Области применения pr.
Для западных стран стало практикой, что PR чаще всего находит свое применение в правительственных кризисных и финансовых областях. В России же и в странах СНГ на первое место пока выходит политическая сфера. Заказы на PR в этой сфере составляют почти две трети от всего их объема.
Интерес в связи с необходимостью расширения предметного поля PR-деятельности представляет один опрос британских теоретиков и практиков PR. В результате этого опроса образовался весьма широкий перечень приоритетных направлений, требующих углубленного изучения:
-
измерение и оценка;
-
определение PR;
-
необходимость объединения PR с другими коммуникативными функциями;
-
стратегическое планирование;
-
отношения с высшим руководством компании;
-
профессиональные умения;
-
влияние информационных технологий па практику PR;
-
имидж PR;
-
ожидания покупателей PR-услуг для определения их критериев успеха;
-
роль PR в организационных изменениях;
-
качество услуг PR;
-
международные вопросы;
-
этика;
-
влияние содержания масс - медиа;
-
вопросы пола (роль женщин в PR);
-
профиль рынка PR-услуг.
Конечно, это не предел того круга приоритетных направлений изучения с помощью PR-методов. Но можно ориентироваться и на это, разрабатывая стратегию деятельности российских PR-компаний.
Сама по себе реализация функций PR предполагает работу с довольно широким кругом людей. Этот круг людей в теории «связей с общественностью» подразделяется на внутренний и внешний уровни.
Внутренняя общественность включает в себя всех работающих в той или иной компании, корпорации и др. и представляет нечто целое без разделения на руководителей и подчиненных.
К внешней общественности относятся самые разные группы. И если при работе с внутренней общественностью задача PR-менеджера связывается с формированием соответствующего уровня корпоративной, то во втором случае речь идет о формировании неких целевых взаимоотношений с внешними субъектами. В современной России PR-компания чаще всего сегодня может получить заказ в сфере отношений заказчика с инвесторами.
В самом начале деятельности PR-структур в России (середина 90-х гг.) PR-услуги распределялись так:
-
21% - фармацевтические компании и медучреждения;
-
15% - финансовые структуры;
-
11% - товары повседневного спроса;
-
5% - товары длительного пользования;
-
5% - энергетические компании;
-
3% - туристические агентства;
-
2% - транспортные компании;
-
36,6% - другое.
Конечно, сегодня эта структура изменилась. Но не это главное. Главное в том, что за прошедшее десятилетие после событий 17 августа 1998 года положение PR-компаний все еще остается на уровне тех же 90-х годов. Единственное, на наш взгляд, изменение здесь состоит в том, что больший простор получили финансовые PR-консультанты и в структуре больших компаний и корпораций сложились PR-образования по работе с социальной отчетностью.
Не произошли изменения и в формах оплаты труда PR-сотрудников. До сих пор она осуществляется исключительно только на основе предоплаты и заранее определенного бюджета, а не на основе почасовой оплаты, как на западе. Это, естественно, сковывает деятельность PR-компаний, ибо многие аспекты PR-дельности возникают именно в ходе ее осуществления, а не на этапе разработки PR-программы.
Наиболее выгодными до сих пор остаются предвыборные кампании. Даже на уровне округа предвыборная кампания составляет от 200-300 тыс. долларов и не зависит от результата.
Конкретно затраты политических услуг, например, известного центра «Идем» включает в себя:
-
социологические исследования, на результатах которых составляется электоральный портрет округа – более 20 тыс. долларов.
-
разработка концепции агитационной работы и инструментария ее осуществления – 1,5 тыс. долларов.
-
разработка концепции контрпропаганды – 700 долларов.
-
учеба актива в режиме деловых игр, психотренингов по различным темам предвыборной кампании – около 2 тыс. долларов.
Отмеченные цены, конечно же, не являются «тарифным коэффициентом» для всех. Яркие PR-менеджеры, конечно, могут получать за свою работу совершенно «заоблачные» гонорары. Но, думается, чем дальше, тем больше эти гонорары будут усредняться. Ибо времена «неучтенных коробок из-под ксерокса с долларами» (время выбора Б.Ельцина на 2й срок президентства) постепенно уходят в прошлое.
Вместе с тем, коррупционная сфера вполне может включать в себя и деятельность PR-организаций. И пока чиновники будут распоряжаться государственной собственностью, возможность «получить» заказ через «откат» будет касаться и PR-организаций. Но пока, по отзывам PR-менеджеров, даже «откат» в 40% - это «прямая выгода» для PR-компаний, которых заказами «не балуют». Ибо рынок PR-услуг в современной России чрезвычайно узок.
Отсюда и та ситуация, которая определяет и сам факт существования PR-компаний, и их размеры, и многое другое в жизни этой новой структуры (PR-компаний мало и, как правило, они не многочисленны).
Влияет на все это и застарелое сохранение еще одного различия западного и отечественного подходов.
Если западный подход скорее направлен на планирование будущих действий, создание благоприятного имиджа наперед, чтобы появление отрицательных статей уже никак не могло на него влиять. То российские ориентации носят в полном смысле слова «пожарный» характер: они направлены на исправление того, что уже сформировано.
Становление российского PR представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия. История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, высказанном нами выше, о том, что PR - деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 - начале 1991 года.
Начальный этап (формальное возникновение, обучение у стран Европы и Америки, мифологизация PR, имиджмейкерство) -1990-1995гг.:
-
выход российского издания книги С. Блэка «Что такое «паблик рилейшнз»»;
-
возникновение первых PR - агентств и корпоративных служб PR;
-
создание РАСО (1991 г.);
-открытие специальности «связи с общественностью» на факультете международной информации в МГИМО.
«Золотой» этап (реальная демократия в политике и псевдорынок в экономике, PR с российской спецификой, большие PR-бюджеты, технологизация PR) - 1995-1998 гг.:
-
расцвет московского PR;
-
закрепление агентств политического консалтинга как реальных политических игроков на выборах;
-
выделение агентств, специализирующихся на бизнес-PR;
-
возникновение большой группы PR-агентства «второй волны»,
-
начало издания первого периодического специализированного PR-журнала «Советник»;
-появление национальной премии в области развития связей с общественностью «Серебряный Лучник»;
-формирование представления о PR как очень доходной сфере деятельности, неадекватно большие PR-бюджеты.
Этап реального PR (проверка кризисом, формирование рынка PR, PR как рыночная услуга) - 1998-1999 гг.:
-
PR-агентства доказывают свою жизнеспособность на рынке в посткризисный период;
-
PR теснит рекламу;
-
развитие специализации «связи с общественностью» в российских ВУЗах;
-
появление отечественной литературы по PR;
-
активизация PR-деятельности государственных учреждений;
-
ускоренное развитие корпоративных служб PR.
Этап «управляемой демократии» - 2000 г. по н.в.:
-
инерционное развитие PR в регионах, возникновение региональных PR-центров;
-
резкое возрастание числа ВУЗов, осуществляющих специализацию «связи с общественностью» (более 60);
-замедление темпов развитии PR в бизнесе и корпоративного PR с их заменой технологиями лоббизма и усилением неценовой конкуренции;
-
упадок государственного PR с его заменой технологиями пропаганды;
-
кризис политического PR;
-
увеличение роли медиабаинга (больших заказных PR, продажных СМИ вместо материалов, выходящих на основе реальных событий);
-
укрепление коммуникаций внутри PR -сообщества, общественная сертификация PR -специалистов.
Президент РАСО с 2005 года, декан факультета журналистики ПГУ М.А. Шишкина выделяет еще один - доинституциональный - период 1988-1991 гг. В конце 80-х годов на гребне экономических реформ в российском обществе появляются организации, ориентированные на связи с общественностью. К ним относятся отделы по связям с общественностью и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета (1988 г.), далее подобные отделы формируются в органах государственной власти и управления крупных областных и региональных центров. В новых информационных услугах стал нуждаться и молодой российский бизнес, который к тому времени активно использовал в основном рекламу, как наиболее простую и рентабельную коммуникационную форму. На российском рынке возникают первые отечественные фирмы, предлагающие паблик рилейшнз как услугу: в 1989 году в Москве создаются агентства «Никколо М» и «Миссия П», в 1990 — «Имиджленд паблик рилейшнз» и др. В Петербурге это произошло чуть позже - в 1991 году, когда агентство «Балт-Арт» продекларировало в качестве самостоятельного вида деятельности простейшие услуги по связям с общественностью., также, как проведение презентаций, пресс-конференции, осуществление связей с прессой.
В настоящее время в России преобладает политический консалтинг, составляющий ныне 60-70% от объема PR -услуг. Остальные 30-40% приходятся на социальный и бизнес- PR. Емкость отечественного рынка бизнеес- PR -услуг в 2000 году достигала 100 млн. долларов. Стоит отметить и тот факт, что PR -технологии (особенно в области политики) у нас зачастую приобретают оттенки от «желтого» до «черного», когда известные люди выполняют социальный заказ то одного, то другого заказчика.
По данным исследования «Сходства и различия в проведении отечественных и зарубежных PR –компаний» 47,5% PR-фирм имеют опыт работы с зарубежными коллегами. Чаще всего сотрудничество заключается в совместном ведении проектов (53,8%), реже - в участии в международных конференциях 23,1%) и обмене опытов (23,1%). При этом иностранные специалисты оценивают уровень российских коллег как средний, лишь 7,4% опрошенных проходили стажировку за рубежом, при этом 91,4% респондентов не отказались бы от такой возможности.
Данные исследования показывают, что методы и технологии работы российских и иностранных агентств различны. Западные методики более формализованы, чем российские: «у нас больше основано на интуиции, у них - на методологии». Хотя некоторые кампании пытаются работать по западным образцам.
Отечественные агентства на российском рынке по сравнению с зарубежными обладают значительными преимуществами: они знакомы с особенностями российского менталитета, своего рынка, своего сегмента, что позволяет лучше понимать свою целевую аудиторию и заказчиков, имеют определенные связи, а также предоставляют белее низкие цены на свои услуги. По тем же самым причинам затруднен выход российских агентств на зарубежный рынок.
В то же время, иностранные фирмы вполне конкурентны на российском рынке, так как владеют современными технологиями, а также большим опытом и профессионализмом. Кроме того, они более ответственны, умеют работать с клиентом, им присуща творческая и организационная составляющая.
Характерными чертами отечественной PR -отрасли являются неразвитость, отсутствие четких стандартов в работе, необязательность, бюрократизм.
Уровень требований зарубежных клиентов выше, чем у российских. Первые четко формулируют свои цели и задачи, тогда как наши заказчики обращаются с просьбами «сделай так, чтобы мне было хорошо и понравилось». Кроме того, иностранные компании не ждут сиюминутных итогов, а нацелены на долгосрочный результат.
Однако, нельзя не отметить и достижения в сфере развития PR. Так, например, в 2005 году в базе данных о связях с общественностью и рынке PR-журнала «Советник» значилось около 250 таких агентств, 150 из них имели свои представительства в Интернете. К этому времени в РАСО вступили PR-департаменты и ведущие PR-специалисты таких компаний, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Филипп Моррис», «Мегафон», «Аэрофлот – российские авиалинии» и др.
В начале 2000-х годов возникли Северо-Западное, Уральское отделения РАСО в Центральном федеральном округе, Нижегородское, Пермское и Ярославское представительства РАСО. Возникли и самостоятельные региональные профессиональные объединения в Поволжье, Оренбурге, Красногорске, на Южном Урале и др.
В 2001 году возникла CERP-Students-Russia – российская ветвь студенческого отделения Европейской конфедерации по связям с общественностью, а в 2003 году – РАССО – Российская ассоциация студентов по связям с общественностью.
В 1994 году состоялся первый выпуск студентов МГИМО по специальности «Связи с общественностью». А к 2005 году количество ВУЗов, имеющих лицензию по этой специальности, превысило 120. Сегодня таковых еще больше.
Профессия «специалист по связям с общественностью» - такая таинственная и суперперспективная совсем еще недавно, стала сегодня доступной для сотен молодых россиян…
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения