6.9.2. Формальные методы исследований.
Формальные исследования бывают качественными и количественными. Количественные оперируют с цифрами, качественные - с понятиями.
Качественное исследование отвечает на вопросы «как?» и «почему?».
Использование метода качественных исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях группы лиц. Чаще всего полученные данные не могут быть выражены количественно, но они дают представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования проводятся при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.
Глубинные интервью
Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему. Он получает от респондента подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам. Перед началом серии интервью вы подготавливаете план, в соответствии с которым оно будет проводиться. В отличие от обычного опроса план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента. После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью.
Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Обычно такое интервью проводится в специальном помещении с хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио- и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.
Успех глубинного интервью во многом зависит от профессионализма и личных качеств интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, хорошо, если у него будет дополнительное психологическое образование. Во время интервью нельзя оказывать давление на опрашиваемого, спорить с ним, проявлять нетерпение.
Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих случаях:
- интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (финансы, заболевания);
- интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;
- на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т.п.);
- невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время (респондентов мало, они удалены друг от друга и/или очень заняты).
Анализ истории
Вы анализируете историю ситуации. Сбор информации проводится по всем возможным источникам: библиотекам, Internet-публикациям и т.д. Главный минус: большие временные затраты, но плюсом является то, что вы очень глубоко изучаете тему.
Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».
С помощью данного метода исследования можно получить количественно выраженную информацию по ограниченному кругу проблем от большого числа людей. Это позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т.п.
Контент-анализ
С помощью контент-анализа (его еще называют анализом содержания) анализируются вырезки из газет, журналов, различные публикации в Internet и т.д., частота используемых благожелательных и негативных выражений и описаний по отношению к компании. Используйте контент-анализ, его результаты помогают в работе с общественностью.
Опросы
Опросы - это наиболее распространенный метод исследования в PR-практике, поэтому остановимся на нем подробнее. Опросы различаются:
-
по кругу опрашиваемых (частные лица, эксперты, предприниматели и др.);
-
по количеству одновременно опрашиваемых (единичное или групповое интервью);
-
по количеству тем, входящих в опрос, - одна или несколько (омнибус);
-
по уровню стандартизации (свободная схема или структурированная, полностью стандартизированная);
-
по частоте опроса (одно- или многоразовый опрос).
Вопросы подразделяются следующим образом:
-
да/нет-вопросы (иногда предусматривается ответ типа «не знаю» или «ни да, ни нет»);
-
альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;
-
ранжирование объектов сравнения, например автомобилей, на базе субъективно ощущаемых преимуществ;
-
шкалирующие вопросы, дающие дифференцированную оценку похожести или различия исследуемых объектов.
Существует два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает в себя разные исчерпывающие варианты ответов, а задача опрашиваемого - выбрать один или несколько из предложенных.
Открытый вопрос — это возможность интервьюируемого ответить своими словами. Такие вопросы очень разнообразны по своей форме. Но для закрытых вопросов характерны более удобные сбор и систематизация данных. Вам легче их внести в таблицу результатов и интерпретировать.
Рассмотрим опросы путем анкетирования.
Анкету нужно составить так, чтобы вопрос не наталкивал на определенный ответ. У отвечающего должен быть реальный выбор.
Приведем некоторые правила анкетирования:
-
Варианты ответов должны быть исчерпывающими и легкими для анализа.
-
Прежде чем начать опрос, необходимо проверить анкету на небольшом числе лиц и внести нужные корректировки.
-
Нельзя менять и корректировать полученные от респондентов ответы.
-
Интерпретированные результаты анкетирования принято представлять в форме диаграмм, графиков и/или схем.
-
Если целью опроса было проверить гипотезу, то в выводах необходимо обозначить, подтвердилась она или нет, что на это указывает.
-
Помимо графиков, диаграмм и схем необходим развернутый отчет о полученных результатах и проведенной работе.
Три главных метода опроса:
- личное интервью (face-to-face). Опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом. Личное интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем наглядной информации;
- телефонный опрос. Один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам. Но есть риск очень недоброжелательного отношения со стороны респондентов, особенно если опрос проводится по случайно выбранным телефонным номерам;
- почтовый опрос. Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Для такого опроса не нужен большой штат интервьюеров, но требуется профессиональный подход к созданию выборки.
Вторичный анализ и базы данных
Что такое вторичный анализ? Проведение исследований может быть выполнено не всегда своими силами, то есть мы можем использовать данные, полученные другими исследователями, или вторичные данные. Вы можете пользоваться данными ВЦИОМа, например. Основным инструментом добычи вторичных данных являются компьютерные базы данных, которые вам платно предоставляют другие организации, либо базы данных вашей же компании по исследованиям, проведенным ранее.
Существует и другая классификация исследований: по типу собираемых данных (о которых мы уже говорили) -первичных и вторичных данных, либо еще одной классификации: количественных и качественных данных. Существуют также и mix-методики.
Retail Audit
Retail Audit еще называют аудитом розничной торговли. Это исследование, которое включает в себя анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе. Анализ результатов аудита розничной торговли дает полную характеристику состояния и движения рынка в целом и тенденций по его отдельным позициям - структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т.д. Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров, а также само исследование и последующую обработку и анализ данных.
При помощи полученных в результате аудита данных можно:
-
определить объем и доли рынка;
-
провести сравнительный анализ различных товаров и различных участников рынка;
-
выявить незанятые ниши и разработать новую продукцию;
-
скорректировать позиционирование существующей продукции и разработать позиционирование новой.
Главным преимуществом этого метода исследования является точность полученных данных.
Бенчмаркинг
Этот вид исследования выделим в отдельный раздел главы, так как его трудно отнести к определенному виду исследований. Бенчмаркинг используется во всех сферах бизнеса и сочетает в себе формальный и неформальный методы исследования, что, вероятно, повлияло на его популярность в настоящее время.
Бенчмаркинг - это изучение и копирование удачных методик партнеров и конкурентов.
Метод бенчмаркинга предполагает выполнение следующих этапов:
1. Определение целей: вы определяете, какие области деятельности (в нашем случае - области связей с общественностью) требуют усовершенствования.
2. Выбор эталона: после проведения анализа партнеров и конкурентов вы выбираете лидера, пример, которому нужно следовать.
3. Сбор информации: вы собираете информацию о методах, которые применяет лидер, но нужно помнить, что не все методы могут быть использованы в вашем случае.
4. Корректировка методов: вы адаптируете методы к собственной ситуации, модернизируете и приспосабливаете их.
5. Внедрение: после проведенного исследования вы внедряете конечный продукт - модернизированный и скорректированный метод - в свою стратегию.
Mix-методики
Mix-методики - смешанные методы исследований, сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов. Основные виды mix-методик: hall-тесты, home-тесты и mystery shopping.
Hall-test - метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т.п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.
Home-test - аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит в домашних условиях (дома у респондента). Используется этот метод при необходимости длительного тестирования.
Mystery Shopping - метод исследований, предполагающий оценку уровня обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т.п.).
Hall-test
Для проведения hall-теста представители потенциальных потребителей приглашаются в специальное помещение (hall), оборудованное для ознакомления с товаром и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара, либо рассказать о реакции на рекламу. Выделяют следующие типы тестирования:
-
«слепое» (без объявления марки продукта) и «открытое» тестирование;
-
«оценочное» (один товар) и «сравнительное» (несколько аналогичных товаров)
Данный метод применяется:
- для оценки потребительских свойств услуг по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения;
- при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной и пиар-кампании;
- для получения информации о поведении потребителей (определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы, группы услуг, пиар-программ).
Недостатком этого метода является трудоемкость проведения тестирования. Преимуществом методики является возможность предъявления и оценки не только визуальной информации, но и аудиальной (слуховой), обонятельной, осязательной, вкусовой, а также их комбинаций. Home-test во многом схож с hall-тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товара (в течение нескольких дней). Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или набор продуктов. Упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя. Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет его отношение к данному продукту (иногда по сравнению с другими продуктами).
Метод home-тестов используется для:
- решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе;
- проверки восприятия потребительских свойств товара;
- выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей;
- определения оптимальной цены товара и других характеристик.
К недостаткам метода относятся сложность и дороговизна исследования. Преимуществом home-теста является то, что тестирование товаров происходит при тех же условиях, при которых они используются обычно.
Mystery Shopping
При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию, и Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Также Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т.п.), а это важно для специалиста по связям с общественностью - знать отношение продавцов к покупателям.
Оценка качества обслуживания производится путем личного посещения либо по телефону. Перед этим прорабатываются критерии оценки.
Как проводится этот метод исследования?
Первым делом разрабатывается подробный план - какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким критериям, на что нужно обратить особое внимание (если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета, а исследователи получают инструкции. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала и разрабатывается программа по их исправлению. Проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т.п., вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата.
Результаты Mystery Shopping позволяют выявить конкретные недостатки в обслуживании клиентов и сфокусировать тренинги именно на этих направлениях.
Конечно, все представленные средства, формы и методы осуществления ПР- технологий вряд ли стоит применять во всем их многообразии. В большей степени ПР- менеджеры применяют их сугубо выборочно. Важно другое. А именно то, чтобы с помощью соответствующего инструментария организация добивалась определенного эффекта и в осуществлении различного рода пиаракций, и выявления достаточно ясной оценки своей деятельности со стороны потребителей своих услуг.
Литература
1.Беленкова А.А. PRостой пиар. М.:НТ ПРЕСС,2007.
2.Почепцов Г.Г.Паблик рилейшнз для профессионалов М.,2005.
3.Шарков Ф.И.,Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. В 2 част. М.: Перспектива, 2002.
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения