3. Брифинг (коротко информировать).
На брифинге редко выступают герои дня – главный здесь - представитель PR-службы, выступающий в двух лицах: в роли ведущего (модератора) и в роли главного поставщика информации.
Его задача – снабдить журналистов актуальной информацией о том, как развивается ситуация уже после пресс - события, дать краткий комментарий или поделиться прогнозом дальнейшего развития событий.
Информация, предоставленная на брифинге, призвана пополнить пресс-досье журналистов свежими данными, подвести промежуточные итоги и помочь им в подготовке обзорных или аналитических материалов.
4. Интервью.
Наиболее активно используется в индивидуальной работе с особо значимыми СМИ.
52. Типология мероприятий, на установление отношений с органами исполнительной и законодательной власти, с партиями, общественными движениями. Что способны сделать для вас депутаты, общественные движения и профсоюзы в конфликтной (кризисной) ситуации?
Важнейшим направлением в работе с правительственными структурами является лоббирование ваших интересов с использованием новейших технологий PR.
Целями работы с органами исполнительной власти становятся выборные должностные лица и их заместители, а также руководители.
В лоббистской работе с исполнительной властью выделяются следующие направления:
- Участие в работе совещательных органов (консультативных советов, комиссий).
(При определенной степени активности войти в эти органы не составит труда; членство в них усиливает характеристику «солидности», присущую вашей фирме (вы воспринимаетесь обывателем как «человек, с мнением которого считаются»). Кроме того, это дает вам какое-нибудь удостоверение, избавляющее от унизительной процедуры получения разового пропуска на вход в административное здание. Как правило, к мнению этих «совещательных органов» на самом деле никто не прислушивается, но для вас важно отнюдь не это.)
- Финансирование предвыборных кампаний.
(Если выборные должностные лица знают, что вы можете выделить на их предвыборную кампанию внушительную сумму или оказать большую организационную поддержку (если, конечно, пожелаете), это заставит их позаботиться, чтобы вы этого пожелали. Главное — каким-то образом убедить их, что вы не станете помогать просто «за спасибо» и никакое давление на вас не поможет, — если захотите, то можете не дать ничего или вообще поддержать кандидата от оппозиции.)
- Экспертиза нормативных актов (постановлений, распоряжений). (Наверное, нет ни одного органа власти, все постановления которого юридически грамотны и соответствуют каждому из многочисленных федеральных законов; порой вообще практикуется откровенный произвол. Вы должны поставить себя так, чтобы они знали: вас ничто не остановит, если вас попытаются «прижать» не совсем законным нормативным актом. Лучшему пониманию этого факта будет способствовать то, что ваши юристы будут проводить независимую экспертизу даже тех постановлений, которые вас не касаются, и пару раз добьются их отмены).
- Реализация совместных проектов.
(Развивая идею «равноправного сотрудничества», вы можете совместно с администрацией разработать и реализовать какие-либо социально значимые проекты (желательно, чтобы разработали их именно вы). Сюда же относится разработка всевозможных «концепций развития отрасли», «предложений по улучшению чего-либо» и т. п.).
- Выполнение государственного и муниципального заказов.
(Во-первых, иногда это бывает выгодно экономически, а во-вторых — позволяет лишний раз опробовать имеющиеся в вашем распоряжении рычаги (сможете вы получить интересующий вас тендер или нет).
- Совместная спонсорская деятельность.
(Некоторая помощь в деятельности бюджетных школ, больниц, детских садов и т. п. (только на самом деле добровольная).
- Организация праздничных мероприятий.
(Участие в организации праздников — не только полезное дело, но и очередная возможность продемонстрировать вашу тесную дружбу с местной властью. Это касается не только общегородских мероприятий, но и совместного празднования важных дат в элитных кругах. Работая с администрациями различного уровня, ваша фирма должна предпочтительно формировать для себя имидж «друга администрации», а не, допустим, «друга мэра», так как мэр или губернатор могут быть переизбраны, а вам придется заниматься своим бизнесом при любом раскладе. В то же время нелишне делать ставку на людей, которые в административных органах остаются «вечными заместителями», так как настолько хорошо разбираются в курируемой отрасли, что незаменимы при любом первом лице.)
- Строительство своих отношений с государственными структурами через соответствующие ассоциации и союзы;
Работа с законодательной властью. Что же способны сделать депутаты для организации?
Работа с законодательной властью считается во всех развитых странах основой лоббистской деятельности. Американский бизнесмен, в отличие от российского, не станет обхаживать какого-нибудь клерка в муниципалитете, он будет решать вопросы через конгрессмена или сенатора от своего округа. И хотя наши условия значительно отличаются от условий работы того американца, основные принципы остаются теми же.
(Одна из первых причин, почему объектом вашего пристального внимания должны стать именно депутаты, — то, что каждый из них не менее вас заинтересован в сотрудничестве. Если зарвавшийся чиновник из администрации может и вовсе игнорировать вас, то депутат этого делать не станет, так как его в любом случае через определенный промежуток времени ожидают новые выборы.
Депутат напрямую заинтересован в вас как в предпринимателе, поскольку ему нужны от вас:
- деньги в избирательный фонд на предстоящие выборы;
- поддержка вашего коллектива как его непосредственных избирателей;
- ваши связи с руководителями других предприятий, расположенных на территории его округа;
- ваш личный авторитет, который можно использовать для поддержки его кандидатуры.
Вторая причина — то, что в случае с представительной властью у вас в распоряжении гораздо больше способов лоббирования своих интересов без нарушения закона (по крайней мере, открыто). Все, что в первую очередь требуется от вас депутату, вы можете предоставить ему на совершенно легальных основаниях.
Прелесть состоит и в том, что последнему в любом случае за период своих полномочий нужно сделать хоть что-нибудь, чтобы отчитаться потом перед электоратом, поэтому все, что он сделает для вас, пойдет и ему самому только на пользу.
Что же способны сделать для вас депутаты?
- Первым делом — принять местные нормативные акты, соответствующие вашим интересам (предоставление налоговых льгот, льготное кредитование и т. п.). Кроме того, через них же могут быть продвинуты решения, усложняющие жизнь вашим конкурентам (интересно, что часто эти решения соответствуют и интересам региона).
- Обеспечить вас выходом на любую структуру исполнительной власти и при необходимости «надавить» на нее (на то он и депутат — об этом забывать не стоит).
- Защитить вас от принимаемых кем-то негативных мер — проверок, всевозможных разбирательств и т. п. Средств такой защиты немало — от «бомбардировки» всех органов запросами и депутатских выступлений в СМИ до официальных слушаний в представительном органе, проводимых в связи с «притеснением отечественного производителя».
- Способствовать рекламе вашей фирмы. А чем не реклама, если один из депутатов местного, Законодательного Собрания является вашим постоянным клиентом?
- Повысить доверие к вам со стороны зарубежных партнеров (к примеру, наличие на ваших переговорах с иностранцами депутата областного Законодательного Собрания только придаст вам больше авторитетности).
- Разрешить мелкие проблемы вроде отключений воды, света, глобальных ремонтных работ у входа в ваш офис (для этого обычно бывает достаточно и помощника депутата).
- Снабдить вас удостоверением «помощника депутата на общественных началах», что придаст вам самому определенный официальный статус и упростит решение многих вопросов.)
Таким образом:
- Первой задачей ваших лоббистов становится установление тесных контактов с депутатами всех уровней, от районного собрания до Государственной Думы, избранными по округу, где располагается ваше предприятие.
(Это обычно не составляет большого труда, было бы желание, — все равно ваши проблемы в какой-то степени являются проблемами этого же депутата. Порой достаточно бывает просто назначить встречу с целью «знакомства со своим депутатом», на которой уже можно найти точки соприкосновения, а уж затем продолжать установленные добрые отношения.)
- Следующая цель — выявление всех депутатов, на которых вы можете найти хоть малейшие выходы или с которыми есть общие интересы вне зависимости от их округов.
(С ними также необходимо встретиться и познакомиться; это можно сделать в форме «консультации» по пустяковому вопросу, которая позволит депутату блеснуть своей компетентностью, или обращения по поводу еще более мелкой проблемы.
Как правило, любой человек, претендующий на наименование лоббиста, способен найти поводы для продолжения контактов и установления более доброжелательных отношений. Чем больше таких «народных избранников» вам удастся обнаружить, тем прочнее будут ваши позиции в соответствующем представительном органе (допустим, при рассмотрении нужного законопроекта); при этом совсем не обязательно, чтобы все депутаты, с которыми вы сотрудничаете, имели схожие политические взгляды или хотя бы находились в нормальных человеческих отношениях друг с другом.)
- Специально для них создать некий общественный орган при вашей фирме (чтобы как можно сильнее привязать депутатов к своим интересам.)
(Допустим, «Совет по благотворительности». Задача здесь достаточно проста — к каждому депутату обращается множество избирателей «с проблемами», просящих оказать им материальную помощь. Часто размер нужной суммы невелик — допустим, 1000 р., но помочь каждому депутат не в состоянии, каким бы обеспеченным человеком он ни был. В то же время некоторые обращения имеют для него особое значение, так как от ответа на них зависит голосование крупного коллектива или жилмассива. Будучи включенным в ваш «Совет по благотворительности», заседающий с определенной периодичностью, депутат имеет возможность помочь обратившемуся избирателю, да еще и за ваш счет. Итог замечателен — электорат благодарен депутату, нашедшему спонсора, а депутат глубоко признателен вам.)
- В значительной мере улучшает отношения с представительной властью и ваше участие в законотворческом процессе.
(Нередко профильные комитеты проводят консультации с руководителями предприятий перед рассмотрением экономического законопроекта, и лучше не игнорировать их, а принять самое деятельное участие, разработав пакет дельных рекомендаций. Еще лучше, если тот законопроект, который вы хотели бы продвинуть через сотрудничающего депутата, грамотно составят ваши же юристы и поднесут тому «на блюдечке». Любой человек будет признателен, если кто-то бесплатно сделает за него его работу.)
Работа с партиями, общественными движениями и профсоюзами.
Все эти структуры не имеют прямого отношения к органам власти и, казалось бы, не способны помочь или помешать в вашей работе. Но это лишь поверхностный взгляд на проблему. Самое малое, что может дать вам контакт с общественными объединениями, — это поддержка со стороны отдельных фигур во власти, разделяющих соответствующие идеи. Разумеется, что с этой позиции наиболее интересны политические партии, имеющие своих депутатов в Госдуме, фракции и депутатские группы в местных представительных органах.
С другой стороны, любые общественные объединения — эффективнейшее средство конкурентной борьбы.
(Особенность общественных объединений — то, что любые конфликты им выгодны, поскольку укрепляют их имидж «борцов за что-нибудь», подтверждают выполнение уставных целей, а главное — способствуют привлечению новых сторонников.
В партии и движения обращаются все те, кто каким-то образом пострадал от действий властей, коммерческих структур. По поводу таких обращений они немедленно составляют целый ряд документов: заявление для прессы (его вы в ближайшие дни увидите во всех газетах, а представители движения выступят с ним же по телевидению и радио), исковое заявление в суд, листовку (она посвящена тому, как вы «обманываете простой народ»), собственную газетенку вроде «дацзыбао» (тоже посвященную вашим же «козням»), а также обращение с требованием принять к вам решительные меры (оно будет направлено вообще всем, начиная от районной администрации и заканчивая Президентом РФ). В дополнение ко всему в одном из кинотеатров проводится собрание «обманутых вами потребителей», возле вашего офиса проводится немноголюдный, но скандальный митинг, у магазинов появляются пикеты.
Кто-то думает, что вам достаточно грамотно разъяснить этим людям ситуацию — и вас оставят в покое. Нет, и еще раз нет. Проблема в том, что ваша реакция здесь никого не интересует, как и вы сами, — движение просто использует информационный повод, чтобы «засветиться», и будет использовать его так долго, как это ему удастся. Не важно, что содержательная ценность их искового заявления равна нулю, а те 900 тыс. р., которые они требуют «в возмещение морального вреда», ни один суд им не присудит. Главное — то, что все действия этого движения, порой организованные, а иногда и беспорядочные, в значительной мере подорвут ваш имидж и создадут вам немало неприятностей.)
