logo
учебник упр-е обществен

Телевидение.

По данным Национальной ассоциации телевещателей, в начале 2000-х годов в России насчитывалось около 100 государственных (из них 88 в регионах) и около 150 негосударственных телекомпаний; 9 телевизион­ных каналов, принимаемых более чем половиной населения страны (из них 2 государственных); в 200 городах России действовали по 10—12 от­крытых (не требующих подписки как кабельные) телеканалов.

Ниже приводятся данные о влиятельности каналов с точки зрения возможностей их приема в городах с населением свыше 400 тысяч че­ловек.

Таблица 4.1.

Возможности приема телеканалов в городах с населением более 400 тысяч человек, %

Канал

Доля населения

Первый

99.6

Россия

98.8

НТВ

87.9

«Культура»

49.6

«Спорт»

57.3

7ТВ

54.2

СТС

54.8

Ren-Tv

47.8

ТНТ

41.2

ДТВ

39.3

ТВ «Центр»

47.4

«Домашний»

43.5

Кабельное («Столица»)

14.5

Спутниковое («Космос-ТВ»)

3.9

Если в «застойный» период все классификационное разнообразие советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов XX века российское телевидение клас­сифицировалось по значительно более разнообразным и сложным кате­гориям:

1. По способу трансляции оно подразделялось на:

- эфирное (все вещательные организации, использующие традици­онный способ распространения телесигнала от телевышки до телесисте­мы потребителя);

- спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний. В России эру непо­средственного спутникового телевещания открыли в конце 1996 года че­тыре канала «НТВ+»);

- кабельное (компания «КТВ-1», «Столица», кабельные сети в горо­дах России).

2. По типу деятельности:

- вещательные компании, осуществляющие телетрансляцию про­грамм (в том числе компании, лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве своем — универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

- программопроизводящие компании (продюсерские фирмы);

- дистрибьюторы.

3. По охвату аудитории:

общероссийские;

региональные;

местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

Для характеристики охвата аудитории используется понятие «доля аудитории», которое определяет процент более-менее постоянной аудито­рии телеканалов. Так, у «Первого канала» и «России» она составляет 20— 25%; у НТВ, СТС - 10-12; у телеканала «Домашний», ТНТ, Ren-Tv - 5-7; у ТВЦ, «Культуры» - 3-5; у Муз ТВ, МТV, 7 ТВ - 1 %.

4. По форме собственности:

- государственные;

- негосударственные (акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью, а также корпорации, киноассоциации, продюсерские центры, концерны, независимые телестудии);

- смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

Развитие «экономического плюрализма» ведет к подлинной многопро­граммности. В Москве, например, в начале 2000-х годов не составляло труда подписаться на просмотр (без установки антенны спутникового телевидения) пакета программ из 9 или 16 зарубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, французская ТВ-5, германская ПРО-7, американский «Супер-ЧЭНЕЛ», Евроспорт, Си-эн-эн, МТВ и др.

Владельцы спутниковых антенн имеют еще большие возможности: в Москве и ее окрестностях принималось более ста телеканалов. Спутники Intersat транслируют 5 телепрограмм Италии, 4 — Норвегии, 3 — Англии; спутники Astra позволяют принимать 9 программ ТВ Германии, Англии и США; 9 турецких каналов телевидения транслировал спутник Tursat.

Таким образом российская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование телевизионных каналов по:

- тематическому признаку (например, «НТВ+» предлагает такие спут­никовые каналы, как «Наше кино» — отечественный кинематограф, «Мир кино» — зарубежные фильмы, «Спорт», «Футбол»—спортивные программы, «Детский мир» — программы для детей и т.п.);

- аудиторному (адресному) признаку — для детей, молодежи, женщин, пенсионеров и т.д.

- учредителю (мэрский, президентский канал, канал творческих сою­зов);

- национальному признаку (республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории сво­их национальных образований);

- территориальному признаку — общегосударственная, местная, меж­государственная (телекомпания «Мир»), объединенная региональная (Средняя Волга, Западная Сибирь и т.д.) программы, сетевой канал, продающий в регионы пакеты программ для вещания на дочерних станциях (СТС, ТНТ, Ren-Tv);

— по источнику финансирования:

а) государственный (бюджетный) телеканал;

б)платный (функционирует за счет абонентской платы телезрителей либо подписной по аналогии с печатной периодикой);

в) общественный (существует за счет фондов общественных органи­заций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц);

г) коммерческий — самоокупаемый прежде всего за счет рекламы;

д) арендный (политическая партия, общественная организация, част­ное лицо или продюсерская телефирма арендуют время у вещательной организации).

Разумеется, что пользоваться «телевизионными благами» может глав­ным образом продвинутая городская аудитория. И если речь, например, идет о федеральной президентской кампании, то доминирующую и опре­деляющую роль в ней играют охватывающие до 99,6% телезрителей кана­лы «Россия» и «Первый».

В то же время за пределами столь глобальных проектов у РR -специалиста имеется возможность поиска и последующего использования организационно, тематически и количественно адекватного его задачам телевизионного сегмента.