15. Мягкие (легкие) тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
Мягкие или легкие тактикине предполагают нанесения тяжелого физического илипсихологического ущерба оппоненту, но они, тем не менее, предполагают твердое настаивание на своей позиции. Какие это тактики:
обольщающие тактики или тактика дружелюбия, предполагающие корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, прощение;
тактика взъерошивание перьев;
тактика скрытых укоров;
тактика сделок, взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.
Рассмотрим эти тактики более подробно
Залогом успеха большинства легких тактик соперничества является то, что другая сторона не догадывается о том, что является объектом влияния. Так, завоевание расположения другой стороны может состояться, только если она не догадывается об истинных целях первой стороны. В случае если вторая сторона видит насквозь первую или подозревает ее в неискренности, эта тактика оказывается не только недейственной, но и опасной.
А) Обольщение - искусство завоевывать расположение.
Тактика обольщения, дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решить проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.
По определению конфликтологов, тактика обольщения является типом стратегического поведения, тайно задуманного с целью воздействовать на определенную личность с помощью восхваления ее достоинств. Опытные обольстители, думая о том, как лучше воздействовать на объект, стараются усилить собственную привлекательность.
Обольщению свойственна такая любопытная особенность: чем меньше мы заинтересованы в успехе, когда применяем эту тактику, тем легче нам его достичь. Расположение другой стороны труднее всего добиться, когда это расположение необходимо. Чем это объясняется?
Да тем, что если другая сторона отдает себе отчет в том, что стремление первой стороны произвести хорошее впечатление, связано с заботой о собственной выгоде, и она будет с большой настороженностью относиться ко всем ее попыткам в этом направлении.
К обольщающим тактикам (дружелюбия) относят тактики лести, единства мнений, оказания услуг, самопрезентации. Залог успеха этих тактик - искусное манипулирование мишенью воздействия с целью ее руками и используя ее авторство добиться своих результатов.
Лесть полезная тактика в самых различных условиях как в международной дипломатии и деловых отношениях, так и в самых обычных житейских ситуациях. Существует ряд примеров, при помощи которых обольщающая сторона усиливает правдоподобие лести.
Они включают:
- необходимость избегать преувеличенных комплиментов;
- отмечать те достоинства стороны, относительно которых она сама не слишком уверена (и потому особенно охотно поддается на лесть);
- осторожно смешивать высказывания положительного и негативного характера (то, есть свои действия определять как продуманную смесь горького со сладким);
- лестно отзываться о второй стороне в разговоре с третьим лицом в надежде, что похвальные слова дойдут до второй стороны.
Второй важный класс обольщающих тактик это то, что называют единством мнений. Выражая согласие с высказываниями второй стороны, первая сторона стремится создать впечатление, что позиции обеих сторон схожи; а как выяснили социальные психологи, представление о взаимном сходстве ведет к межличностной симпатии. Однако при употреблении тактики единства мнений обольщающую сторону подстерегают две западни.
Первая обольщающей стороне необходимо избежать впечатления, что ее согласие продиктовано какими-то скрытыми мотивами.
Вторая опасность заключается в том, что можно произвести впечатление на субъекта, бездумно соглашаясь с любой точкой его зрения. Для того чтобы избежать этого, следует систематически соглашаться с некоторыми, но не со всеми мнениями второй стороны, или даже более того демонстрировать несогласие с взглядами тех, с кем, как предполагается, не согласна вторая сторона.
Третья категория обольщающих тактик состоит в оказании услуг, ибо известно, что люди обычно благосклонно относятся к тем, кто делает им что-то хорошее. Разумеется, тактика провалится, если вторая сторона заподозрит, что в ответ на оказанную любезность от нее чего-то потребуют. Вторая сторона ни в коем случае не должна подозревать о далеко идущих планах первой.
Отмечают два способа успешно избежать подобных подозрений:
- во-первых оказывать мелкие, а не крупные услуги, так как крупные скорее могут навести другую сторону на мысль, что от нее будут чего-то ждать в ответ;
- во-вторых оказывать услуги таким образом, чтобы у другой стороны не смогли зародиться подозрения, будто она должна соответственно реагировать например, можно сделать что-то хорошее для другой стороны в ее отсутствие, о чем она потом узнает случайно.
И, наконец, среди обольщающих тактик выделяют разные варианты самопрезентации, которые могут пригодиться умелым обольстителям. Смысл их заключается в следующем: обольщающая сторона должна так представить свои достоинства, чтобы вторая сторона сочла их привлекательными.
Это дело непростое.
Слишком поспешная демонстрация своих положительных качеств может насторожить другую сторону, заставить ее заподозрить первую в самодовольстве или в манипулятивных намерениях.
Слишком сдержанные намеки на свои достоинства могут свести эффект тактики к нулю. Для ухода от подобных подозрений лучше использовать непрямые, но ясные способы сделать саморекламу, такие как, лучше делать, чем просто говорить.
Тактики обольщения, применяемые при взаимодействии в спорах, создают почву для того, чтобы вторая сторона легче пошла на уступки не в результате нападок, нажима или принуждения, а благодаря обаянию и уловкам первой стороны.
Для успешного применения тактики обольщения важно, чтобы поведение первой стороны не было истолковано второй как корыстное. Как ни парадоксально, но чем сильнее позиция первой стороны по отношению ко второй, тем вероятнее ей добиться успеха с помощью обольщающих тактик, так как вторая сторона имеет меньше оснований заподозрить ее в скрытых мотивах.
Б) Взъерошивание перьев - искусство обыгрывать.
Другой тип тактики преследует цель сбить вторую сторону с толку, привести в смятение и тем ослабить ее упорство в нежелании идти на уступки. Такие тактики называются взъерошиванием перьев. Если тактики обольщения вызывают в памяти историю с троянским конем, то тактика взъерошивание перьев похожа на провокационный взрыв за городскими стенами, который привлекает всеобщее внимание, так что враги могут перелезть через стены в другой части города и пройти свой путь.
Для эффективного ведения игры главное найти способ привести противника в состояние смятения, сбить с панталыку. Одна из тактик достижения этой цели вести себя противоположным образом по отношению к действиям другой стороны.
Вторая особенность заключается в том, что нужно заставит противника почувствовать себя либо безответственным, либо некомпетентным. Но при условии, что у противника не возникнет никаких подозрений и никаких поводов обвинить в чем-то первую сторону.
Главная задача для взъерошивания перьев такая же, как и при тактике обольщения: не дать другой стороне догадаться о ваших искренних намерениях.
Для этого рекомендуют искусным игрокам утаивать свои заслуги, прикрываясь удачливым стечением обстоятельств. Выигрыш у соперника должен представляться просто удачей, а не вашим умением вести игру.
В) Скрытые укоры.
Под видом безобидных замечаний о реальных фактах они призваны задеть и расстроить другого. Залог успеха тактики заключается в том, чтобы вторая сторона оставалась в неведении относительно стараний первой воздействовать на нее; вторая сторона проникается расположением к первой и в результате смягчается.
Например, второй стороне становится известно, что первая что-то сделала или сказала, намереваясь ее расстроить (или чтобы она почувствовала себя виноватой), но первая сторона наотрез отказывается признать за собой такие действия. Тем самым первая сторона может добиться того, что вторая будет чувствовать угрызения совести, поскольку своими поступками она нанесла первой вред, но первая сторона будет утверждать, что прекрасно понимает непреднамеренность поведения второй. Если же вторая сторона мучается угрызениями совести из-за того, что повредила первой и склонна поэтому выполнить невысказанные первой пожелания, первая может продолжать стоять на своем она, мол, не собиралась в чем-то вторую сторону и уж тем более вызывать ее на какие-либо компенсации.
Во многих культурах чувство вины является чрезвычайно сильным фактором.
Указывают три главных способа вызвать ощущение вины:
- во-первых, напомнить человеку о прежних поступках, уже давно заглаженных;
- во-вторых, представить его мелкие прегрешения как значительно более серьезные;
- в-третьих, заставить почувствовать ответственность за ошибки, которых данная сторона не совершала. Каким бы способом ни внушала чувства вины первая сторона, вторая в результате будет склонна уступить просьбе.
К тактике скрытых укоров обращаются обычно по нескольким соображениям.
Во-первых, эта тактика всем знакома.
Во-вторых - преднамеренность этой тактики, так же как тактики обольщения или взъерошивания перьев, всегда можно отрицать. Проводящий одну из этих тактик никогда не действует в открытую и поэтому не рискует, что его обвинят в нетерпимости, злости или провокации.
В-третьих, скрытые укоры эффективны по определению, потому что заставляют нас винить самих себя в возникшей проблеме. А это чувство неприятное. Часто оказывается, что самый легкий путь для второй стороны избавиться от этого чувства это согласиться на предложения первой и тем самым как бы замолить свои грехи.
И, в-четвертых тактика скрытых укоров более безопасна.
Если существуют причины, по которым представляется заманчивым прибегать к тактике скрытых укоров, то нельзя не назвать и некоторые обстоятельства, затрудняющие ее применение. Прежде всего, она может быть неэффективной потому, что другая сторона попросту может не заметить того, что предпринимает первая, дабы внушить ей чувство вины. Кроме того, другая сторона может в результате чувствовать угрызения совести, не понимая почему. И, наконец, поскольку интересы, лежащие в основе конфликта, не обсуждаются, при использовании тактики скрытых укоров проблема продолжает оставаться, а это будет создавать условия для еще больших огорчений первой стороны.
Г) Тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.
- Вопросы к экзамену по курсу «pr в конфликтологии»
- 1.Значение, предмет, цели и задачи конфликтологии (основные задачи конфликтологии, стоящие перед pr – специалистами).
- 2. Определение конфликта. Структура конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Формула конфликта.
- 3. Классификация конфликтов (базисная типология конфликтов). Типология социальных конфликтов. Виды конфликтов в зависимости от ряда факторов.
- 4. Субъекты конфликта (инициатор, подстрекатель, организатор, подстрекатель, другие участники конфликта). Ранг оппонента. Приведите примеры из практики.
- 6. Позитивные и негативные функции конфликтов. Границы конфликта (пространственные, временные, субъективные). Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта».
- 7. Объективные причины конфликтов в организациях. Методологические принципы исследования конфликтов.
- 8. Динамическая модель конфликта. Первый (латентный) этап развития конфликта. Какие бывают инциденты?
- 2. Фаза подъема (1),
- 3. Пик конфликта (2),
- 4. Фаза спада (3).
- 9. Стадия открытого конфликта. Признаки эскалации конфликта. Факторы (способы) искажение информации. Типа конформизма. Искажение восприятия собственной стороны.
- 1. Искажение информации и неопределенность поведения оппонентов.
- 2. Рост эмоционального напряжения.
- 10. Стадия завершения конфликта и послеконфликтная стадия. Причины возникновения мертвой точки конфликта. Основные формы завершения конфликта, их характеристика и критерии.
- 11. Стратегии выхода из конфликта. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Стратегии соперничество и компромисс, наиболее оправданные условия их применения.
- 12. Стратегии сотрудничество, избегание и приспособление, наиболее оправданные условия их применения при разрешении конфликта.
- 13. Подготовка к переговорам – организационная и содержательные стороны. План переговоров. Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности переговоров.
- 15. Мягкие (легкие) тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 16. Нейтральные тактики поведения в конфликте, их краткая характеристика и особенности применения.
- 17. Межэтнические конфликты. Сущность и причины межэтнических конфликтов. Система урегулирования межэтнических конфликтов. Принципы регулирования межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср.
- Принципы регулировании межэтнических конфликтов на территории бывшего ссср
- 18. Межгосударственные конфликты. Виды межгосударственных конфликтов. Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов.
- 19. Сущность, виды, предмет и причины трудовых конфликтов. Формы и технологии разрешения трудовых конфликтов.
- 6. Силовое давление.
- 22. Стратегии выхода из конфликта и их краткая характеристика. Наиболее приемлемые условия применения каждой из названных стратегий. Факторы, влияющие на выбор стратегии.
- 23. Основные формы завершения конфликта. Дать краткое их определение. Критерии разрешения конфликта. Исход конфликта. Основные принципы кризисных коммуникаций.
- 1. Без паники!
- Этапы разрешения конфликта
- 26. Из каких периодов и этапов состоит переговорный процесс? Отчего зависит успех на переговорах? в каких ситуациях целесообразно участие третьей стороны в разрешении конфликта?
- 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор:
- 4. Успех на переговорах во многом зависит от учета национальных особенностей партнера, его стиля ведения переговоров.
- 12. Позитивно влияет на результативность переговоров взаимозависимость оппонентов. Она может выражаться в двух аспектах:
- 27. Подготовка к переговорам. Направления подготовки к переговорам. Раскройте основные организационные моменты подготовки к переговорам. Формирование делегации.
- 28. Стратегии переговорного процесса (стили ведения переговоров в конфликтной ситуации).
- 1) Ультимативная тактика и
- 2) Тактика выжимания уступок.
- 29. Динамика переговорного процесса. Что включает в себя план переговоров?
- 30. Ведение переговоров: уточнение, обсуждение, согласование позиций. Поведение переговорной команды в перерывах.
- 31. Психологические механизмы переговорного процесса. Техноло-гия ведения переговоров. Тактические приемы на переговорах.
- 32. В чем заключается специфика переговоров с преступниками?
- 33. Понятие управления конфликтом. Основные условия, при наличии которых управление конфликтом становится возможным. Обстоятельства и факторы влияющие на управление конфликтом.
- 35. Профилактика конфликтов. Основные направления деятельности руководства по предотвращению конфликтов в организациях.
- 36. Взаимосвязь «кризиса» и «конфликта». Первопричины конфликтов в организациях. Стимулирование конфликтов. Направления работы pr-специалистов по предотвращению кризисной ситуации.
- 37. Заблаговременная подготовка к разрешению возможных конфликтов. Какие могут быть конфликты (кризисы)? Антикризисный мониторинг. Содержание антикризисного плана.
- 38. Какие документы готовятся после антикризисного мониторинга? Что представляет команда экстренного (кризисного, конфликтного) реагирования? Общие правила работы кризисной команды.
- 39. Основные методы (технологии) разрешения конфликтов, их сущность и условия применения.
- Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов
- 40. Типология путей разрешения противоречий в конфликте (пути, подходы, методы разрешения конфликта).
- 41. Этапы исследования и анализа конфликтов и их краткое содержание. Определение объектов исследования. Используемые подходы для определения целевых общественных групп.
- 42. Методологические принципы исследования конфликтов, краткое их содержание. Каналы коммуникаций с общественными группами
- 43. Методы исследований используемые pr-специалистами с целью составления программ завершения конфликтов. Раскрыть их сущность. Виды исследований, проводимых непосредственно pr-специалистами.
- 1) Заказные методы.
- 2) Изучение и анализ информации сотрудниками pr
- 44. Что включает в себя процесс планирования и составления программы разрешения конфликты?
- 45. Классификация pr-технологий. Классификация pr. Российская специфика развития pr.
- 3. Медиа-pr.
- 46. Pr-технологии регулирования конфликта. Назовите их и раскройте их сущность.
- 8) Спонсорство;
- 47. Технология работы со сми в кризисных (конфликтных) ситуациях. Российская специфика развития pr.
- 1. Следует начать с того, что сми, с которыми предстоит работать, необходимо тщательно изучить и установить с ними долгосрочные связи заблаговременно, как уже было отмечено выше.
- 48. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недружественного поглощения (компания агрессор).
- 49. Технологии, применяемые pr-специалистами в целях недопущения недружественного поглощения (компания цель).
- 3. Провести анализ сложившейся ситуации
- 6. Внешний pr в защите от недружественного поглощения
- 8. Мероприятия, проводимые непосредственно руководством компании:
- 50. Стратегии предотвращения и/или нейтрализации слухов.
- 51. Мероприятия, проводимые при работе со сми в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 1. Пресс-конференция
- 2. Виртуальная пресс-конференция в Интернете
- 3. Брифинг (коротко информировать).
- 54. Основные средства организации связей с общественностью в конфликтной (кризисной) ситуации.
- 4. Подготовка печатных материалов для влияния на различные группы
- 55. Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации. Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению.
- 10.Не загоняйте оппонента в угол.
- 56. Сущность ситуационного анализа исследования конфликтов различного уровня.
- А) Внутренние факторы
- Б) Внешние факторы
- 57. Процесс анализа полученных результатов в ходе исследований и подготовка рекомендаций для разрешения конфликта (swot- анализ, мозговой штурм).
- 58. Назовите технологии, которые успешно опробованы при разрешении конфликтов pr-специалистами.
- Примеры специальных мероприятий (событий)
- Рекомендации по организации специального мероприятия (события)
- 59. Метод переноса – как один из видов технологий, применяемый при разрешении конфликтов.
- 60. Манипулятивные технологии. Виды манипуляции и их краткое содержание.