Testing)?

Разработка юзабилити — это методологический подход к созданию сайта или любого другого пользовательского интерфейса. Это практический путь к получению продукта, который работает для пользователя. Разработка юзабилити включает в себя несколько методов, которые последовательно применяются в процессе: сбор требований, разработка и тестирование прототипов, оценка альтернативных вариантов дизайна, анализ проблем пользователей, предложение решений и тестирование сайта (или любого другого интерфейса).

Тестирование юзабилити — это часть процесса разработки юзабилити. В типичном тесте пользователь выполняет некоторое число задач с помощью прототипа (или другой системы), и в это время наблюдатель записывает, что делает пользователь и что он говорит. Обычно тест проводится с одним пользователем или с двумя, работающими вместе. Тестирование может включать сбор таких данных, как последовательность действий пользователя для достижения задачи, ошибки, которые делают пользователи, когда и где у пользователей возникали трудности, насколько быстро пользователи выполняют задачи и насколько им нравиться использовать продукт. Целью большинства тестов является обнаружение любых проблем, которые могут возникать у пользователя, чтобы впоследствии их решить.

Какие шаги включает в себя юзабилити?

Начало — планируем веб-сайт

Для начала надо понять:

Все цели юзабилити важны для большинства сайтов, но вы можете выделить и другие для различных ситуаций и аудиторий.

Собираем данные от пользователей

Так как дизайн базируется на потребностях пользователей, надо собрать данные от этих потребностях и о том, насколько существующий веб-сайт (если он есть) удовлетворяет этим потребностям. Существует несколько способов сбора данных, включая формы обратной связи, логи сервера и тестирование юзабилити существующего сайта.

Разрабатываем прототип

Для пользователя проще взаимодействовать с реальным существующим примером, чем рассуждать, что будет работать лучше всего. Полезные результаты могут быть получены с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и вообще не имеет графики. Такой простой прототип подходит для первого цикла тестов. Прототип можно использовать для вытягивания у пользователей комментариев, и определения способности прототипа выполнять требуемые задачи. Прототипы можно делать на бумаге, в HTML или с помощью специальных средств, таких как MSVisio.

Собираем, пишем и изменяем контент

Вы должны размещать тот контент, который нужен пользователям сайта. Если у вас есть гора информации, посмотрите, что из нее может быть полезно и понятно пользователям. Чтение с экрана компьютера медленнее, чем чтение с бумаги, многие люди хотят быстро просканировать информацию и прочитать только некоторые маленькие кусочки. Если ваша информация разбита на длинные параграфы, надо разбить ее на маленькие кусочки с подзаголовками. Выкиньте из текста необязательные слова, используйте списки и таблицы, чтобы пользователи могли быстро найти нужную информацию.

Проводим тестирование

Тестирование юзабилити — итеративный процесс. Цель тестирования — выяснить, что помогает пользователям выполнять задачи, а что мешает. Используя прототип как точку отсчета, тестировщики пишут набор сценариев задач, которые пользователи должны будут проделать. После того, как получены результаты тестирования, на их основе можно внести изменения в прототип и провести новые тесты.