Поэтому с «общественным сектором» лучше не ссориться — его представители непредсказуемы, до крайности опасны и, что самое обидное, не всегда можно понять движущие ими мотивы (они и сами их порой не понимают). Более того, многие «общественники» делают свое дело «на голом энтузиазме», «за идею», поэтому убедить их успокоиться порой невозможно.
С другой стороны, предприниматель, у которого хватило дальновидности заручиться поддержкой «общественности», имеет в своем распоряжении что-то вроде «секретного оружия», этакой «супер-кувалды», которой можно ударить любого появившегося противника.)
С успехом можно использовать общественность и для реакции на «наезды» со стороны органов власти — эффект будет весьма велик, если по итогам безобидной проверки вашей деятельности все чиновники будут завалены обращениями от граждан, требующих «прекратить травлю честного предпринимателя», у дверей административных зданий выстроятся пикетчики с мегафонами, а на главной площади ежедневно будут проводиться шумные митинги.
(Обычно общественные объединения весьма изобретательны в своих действиях, особенно если приходится становиться на защиту кого-то «своего», и их совершенно не волнует критерий адекватности — ярким примером тому стало то, что после введения единого социального налога в ряде городов общественность пикетировала… местные администрации, требуя, чтобы губернатор или мэр отменили налог.)
Еще полезнее для вас дружба с профсоюзами, имеющими не только опыт решения самых разных вопросов, но и серьезные организационные ресурсы.
( Если вы не хотите, чтобы ваш коллектив периодически участвовал в забастовках, а работники разрешали трудовые споры только через суд, самым большим «профсоюзным деятелем» своей компании должны стать вы сами.
Общественный сектор может использоваться и в качестве неформальных коммуникативных каналов, для реальной оценки собственного имиджа и потребительских предпочтений. Главное преимущество сотрудничества с общественными объединениями — то, что у вашей фирмы появится некоторое число активных доброжелателей, поддерживающих вас «за идею». А где вы еще таких найдете? )
Формы работы с общественными объединениями.
В качестве основных форм работы с общественными объединениями можно выделить следующие:
- Участие в мероприятиях объединения. Имеется в виду как финансовая и организационная помощь, так и просто ваше присутствие как одной из значимых персон региона.
- Финансовая поддержка. Вы можете финансировать одну или несколько ставок в штатном аппарате объединения, оплачивать издание каких-либо материалов, просто регулярно выделять определенную сумму и т. п. — общественность не останется в долгу в любом случае.
- Организационная поддержка. Помощь через предоставление помещения, оргтехники, транспорта, расходных материалов, а также участие ваших сотрудников в подготовке общественных мероприятий и акций.
- Индивидуальная помощь лидерам и главным активистам объединения. Помощь может быть как материальной, так и заключаться в решении каких-либо личных проблем — в зависимости от ваших возможностей.
- Поддержка проектов и инициатив. Вы даже можете стать одним из главных соучредителей разработанных проектов, что тоже, кстати, будет способствовать укреплению вашего позитивного имиджа.
- Участие в привлечении новых «сторонников идеи». В качестве таковых можете выступать вы сами, ваши родные и близкие, ваши сотрудники, постоянные партнеры и клиенты.
- Расширение организационной сети объединения. Во-первых, вы можете организовать «первичную ячейку» объединения среди собственных сотрудников, во-вторых — помочь в создании какого-нибудь районного отделения, особенно если ваша фирма располагает сетью филиалов в различных районах.
- Участие в избирательных кампаниях. При достаточно тесном сотрудничестве вы можете стать не только спонсором проводимых кампаний, но и авторитетным консультантом объединения, влияющим на определение выдвигаемых кандидатур; кроме того, возможно и ваше личное выдвижение в качестве представителя общественности.
Что способны сделать для вас Общественные движения и профсоюзы в конфликтной (кризисной) ситуации?
Руководитель организации, у которого хватило дальновидности заручиться поддержкой «общественности»,профсоюзов имеет в своем распоряжении что-то вроде «секретного оружия», этакой «супер-кувалды», которой можно ударить любого появившегося противника.
53. Средства PR-коммуникаций, используемых при разрешении конфликтов.
Средства PR – коммуникаций это:
- специально разработанные комплекты информационных документов для прессы;
- выступления перед различными аудиториями; семинары;
- корпоративная реклама (видеофильмы о деятельности компании, специальные издания и т.п.);
- ежегодные отчеты;
- благотворительные дотации;
- спонсорская деятельность;
- публикации в периодической печати.
- Вопросы к экзамену по курсу «pr в конфликтологии»
- 1.Значение, предмет, цели и задачи конфликтологии (основные задачи конфликтологии, стоящие перед pr – специалистами).
- 2. Определение конфликта. Структура конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Формула конфликта.
- 3. Классификация конфликтов (базисная типология конфликтов). Типология социальных конфликтов. Виды конфликтов в зависимости от ряда факторов.
- 4. Субъекты конфликта (инициатор, подстрекатель, организатор, подстрекатель, другие участники конфликта). Ранг оппонента. Приведите примеры из практики.
- 6. Позитивные и негативные функции конфликтов. Границы конфликта (пространственные, временные, субъективные). Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта».
- 7. Объективные причины конфликтов в организациях. Методологические принципы исследования конфликтов.
- 8. Динамическая модель конфликта. Первый (латентный) этап развития конфликта. Какие бывают инциденты?
- 2. Фаза подъема (1),
- 3. Пик конфликта (2),
- 4. Фаза спада (3).
- 9. Стадия открытого конфликта. Признаки эскалации конфликта. Факторы (способы) искажение информации. Типа конформизма. Искажение восприятия собственной стороны.
- 1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов.
- 2. Рост эмоционального напряжения.
- 10. Стадия завершения конфликта и послеконфликтная стадия. Причины возникновения мертвой точки конфликта. Основные формы завершения конфликта, их характеристика и критерии.
- 11. Стратегии выхода из конфликта. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Стратегии соперничество и компромисс, наиболее оправданные условия их применения.
- 12. Стратегии сотрудничество, избегание и приспособление, наиболее оправданные условия их применения при разрешении конфликта.
- 13. Подготовка к переговорам – организационная и содержательные стороны. План переговоров. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности переговоров.
- 15. Мягкие (легкие) тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 16. Нейтральные тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 17. Межэтнические конфликты. Сущность и причины межэтнических конфликтов. Система урегулирования межэтнических конфликтов. Принципы регулирования межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср.
- Принципы регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср
- 18. Межгосударственные конфликты. Виды межгосударственных конфликтов. Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов.
- 19. Сущность, виды, предмет и причины трудовых конфликтов. Формы и технологии разрешения трудовых конфликтов.
- 6. Силовое давление.
- 22. Стратегии выхода из конфликта и их краткая характеристика. Наиболее приемлемые условия применения каждой из названных стратегий. Факторы, влияющие на выбор стратегии.
- 23. Основные формы завершения конфликта. Дать краткое их определение. Критерии разрешения конфликта. Исход конфликта. Основные принципы кризисных коммуникаций.
- 1. Без паники!
- Этапы разрешения конфликта
- 26. Из каких периодов и этапов состоит переговорный процесс? Отчего зависит успех на переговорах? в каких ситуациях целесообразно участие третьей стороны в разрешении конфликта?
- 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор:
- 4. Успех на переговорах во многом зависит от учета национальных особенностей партнера, его стиля ведения переговоров.
- 12. Позитивно влияет на результативность переговоров взаимозависимость оппонентов. Она может выражаться в двух аспектах:
- 27. Подготовка к переговорам. Направления подготовки к переговорам. Раскройте основные организационные моменты подготовки к переговорам. Формирование делегации.
- 28. Стратегии переговорного процесса (стили ведения переговоров в конфликтной ситуации).
- 1) Ультимативная тактика и
- 2) Тактика выжимания уступок.
- 29. Динамика переговорного процесса. Что включает в себя план переговоров?
- 30. Ведение переговоров: уточнение, обсуждение, согласование позиций. Поведение переговорной команды в перерывах.
- 31. Психологические механизмы переговорного процесса. Техноло-гия ведения переговоров. Тактические приемы на переговорах.
- 32. В чем заключается специфика переговоров с преступниками?
- 33. Понятие управления конфликтом. Основные условия, при наличии которых управление конфликтом становится возможным. Обстоятельства и факторы влияющие на управление конфликтом.
- 35. Профилактика конфликтов. Основные направления деятельности руководства по предотвращению конфликтов в организациях.
- 36. Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта». Первопричины конфликтов в организациях. Стимулирование конфликтов. Направления работы pr-специалистов по предотвращению кризисной ситуации.
- 37. Заблаговременная подготовка к разрешению возможных конфликтов. Какие могут быть конфликты (кризисы)? Антикризисный мониторинг. Содержание антикризисного плана.
- 38. Какие документы готовятся после антикризисного мониторинга? Что представляет команда экстренного (кризисного, конфликтного) реагирования? Общие правила работы кризисной команды.
- 39. Основные методы (технологии) разрешения конфликтов, их сущность и условия применения.
- Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов
- 40. Типология путей разрешения противоречий в конфликте (пути, подходы, методы разрешения конфликта).
- 41. Этапы исследования и анализа конфликтов и их краткое содержание. Определение объектов исследования. Используемые подходы для определения целевых общественных групп.
- 42. Методологические принципы исследования конфликтов, краткое их содержание. Каналы коммуникаций с общественными группами
- 43. Методы исследований используемые pr-специалистами с целью составления программ завершения конфликтов. Раскрыть их сущность. Виды исследований, проводимых непосредственно pr-специалистами.
- 1) Заказные методы.
- 2) Изучение и анализ информации сотрудниками pr
- 44. Что включает в себя процесс планирования и составления программы разрешения конфликты?
- 45. Классификация pr-технологий. Классификация pr. Российская специфика развития pr.
- 3. Медиа-pr.
- 46. Pr-технологии регулирования конфликта. Назовите их и раскройте их сущность.
- 8) Спонсорство;
- 47. Технология работы со сми в кризисных (конфликтных) ситуациях. Российская специфика развития pr.
- 1. Следует начать с того, что сми, с которыми предстоит работать, необходимо тщательно изучить и установить с ними долгосрочные связи заблаговременно, как уже было отмечено выше.
- 48. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недружественного поглощения (компания агрессор).
- 49. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недопущения недружественного поглощения (компания цель).
- 3. Провести анализ сложившейся ситуации
- 6. Внешний pr в защите от недружественного поглощения
- 8. Мероприятия, проводимые непосредственно руководством компании:
- 50. Стратегии предотвращения и/или нейтрализации слухов.
- 51. Мероприятия, проводимые при работе со сми в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 1. Пресс-конференция
- 2. Виртуальная пресс-конференция в Интернете
- 3. Брифинг (коротко информировать).
- 54. Основные средства организации связей с общественностью в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 4. Подготовка печатных материалов для влияния на различные группы
- 55. Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации. Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению.
- 10.Не загоняйте оппонента в угол.
- 56. Сущность ситуационного анализа исследования конфликтов различного уровня.
- А) Внутренние факторы
- Б) Внешние факторы
- 57. Процесс анализа полученных результатов в ходе исследований и подготовка рекомендаций для разрешения конфликта (swot- анализ, мозговой штурм).
- 58. Назовите технологии, которые успешно опробованы при разрешении конфликтов pr-специалистами.
- Примеры специальных мероприятий (событий)
- Рекомендации по организации специального мероприятия (события)
- 59. Метод переноса – как один из видов технологий, применяемый при разрешении конфликтов.
- 60. Манипулятивные технологии. Виды манипуляции и их краткое содержание.