Pr как профессия.
Сегодня курсы PR читаются во многих университетах России и стран СНГ. Но до сих пор сама подготовка студентов по специальности PR не стала целостной частью вузов – специальным факультетом, где бы преподавался целый круг дисциплин по данной специальности. Ясно, что данная ситуация еще не вызывается современной практикой жизнедеятельности России. Но очевидно и другое: рыночная направленность развития российского общества стала единственной альтернативой его развития и именно она открывает какие-то новые пути развития и самой образовательной сферы.
При реализации данной ситуации вряд ли возникает та противоречивость, которая свойственна сегодня при выборе конкретного вуза и его специализации. Так, например, вряд ли стоит России идти сегодня по пути США, где более 75% специализаций по PR расположены на факультетах журналистики. Вряд ли верно и то, что в некоторых отечественных университетах специализация по PR расположена на факультетах чисто гуманитарного направления. Что касается конкретного места данной специализации в РГСУ, то ее место не только на гуманитарном факультете, но и на факультетах управленческого цикла.
Пока, видимо, вряд ли стоит открывать данную специализацию на социологическом факультете. Да, PR–менеджеры должны обладать широкими знаниями в области методологии и методики конкретных социологических исследований. Собственно, как и навыками журналиста. Но как раз эта необходимость-то и становится главным аргументом создания специальных факультетов по PR, в рамках которых стало возможным осуществлять многостороннюю подготовку специалистов по PR. Ну а размещение данной специализации на факультетах социального управления – это первый шаг на пути создания специальных факультетов по PR.
Известный автор истории развития американского PR Э.Бернейс еще в 20-е годы XX века замечал, что общество не должно позволять каждому выступать в роли эксперта после того, как он сам себя назовет специалистом по PR. Ведь вы же не позволите этого делать в случае с врачом, утверждал он, требуя лицензирования данной специальности, как и любой другой.
Но, как известно, и лицензировать должны специалисты именно в той сфере, профессионалов которой и должны готовить соответствующие учебные заведения. Были ли в СССР и в постсоветской России таковые?
На наш взгляд, нет, не было. Как известно, формирование российской PR-отрасли началось на рубеже 80-90 годов XX века, т.е. на рубеже смены одной экономической формации другой. В силу этого PR-отрасль вобрала в себя особенности агитации и пропаганды советской системы, а затем - в начале 90-х годов стала вбирать в себя современные PR-теории и технологии, которые демонстрировали в то время в России зарубежные PR-структуры. На базе всего этого и были созданы первые отечественные PR-агенства – «Никколо М», «Имиджленд PR», «Имидж-Контакт» и другие. Ясно, что в багаже этих «PR-агенств» превалировал явно не новый опыт PR-деятельности, которого в СССР не было, а в новой России еще не появился.
Толчок к целевой направленности образовательной сферы PR в определенной степени дали, возникшие в 90-х годах специализированные ассоциации. В 1991 году была образована Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) в качестве общественной некоммерческой организации с правами юридического лица. Ее учредители, главными из которых были – Союз журналистов СССР, Управление информации МИД СССР, МГИМО – Университет МИД РФ, Ассоциация работников рекламы и др. в общем-то, и «целенаправили» сам процесс подготовки будущих PR-специалистов. Уже через несколько лет – к 2005 году РАСО являлась некоммерческим партнерством «РАСО – связи с общественностью», число учредителей сократилось до трех: Союз журналистов России, МГИМО МИД РФ и Национальная рекламная ассоциация.
Ясно, что и в начале 90-х годов, и сегодня такой узкий круг учредителей РАСО явно не способствует расширению круга образовательной подготовки PR-специалистов. Не способствует этому расширению и та неспешность развития новой России, которая и является главным фактором неразвитости образования в целом. Как собственно, и всех институтов социальной сферы. Институциональных изменений в этой сфере до сих пор не произошло. И все-таки, отметим, что сам факт многостороннего и предметного подхода к вопросу подготовки специалистов по PR, во многом прояснит и многие специфические стороны осуществления его в современной России. А это придает практике PR-деятельности в России более широкий охват конкретных объектов, не ограничиваясь лишь иностранными фирмами, как сейчас. А это предполагает и сам факт развития российского бизнеса о чем разговор идет с первых моментов провозглашения рыночного (капиталистического) пути развития России.
Можем ли мы сегодня – в канун 2009 года говорить о том, что российский бизнес вполне «созрел» для использования PR и маркетинговых технологий? Многие исследователи и политики могут ответить на этот вопрос положительно. А как дело обстоит в действительности?
Думается, что прямой ответ на этот вопрос малопродуктивен. Можно привести много «за» и «против», но так и не прояснить истину.
Другое дело, если мы обратимся к рассмотрению мотивационной модели бизнеса на основе известной пирамиды человеческих потребностей Абрахама Маслоу, построенной известным маркетологом В.М.Терщенко.19
Надписи в левой колонке рисунка 1 относится к пирамиде Маслоу, надписи в правой колонке – к мотивационной модели бизнеса. Напоминаем, что, согласно Маслоу, человек поднимается на более высокую ступень потребностей после полного удовлетворения потребностей более низкого уровня.
потребность в самоутверждении лидеры рынка стремятся к новым вершинам
(саморазвитие и самореализация) (уровень миссии)
потребность в уважении компании борются за лидерство и репутацию
(самоуважение, признание, статус) (уровень целей)
социальные потребности субъекты рынка ищут себе компанию
(чувство духовного родства, любовь
потребность в самозащите охотники защищают добытое
(безопасность, защищенность)
физиологические потребности новички и неудачники пытаются
(еда и питье) выжить
Рис. 1. Иерархия потребностей Маслоу в применении к бизнесу.
Эта модель особенно показательна для российских компаний. Большинство из них пребывают на первых трех ступенях развития, где понимание и ощущение рынка только начинают появляться, сменяя более мощные инстинкты выживания и накопления.
На третьей ступени возникает любопытство к понятиям «маркетинг», «менеджмент», «исследования» и пр. не более 5 % фирм поднялись на четвертую ступень, а компаний пятой ступени на момент написания книги автору не известно. Проблема в том, что маркетинг, реклама, управление и другие важные элементы рыночного соревнования – критерии нахождения как раз на четвертой или пятой ступени пирамиды.
По мнению В.М. Терещенко, 95 % российского бизнеса пребывает где-то на второй и третьей ступени пирамиды или между ними. Ведущие западные фирмы парят на уровне четвертой и пятой – т.е. парой ступенек выше. Этот-то разрыв и является проблемой, требующей радикального решения. И ее не может решить государство указом президента. Это дело самих бизнесменов. Но пока именно государство мешало им это сделать.
Внесут ли какое-то изменение в этот процесс первые законодательные шаги Президента РФ Д.А.Медведева о сокращении вмешательства государства в деятельность малого бизнеса – это-то и станет началом подъема российского бизнеса на более высокие ступени выше представленной пирамиды. И именно тогда, когда отечественные компании перестанут пресмыкаться перед чиновниками, «координирующими» бизнес «в своих собственных интересах», а начнут бороться за лидерство и репутацию между собой, тогда и настанет истинный расцвет в первую очередь именно для PR-а, а попутно и для технологий, как упоминалось выше – капиталистического соревнования.
- Глава I. Управление общественными отношениями и общие стратегии pr.
- Pr как наука.
- История возникновения и развития связей с общественностью.
- Принципы и функции связей с общественностью.
- Целевые аудитории в связях с общественностью.
- 5. Приемы коммуникативного воздействия pr.
- 1.6. Основные элементы проведения компании по pr.
- Глава II. Основные подходы к pr.
- Pr как профессия.
- Области применения pr.
- Маркетинговые стратегии в pr.
- Социальная реклама.
- Технологии оздоровления национального самосознания.
- Глава III. Pr-символы в системе корпоративных отношений.
- 3.1.Система формирования имиджа.
- Объекты и методы формирования имиджа.
- Психологические аспекты создания образа.
- 3. 2. Архитектура бренда.
- 3.2.1. Сущность понятия « бренд» и построение архитектуры бренда.
- 3.2.2. Основные этапы построения архитектуры бренда.
- Глава IV. Пр и средства массовой информации.
- 4. I. Сми как основной канал воздействия pr- технологий.
- Массовые коммуникации.
- 4.1.2.Сми как медиаполитическая система.
- 4.1.3.Управление средствами массовой информации и информацией.
- 4.2. Сми с точки зрения их типологических особенностей и возможностей охвата целевых аудиторий.
- Телевидение.
- 4.2.2.Радио.
- 4.2.3.Печатная пресса.
- Глава V. Pr и политические технологии.
- Этапы развития политических pr-технологий.
- 5.2. Теоретические основы организации политических pr-технологий.
- 5.2.1. Элементы интегрированной технологии проведения избирательной кампании.
- 5.2.2. Элементы обеспечения эффективности избирательной кампании.
- 5.3. Современные избирательные pr-технологии.
- 5.3.1. Классификатор «грязных пр-технологий».
- 5.3.2. Современные западные избирательные пр-технологии.
- Глава VI. Инструментарий Public Relations.
- 6.1. Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации.
- 6.2. Политические перформансы.
- 6.3. Пресс-релизы.
- 6.4. Пресс-конференции.
- Презентации.
- Электронные презентации.
- 6.7. Деловые письма как инструмент pr.
- 6.8. Устные выступления.
- Формы и методы исследования связей с общественностью.
- Неформальные методы исследований.
- 6.9.2. Формальные методы исследований.
- Глава VII. Правовые и этические особенности пр: мировой и российский опыт.
- 7.1. Мировой опыт регулирования пр.
- Зарубежный опыт правового регулирования пр.
- 7.1.2. Роль международных и национальных профессиональных сообществ в разработке этических профессиональных стандартов по пр.
- 7.2. Российиский опыт регулирования пр.
- 7.2.1. Российское законодательство и управление общественными связями.
- Часть I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников рr, налагаемые на них настоящим Кодексом
- Часть II. Общие профессиональные обязанности
- Часть III. Специальные профессиональные обязанности по отношению к клиентам и нанимателям
- Часть 1. Сферы применения Хартии
- Часть 2. Подписание Хартии новыми Участниками
- Часть 3. Заключительные положения