1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
В связи с вышесказанным в сегодняшней России сложилась ситуация при которой PR определяется просто как сумма определенных приемов.
В принципе, можно сказать, что все это практическое продолжение деятельности PR-компаний Запада по улучшению отношений между заказчиком и какими-то конкретными социальными объектами – прессой, электоратом и т.п.(вспомним о фирме Эдварда Бернейса, упоминавшейся выше). Кстати, и у нас уже есть аналоги деятельности некоторых PR-компаний. Но вряд ли наши PR-компании и их руководители проявляют такую же свободу, как Бернейс, отказавшийся от предложений о сотрудничестве с такими одиозными фигурами, как Гитлер. Ситуация с российской демократией вряд ли может позволить так вольно поступать специалистам по ПР. Именно поэтому те из них, кто получает крупные заказы от правительственных структур, практически воспроизводят характер деятельности советских социологов, поставлявших «практический материал» для прославления советской идеологии и «образа» жизни россиян того времени. Хотя, заметим, тот же Гитлер наверняка использовал в своей пропагандистской деятельности идею того же Бернейса (книга Эдварда Бернейса 1923 года издания, кстати, была настольной книгой его министра пропаганды Геббельса).
Конечно, «обстоятельства с демократией» накладывают отпечаток на все действия российских специалистов по PR. В мире двойных стандартов, характерных для современной российской действительности, весьма не просто озвучить действительно необходимые рекомендации. Поэтому при решении проблем продвижения, например, политика или товара и используются технологии умиротворения электората или потребителей приятными для их слуха и менталитета характеристиками. Хотя последнее – это то, что характерно для «заказчиков PR-акций» при любой власти.
В этом плане вряд ли чем отличается поведение, например, кандидатов в Президенты в США и в современной России. И там, и там претенденты действуют по одному сценарию, разработанному PR-менеджерами США и России.
Разве что инцидент с «приемником» в постсоветской России является специфичной «находкой» российского PR-менеджмента. Но это «изюминка» не постсоветского PR-менеджмента, а скорее простая реанимация советских политических стереотипов.
В целом же как для Запада, так и для современной России сам процесс менеджмента в области PR представляет стандартные шаги для любого рационального действия. Эти шаги описаны в той же книге Эдварда Бернейса. Они включают в себя:
1. определение проблемы
2. планирование и программирование
3. действие и коммуникацию
4. оценку программы.
Вкратце охарактеризуем каждый из этих шагов.
-
Определение проблемыб.
Данный шаг необходим для любого исследователя. Ибо чем точнее и определеннее цель исследования, четко определены задачи ее реализации, тем реальнее возможности их решения. Но эту цель невозможно определить без осознания некоей проблемы, из-за которой, собственно, и возникла сама необходимость PR-акции.
Поэтому на первом этапе важно уяснить на основе различных источников суть этой проблемы. (Вспомним как это реализуется в социологии при разработке методологической части программы конкретно социологического исследования).
2. Все это и позволяет на втором этапе – планирование и программирование – определить конкретную цель и задачи разрабатываемой программы PR-действий.
3. Третий шаг – действие и коммуникация – включает в себя такие элементы, как: стратегии действия, коммуникативные стратегии, планы реализации программы.
4. Четвертый шаг – оценка программы- состоит из двух направлений: планы оценки, в которых разрабатываются объективные критерии оценки будущих действий (например, клиенту сообщают, что в случае реализации данной программы его шансы стать президентом повышаются с 0% до 51%). Второе направление – это обратная связь и план пересмотра программы.
1.7. PR-организации.
Первое, что возникает при анализе проблем организации PR-деятельности, - это вопрос о том, как организационно оформить PR-деятельность. Конечно, в крупных компаниях, организациях и т.п. необходимо создать какое-либо специальное подразделение по PR. В средних и малых компаниях лучше всего пользоваться услугами консультантов.
Что касается таких деталей организации, как, например, количество работников в отделе PR, подчиненность его руководителю и т.п., то это должно решаться конкретно в каждом случае, но думается, что здесь вряд ли возможны случаи расширения штата PR-сотрудников как, например, в корпорации Фиат, где PR-деятельность (в том числе и ее организационным обслуживанием) занимаются 200 человек.
1.8. PR-цели и средства.
Целью PR всегда является потребитель. Средства же весьма многообразны и зависят от умения PR-менеджеров. Так, например, в советское время одним из ярких средств стало отечественное кино. Это сейчас возникает полемика вокруг, например, фильма «Кубанские казаки». В период же первых демонстраций этого фильма у зрителей вряд ли возникал вопрос о том, что во всей России не было показанных ситуаций и в богатстве, и в организации труда колхозников и т.п.
В современных условиях более эффективны такие средства как: пресс-конференции, выступления в СМИ. Все что требует весьма непростой подготовительной работы PR-менеджеров. Даже знакомые слова Генри Киссинджера на своем первом брифинге в роле госсекретаря: «У кого есть вопросы…к моим ответам?» - наверняка были подготовлены PR-менеджерами.
Литература:
-
Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2006.
-
Бочаров М.П. Истрия паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. М., 2000.
-
Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2008.
-
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов.М.: «Рефл- бук»- 2005.
-
Татаринова Т.Н. Управление общественными отношениями. СПб.: Питер, 2004.
-
Шарков Ф.И.Основы теории коммуникации. Учебник. Изд. «Перспектива», 2002.
-
Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз (связи с общественностью). М., 2007.
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения